«Риголетто» по-полянски

«Риголетто» по-полянски
Специальный корреспондент

Морозным вечером 25 января 2012 года, в праздник всех Татьян и студентов, московская публика получила очередной подарок из серии концертных исполнений опер от маэстро Полянского. Прозвучала опера Джузеппе Верди «Риголетто». Вместе с Государственной академической симфонической капеллой России под руководством Валерия Полянского на сцене Концертного зала им. Чайковского выступили солисты московских театров, а также солисты самой капеллы.

Опера «Риголетто» (либретто Ф. Пиаве), премьера которой состоялась в 1851 г. в театре «Ла Фениче» в Венеции, имела переломное значение в развитии оперного искусства — именно после нее композиторы отошли как от героических историй, так и от буффонады и перенесли своё внимание на музыкальную психологическую драму. В условиях концертного исполнения, когда на сцене, пусть и принарядившиеся для выступления, но все же просто люди — наши современники, вневременной характер переживаний героев оперы обостряется как нигде.

Без грима, накладных горбов, бубенчиков и кринолинов, мы видим просто страдающего от разрушительных последствий собственного эгоизма отца; не способную справиться с пробуждающейся женственностью дочь, выросшую в недостатке материнской заботы; безответственного молодого богача – прожигателя жизни и его прихлебателей-интриганов; рассудительного бандита со своей специфической криминальной этикой; беспринципную соблазнительницу – современные персонажи, не правда ли? Не случайно цензоры пеняли композитору за выбор «непристойно тривиального» сюжета для оперы – проблемы героев действительно вечные и нерешаемые, но каждое музыкальное сопереживание слушателей их истории делает мир немного чище и нравственнее.

Центральным героем вечера стал исполнитель титульной партии Алексей Шишляев, баритон Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Ровный, глубокий, с хорошими темными красками голос, корректное приглушение мощностей в ансамблях, общая музыкальность и выразительность позволили певцу с первых нот внушить залу симпатию к непривлекательному, в общем-то, герою – самодуру, провокатору и ханже. Финал-инсайт Риголетто раскрыл и драматическое, вернее трагедийное дарование артиста. В общем, объективно, разрыв между ним и партнерами в его пользу в этот вечер был очевиден, за что артист был вознагражден реакцией зала. Было странно узнать, что, несмотря на богатый исполнительский опыт в произведениях Верди, Шишляев не пел партию Риголетто на театральной сцене.

К сожалению, нельзя столь же похвальную оценку дать его партнерше — солистке ГАСК Анне Пеговой. Певица, безусловно, растет, но взяться за такую знаковую партию, как Джильда, для нее оказалось преждевременно – такие партии надо исполнять только блестяще, или не исполнять вовсе. Приятный, но, увы, объективно недостаточный по силе и реально «рабочему» диапазону голос не позволил ей не только придать пению вокального блеска и виртуозности, но подчас и просто дотянуть до необходимого уровня качества (особенно это проявилось в знаменитой «Caro nome», показавшейся пением ученицы на экзамене, а не солистки на сцене). Драматически же от нее исходило, главным образом, ощущение общей потерянности, возможно, вполне уместное для второго и третьего акта, но совершенно неподобающее началу оперы. Зато гораздо лучше удалась ария «Tutte le feste al tempio» из сцены во дворце, исполненная очень проникновенно и нежно, да и в финале многое было спето достаточно трогательно.

Многолетний солист ГАСК, а ныне тенор Большого театра Олег Долгов (Герцог) тоже, к сожалению, не представил выдающегося прочтения материала. Наверное, спеть партию, которая вся - сплошной оперный шлягер, и избежать в ней традиционных исполнительских штампов, невозможно. Однако количество сверхпредсказуемых приемов - подпрыгивающие терции, традиционные оттяжки на традиционных местах и пр., которые заполонили у него бессмертную «La donna е mobile», было так велико, что сделало исполнение арии просто абсолютно безликим. Неужели такой думающий и развивающийся артист не мог, раз уж сложно найти в номере что-то свое, просто исполнить написанное автором, без того наносного, что намертво наслоили туда поколения интерпретаторов? Тем не менее, эта трудная партия для него сегодня, очевидно, вокально посильная (особенно, если почистить ее от штампов в одних местах, и неуместно героического посыла, в других).

Бас «Новой оперы» Алексей Антонов (Спарафучиле) создал внешне довольно нетрадиционный образ киллера-интеллектуала, его мягкий и таинственный бас добавил интриги в повествование. В то же время, из всех участников его стиль пения, пожалуй, был самым близким к традиционному итальянскому.

Солистка ГАСК Людмила Кузнецова (Маддалена), обычно не очень добро воспринимаемая критиками в концертных исполнениях опер, в данном случае провела партию Маддалены достаточно корректно, удачно прикрыла чрезмерное своеобразие своего тембра в сольных фрагментах и добавила даже какой-то дополнительной устойчивости знаменитому квартету.

Бас-баритон Сергей Топтыгин (граф Монтероне) напротив, интерпретировал все, что должен показать его герой, как источник нервного напряжения для других действующих лиц и зрителей. Надрывные реплики, как сквозь какое-то сопротивление в голосе, сделали его графа более похожим на городского сумасшедшего, нежели на декламатора сбывающихся роковых проклятий – такая интерпретация, безусловно, имеет право быть, но стала ли она следствием умышленной задумки или наметившихся вокальных проблем, сказать не беремся.

Было приятно снова услышать великолепное сопрано Елены Евсеевой, но очень огорчило, что в данной постановке ей была отведена микроскопическая роль графини Чепрано. Неужели артистке такого уровня, находящейся, как и по трем нотам стало понятно, в отличной форме, не нашлось лучшего применения? Даже и затрудняемся определить, то ли надо радоваться за страну, у которой, видимо, столько хороших сопрано, что такое может себе позволить, то ли огорчаться крайне нерациональному использованию кадров.

Впрочем, качество исполнения, как известно, определяется не только центральными номерами, но и вниманием к мелочам. В этом смысле в безусловный актив данного концертного исполнения следует занести и «малые роли» — все озвученные, слышимые, ярко характерные. Мы этих артистов, не анализируя детально, просто перечислим: Виктория Смольникова (Джованна), Евгений Либерман (Марулло), Леонид Бомштейн (Борса), Александр Егоров (граф Чепрано), Ольга Повстяная (паж), Алексей Красовский (офицер).

Как всегда великолепны были номера с участием хора капеллы, точнее сказать, участвовавшей в этом мероприятии только мужской его группы.

Ну а выводы из концерта можно сделать следующие. Во-первых, наше вокальное искусство, вполне в состоянии, когда надо, обходиться и российскими кадрами, не привлекая иностранцев, и данное исполнение более чем масштабного и сложного произведения – дополнительное тому подтверждение. Во-вторых, сценический опыт, независимо от того, был он получен певцом конкретно в этой партии или в сходном репертуаре, имеет все же большее значение, чем старательность и энтузиазм, поэтому в будущем, возможно, имеет смысл более рационально распределять партии, отдавая центральные из них артистам, собственно, оперных театров. В целом, концертное исполнение было очень интересным, и стоит поблагодарить артистов капеллы, ее руководителя и приглашенных солистов за очередную встречу с любимой оперой, тем более, что в репертуаре московских театров она – не такая уж частая гостья.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Валерий Полянский

Персоналии

Риголетто

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ