Нелло Санти в Москве

На концерте оркестра и хора театра Сан-Карло

Евгений Цодоков
Главный редактор

В Москве прошло музыкальное событие, на которое в прессе почти никто не обратил внимания. Да и на самом концерте я известных музыкальных обозревателей не заметил. А зря! Этот концерт оказался замечательным и достойным того, чтобы о нем написать.

Уже название этой статьи говорит о многом. Не «Концерт оркестра и хора неаполитанского театра Сан-Карло», а именно – «Нелло Санти в Москве». И не потому, что эти оркестр и хор были плохи или неинтересны. Нет, они оказались вполне достойными, но Санти!..

Около 10 лет назад в нашем журнале появилась публикация о нём: «Возможно, он просто гений?». Это был первый материал об итальянском дирижере в Рунете, и мы по праву гордимся им. Тогда кому-то показался слишком комплиментарным эпитет «гений». Я и сам не очень люблю разбрасываться такими словами. Но сегодняшняя реальность подтвердила правоту автора публикации. И нам не стыдно за такие высокие слова о дирижере. Отсюда и название нынешней рецензии.

На наших глазах творилось чудо – весьма неплохой коллектив – оркестр и хор театра Сан-Карло – под руководством маэстро оказался способным творить чудеса, пускай не в течение всего времени выступления, но во многих его фрагментах. А незамусоленная музыка Верди заиграла яркими и новыми красками, как бы подтверждая уникальность таланта композитора.

Не лишним будет здесь по этому поводу сделать отступление. В России всегда относились к Верди как-то свысока, немного снисходительно. Реверансы в сторону его места в истории оперы всегда были с оговорками об «итальянщине», поверхностности многих страниц великого композитора, отсутствию подлинной глубины и т. д. Все это началось с «кучкистов» и иже с ними. Почвенничество и национальный «угар» позволяли даже маститым и достаточно серьезным отечественным музыкантам бросаться пренебрежительными эпитетами по отношению к пресловутой «итальянщине». Использовались как свои высказывания в духе русофильской «сермяжной» правды, так и импортные – среди них еще не самым пренебрежительными были такие перлы, как вагнеровское – «оркестр Верди – «большая» гитара» и др. И вот сегодня можно было линий раз убедиться в том, что это за «гитара»! Причем касается это даже не самых популярных опусов композитора.

Но вернемся к нашей теме. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и организаторы концерта преподнесли москвичам замечательный подарок. Сам Нелло Санти, один из последних могикан старшего дирижерского поколения пожаловал к нам в гости.

Нелло Санти

Родившийся в 1931 году в Адрии, Санти учился в Падуе, там же и дебютировал как дирижер на оперной сцене 60 лет (!) тому назад в 1951 году, исполнив «Риголетто». В 1958-69 был главным дирижером Цюрихской оперы (дебют в Бале-маскараде), сохраняет творческие контакты с этим театром в течение всей своей карьеры. Основные вехи его творческого пути (включая дебюты в Ковент-Гардене, Венской опере, Метрополитен) отмечены в уже упомянутой выше публикации нашего журнала. Не будем повторяться. Добавим лишь несколько штрихов. На Зальцбургский фестиваль 1960 года для исполнения «Дон Карлоса» его персонально пригласил Караян. С 1970 Санти регулярно появлялся на фестивале Арена ди Верона (дебют в «Манон Леско»). Закончил свои многолетние выступления в Метрополитен в 2000 году (всего более 400 спектаклей), исполнив «Риголетто». С его цюрихским творчеством можно ознакомиться по записям спектаклей «Роберто Деверо» (1972), «Набукко» (1973), «Манон Леско» (1975), «Норма» (1979), «Разбойники» (1982), «Пират» (1992), «Севильский цирюльник» (2001), «Риголетто» (2005) и др. Весьма рекомендую также послушать в «живых» записях его трактовки «Сомнамбулы» (Ла Фениче, солисты Скотто, А.Краус, Винко), венских постановок «Дон Карлоса» (1976, солисты Арагаль, Френи, Каппуччилли, Гяуров, Коссотто), «Андре Шенье» (1981, с Бенячковой и Доминго) и «Травиаты» (1982, Груберова, Каррерас, Нуччи), «Девушки с Запада» (1983, Ковент-Гарден с Доминго и Неблетт). К одной из лучших принадлежит студийная версия «Паяцев» (RCA, солисты Доминго, Кабалье, Милнс). Среди многочисленных записей спектаклей театра Метрополитен нельзя не сказать про Бал-маскарад» (1962, Бергонци, Ризанек, Меррилл и др.), «Силу судьбы» (1965, солисты Корелли, Туччи, Бастианини и др.), «Тоску» (1977, солисты Бамбри, Джакомини, Милнз)… Всего не перечислишь. Записей его спектаклей очень много.

Активность маэстро сохраняется и нынче. Среди его постановок последних лет «Ирис» Масканьи (2008, Триест), цюрихские постановки «Лючии ди Ламмермур (сезон 2009-10), «Севильского цирюльника (сезон 2010-11) и др. На 2012 год запланированы «Полиевкт» Доницетти (Цюрих), «Отелло» (Парма) и др.

Московский концерт показал, что Санти находится в отменной форме. Все «бытовые» признаки старости исчезают, как только он встает за пульт. Легко и с «высокой» энергетикой выдержать двухчасовой концерт без антракта может не каждый.

Весьма любопытной оказалась программа. Наряду с несколькими популярными номерами (увертюра и хор Va, pensiero из «Набукко», увертюра к «Сицилийской вечерне») в ней оказались и незаигранные для отечественного слушателя вещи – увертюры к «Жанне д’Арк» и «Битве при Леньяно», а также «Стабат матер» и «Те Деум» для хора и оркестра, принадлежащие к циклу «Четырех духовных песен», сочиненных композитором в самые поздние годы жизни (1-е исполнение в 1898 году), когда он тяжело переживал утрату любимой жены.

По наиболее известным номерам программы можно сравнивать творческую манеру Санти с другими маститыми дирижерами. Увертюра к «Набукко» звучала, если так можно выразиться, благородно, чего весьма не просто добиться в этой достаточно помпезной и бравурной музыке раннего Верди. Заигранный «до дыр» хор пленных иудеев нынче почти невозможно слушать, однако сдержанная трактовка Санти лишила его чрезмерной гимнической окраски, сделав более задушевным. Вряд ли сама музыка от этого сильно выиграла, но, по крайней мере, она очистилась от шлягерной шелухи. Пожалуй, это были самые «необязательные» эпизоды концерта. Зато в увертюре к «Сицилийской вечерне» идеально сошлись блеск узнаваемости с замечательным драйвом, заложенным в самом материале. Эта несравненная по яркости музыкальная пьеса стала лучшим номером «светской» части концерта. Особенно восхитительными были знаменитые распевы виолончелей в побочной теме. Не подкачали деревянные духовые во вступлении. Апофеоз виртуозной коды достойно завершил исполнение.

«Битва при Леньяно» около 30 лет назад ставилась в театре Станиславского, я слушал ее, но не припомню, чтобы увертюра тогда звучала так интересно. Военная тема наложила отпечаток на структуру этой музыки. Есть соблазн превратить ее в репертуар для духовиков с доминантой «меди» (кстати, популярно переложение этого опуса именно для духового оркестра), чего Санти счастливо избежал. Достаточно скромную по своим художественным достоинствам увертюру к «Жанне д’Арк», тем не менее, было также интересно слушать, ибо маэстро удивительно умело извлекал из ее звуковой ткани массу нюансов.

Переходя к духовной части концерта, хотелось бы, прежде всего, заметить, что у нас эта музыка композитора, практически, не звучит. И напрасно! Придя на концерт не только как слушатель, но и по долгу «службы» в качестве рецензента, я иногда специально следил за реакцией зала и убедился, что публика была весьма готова воспринять «другого» Верди и прониклась звучанием этих одухотворенных опусов, слушала их, затаив дыхание.

«Те деум» - последняя из цикла 4-х духовных песен композитора - насыщена изысканной и, в тоже время, строгой музыкальной звукописью «состояния», а не «развития» (что несколько отличает ее от «Стабат матер», где нет-нет, да и прорываются оперно-драматургические интонации). Здесь присутствуют «плавающие» нисходящие секвенции на фоне почти импрессионистических нонаккордов и проникновенные органные пункты, брутальные возгласы меди в си-мажорной экстатической теме и высокое звучание струнных в сочетании с флейтами, напоминающее о том, что сочинение создавалось уже в поствагнеровскую эпоху, и многое другое. Использует Верди и низкую V ступень в мелодических оборотах, придающую ощущение неожиданности и «смятения духа». Санти и чутко откликающемуся на его жесты оркестру удалось раскрыть все эти и другие нюансы рельефно, но без театральной патетики, свойственной, например, известной трактовке Зубина Меты. Полифоническая структура ряда эпизодов хоровой партии была хорошо артикулированной и сбалансированной по группам голосов. Пожалуй, лишь сольные возгласы сопрано в финале выглядели резковатыми по звучанию.

Начало «Стабат матер» впечатляет. Неожиданный хроматический полутон после «пустой квинты» сразу «берет в плен». В дальнейшем Верди не всегда удается в этом произведении органично выдержать такой начальный накал, и свежо звучащие ходы, подчас, перемежаются с ходульными оборотами и приемами, что снижает цельность впечатления. Некоторые мотивы напоминают оперного Верди, а подчас есть и неожиданные, скорее всего, случайные интонационные параллели, например, с 4 картиной «Пиковой дамы». Впрочем, и это сочинение очень достойно представляет нам творчество старого мастера, а интерпретация Санти выглядит убедительной.

Этот концерт со всей очевидностью показал несколько поучительных вещей. Во-первых, дирижер своей волей и мастерством может способствовать раскрытию дополнительного творческого потенциала почти любого профессионального оркестра. Второе: к сожалению дирижеров, способных проявить такую волю, а, подчас, и диктат, на которые были способны Тосканини, Караян, Шолти и ряд других выдающихся маэстро, осталось мало даже среди знаменитых. Это печальная реальность современного режиссерского музыкального театра. Однако все же кое-кто может быть назван. К бескомпромиссным и волевым дирижерам, например, принадлежит Мути, но не относится пускай и очень талантливый «соглашатель» Баренбойм. Санти из числа первых! И последнее. Санти никогда специально не «делал» карьеру, он всегда творил искусство.

Завершая, скажу: оперный концерт даже без солистов может оказаться впечатляющим. Именно такой случай и имел место в воскресный осенний вечер 23 октября в Москве.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сан-Карло

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ