И снова «Симон Бокканегра» из «Ла Скала»…

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Реплика по поводу киноверсии на большом цифровом экране

Это не рецензия на спектакль: в свое время она была уже опубликована. Это и не рецензия на кинопоказ записи этой постановки, на котором в последние дни ушедшего года я побывал в кинотеатре «Художественный». Когда тебе выпадает возможность увидеть спектакль вживую, рецензировать его виртуальную копию уже не имеет смысла, ведь подобное рецензирование, к которому неоднократно обращался по разным поводам и я, всегда выступает неизбежным компромиссом в отсутствии возможности увидеть (и что главное – услышать!) живой подлинник. Именно поэтому рецензия на живой спектакль и рецензия на его виртуальный образ — вещи абсолютно несовместные. Это два настолько же разных жанра, насколько разными являются опера в театре и опера на экране, представляющая высокотехнологичный слепок с оригинала.

Повторные оперные показы компании «Невафильм», подобно недавнему «Симону Бокканегре», случаются в Москве далеко не часто, но я стараюсь их отслеживать и всегда с большим удовольствием их посещаю. Случай же с «Симоном Бокканегрой» из «Ла Скала» для меня — особый, и я давно ждал наступления этого момента, ибо впервые мне представилось увидеть и вновь пережить на большом экране то, что когда-то давно было «пережито вживую» (до этого я видел на большом экране лишь только постановки, «личного» знакомства с которыми у меня не было). Я ждал этого момента даже несмотря на то, что давно уже обзавелся и собственной видеокопией этого спектакля, ибо мне было чрезвычайно важно увидеть это на большом экране с совершенным качеством картинки и звука. Несмотря на то, что эта постановка мне хорошо знакома, кинематографическая крупноплановость подачи действенного сюжетного развития неожиданно открыла в ней новые смысловые грани и психологические пласты.

Сидя в зрительном зале кинотеатра и при этом находясь с певцами буквально на одной сцене, я ловил себя на мысли что я – один из участников сюжетных событий, один из тех плебеев или патрициев, которые общаются с Дожем Генуи Симоном Бокканегрой в измерении его собственной человеческой ауры, общаются как со своим старым добрым приятелем (тем более, что в лице великолепного актера Пласидо Доминго, весьма удачно примерившего на себя партию баритона, это общение было вдвойне впечатляющим). Из ложи театра «Ла Скала» я видел и слышал, конечно, много: я видел спектакль, я видел все мизансцены постановки, я внимал живому звучанию голосов, но при общем оптимистичном настрое я подмечал и какие-то недостатки общего плана, к примеру, нарочитый аскетизм и минимализм вполне традиционных сценографических решений. В театре это очень бросалось в глаза, однако на экране уже воспринималось, как достаточно реалистичная и даже помпезная картинка, которая вдруг обрела цельность визуального восприятия. А великолепно стилизованные под историческую эпоху костюмы, выполненные в достаточно скрупулезной технике шитья, на экране начинают жить своей новой, даже еще «более реалистичной», чем в театре, жизнью.

Отдельные недостатки при живом восприятии неизбежно подмечаешь и у певцов. У баритона Доминго (Симона Бокканегры) это были микронедостатки, не носившие систематического характера. Напротив, у Ферруччо Фурланетто (Якопо Фиеско) были одни сплошные вокальные проблемы. У яркого живого звучания несомненно впечатлившей Аньи Хартерос (Амелии Гримальди) был лишь один недочет – его жесткость, резкость, отсутствие певучей кантилены. За очень неровного тенора Фабио Сартори (Габриэле Адорно), находясь в театре, постоянно приходилось переживать, не сорвался бы только, но, слава Богу, всё обошлось. А что же саундтрек «Симона Бокканегры»? Общую вокальную ситуацию он значительно облагораживает и улучшает, так что, при просмотре в кинотеатре, те вокальные проблемы, которые явно обозначились в оперном театре, сразу отступают на второй или даже третий план, теряя свою актуальность. И в этом «парадоксе» ничего удивительного нет: меломанами он неоднократно уже проверен на собственном опыте.

Так, что да здравствует опера на экране! Да здравствует этот весьма специфичный музыкальный жанр, который, пусть и не дает абсолютно точного представления о реальном звучании голосов и постановке, всё же выполняет невероятно важную музыкально-эстетическую функцию. Должен признаться, что от этого кинопоказа «Симона Бокканегры» я получил удовольствие не меньшее, чем от живого спектакля, а в какие-то его отдельные моменты, пожалуй, даже и более сильное. Однако не следует думать, что опера на экране может заменить оперу в театре. Заменить не может хотя бы потому, что опера на экране – прямое порождение оперы в театре. Но зато, опера на экране, к радости многочисленной армии меломанов во всем мире, оперу в театре может весьма успешно дополнять, ведь вживую увидеть и услышать все оперные постановки, что ставятся на пяти континентах, при всем желании просто невозможно!

На фото (Marco Brescia, Archivio Fotografico del Teatro alla Scala):
П. Доминго (Симон Бокканегра), А. Хартерос (Амелия Гримальди)

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ла Скала

Театры и фестивали

Пласидо Доминго

Персоналии

Симон Бокканегра

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ