Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Дом для «Геликона». «Летучая мышь» прилетела в Питер. Татария окажется в Голландии. Новости Челябинской Оперы. Оперный звездопад в Красноярске. Гугушвили возвращается в Минск. Алиса в Абакане.

Дом для «Геликона»

Мэр Москвы Сергей Собянин назвал точные сроки завершения реставрации столичного театра "Геликон-опера" - начало 2014 года, рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман. "Я был на приеме у Сергея Семеновича, и он установил жесткие сроки. Если мэр сказал, значит, так и будет", - выразил надежду худрук театра. По словам Бертмана, Собянин пообещал, что работы завершатся в начале 2014 года.

Худрук также рассказал, что был назначен новый генеральный подрядчик, который активно приступил к работе - это НПО "Космос". "Сейчас работы идут, и это вселяет некоторый оптимизм. Можно сказать, что больного опять подключили к приборам и подали кислород", - пошутил Бертман.

Реставрация и реконструкция комплекса зданий московского музыкального театра "Геликон-опера", располагающегося в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, началась в 2007 году. Проект реставрации был разработан группой архитекторов Моспроекта-4 под руководством Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. С тех пор работы не раз приостанавливались, срок их окончания неоднократно переносился. В октябре 2010 года власти Москвы приостановили работы из-за протестов защитников исторического облика города. Общественное движение "Архнадзор" выступало против сноса старинного флигеля и предлагало скорректировать проект, исключив из него элементы реконструкции и нового строительства в усадьбе. За отмену проекта строительства новой сцены "Геликон-опера" высказалась также Общественная палата РФ.

Однако в конце марта 2011 года общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города утвердил проект реконструкции "Геликон-оперы". Собянин тогда назвал «точные сроки» сдачи здания - начало 2013 года. Однако стройка так и не была завершена.

С 2007 года театр "Геликон-опера" располагается в театральном зале на Новом Арбате, где ранее размещался театр «Et Сetera». К сожалению, этот зал мало пригоден для оперных спектаклей.

«Летучая мышь» прилетела в Питер

В петербургском театре «Санктъ-Петербургъ-опера» прошла премьера одной из самых популярных в мире оперетт: «Летучей мыши» Иоганна Штрауса-младшего. «Летучую мышь» принято считать образцом жанра венской оперетты. «Лёгкая» по сюжету, её партитура написана по классическим оперным канонам. По словам режиссёра спектакля, художественного руководителя театра Юрия Александрова, главная проблема постановки заключается в том, чтобы соединить на сцене сложную музыку с актёрской игрой.

«Эту постановку мне хотелось сделать в стиле классического психологического русского театра. Знатоков жанра оперетты ждёт новое прочтение некоторых персонажей. При этом я, разумеется, имел в виду, что публика ждёт от оперетты определённого настроения: это нескучный, красивый и стильный жанр, полный доброго юмора», - говорит он.

Постановка основана на либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, написанного ими в 1947 году для спектакля в Московском театре оперетты. Именно в этой версии «летучей мышью» становится Розалинда – верная супруга ветреного Айзенштайна, тогда как в оригинальной редакции костюм летучей мыши надевал директор театра Фальк, а Розалинда отправлялась на бал в костюме венгерской графини (именно поэтому одна из центральных арий оперетты – чардаш).

«Летучая мышь» - вторая оперетта в репертуаре «Санктъ-Петербургъ Опера». По словам Юрия Александрова, новая постановка проверяет труппу на прочность. «На сцене нужно демонстрировать великолепные вокальные данные и блестящую актёрскую игру. Чтобы научиться мастерству сочетать оперное с драматическим, в новой постановке занят весь состав нашей сравнительно молодой труппы».

За дирижёрский пульт встанет Роберт Лютер. Воспитанник Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. С 1991 года по 1994 год он работал на родине жанра оперетты, в Вене, а именно, был постоянным дирижером Венской государственной оперы, где был музыкальным руководителем и дирижёром постановок «Дон Кихот», «Жизель», «Травиата».

Татария окажется в Голландии

Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля по завершении Шаляпинского фестиваля отправится в длительные гастроли. Артисты представят голландской публике серию спектаклей "Риголетто" и большую концертную программу. Театр Мусы Джалиля увидят в Гааге, Роттердаме, Апельдорне, Гауде и других городах Нидерландов.

В турне поедут более 100 человек, включая приглашенных певцов: Ахмеда Агади, Нурлана Бекмухамбетова, Сусанны Чахоян, Галины Чеплаковой, Николая Вишнякова, Ольги Вутирас и других. Состав дирижёров и вовсе будет интернациональный: Айрат Ишмуратов (Канада), Алла Москаленко (Украина), Мика Айшенхольц (Швеция). Гастроли продлятся до 30 марта. Масштабные декорации и костюмы к постановкам были отправлены к месту назначения заранее.

Новости Челябинской Оперы

Газета «Музыкальное обозрение» опубликовала очередной ежегодный рейтинг «События и персоны 2012 года», в котором спектакль Челябинского театра оперы и балета «Жизнь за царя» назван спектаклем года.

Рейтинг «Персоны и события года» газетой составляется с 1995 г. «Персоны и события года» - единственная в России профессиональная награда в области академической музыки. Среди лауреатов этой премии – выдающиеся представители музыкальной России: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Архипова, В. Гергиев, Ю. Темирканов, Ю. Башмет, В. Федосеев, М. Плетнев и многие другие выдающиеся музыканты, общественные деятели, руководители регионов, внесшие значительный вклад в развитие музыкальной культуры. Наряду с постановкой Челябинского театра в рейтинг попали оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (Большой театр России), «Граф Ори» Дж. Россини и «Борис Годунов» М. Мусоргского (Екатеринбургский театр оперы и балета).

В самом же Челябинском театре – ещё одно событие. Росписи выдающегося русского художника Александра Дейнеки, украшающие зрительный зал и фойе второго этажа театра отныне запечатлены в 3-х-томном издании, посвященном 110-летию народного художника СССР. В этом юбилейном проекте, посвященном творчеству А. Дейнеки, наряду с Третьяковской галереей, Курским музеем, носящем его имя, Пермским художественным музеем и др. принял участие и Челябинский музей изобразительных искусств. Материалы предоставила старший научный сотрудник музея Наталья Козлова, исследователь творчества А. Дейнеки. В 3-м томе, посвященном монументальному творчеству и скульптуре художника, размещен эксклюзивный материал Н. Козловой о монументальных росписях в Челябинском театре оперы и балета: история их создания, почти детективная, проиллюстрированная великолепными фотографиями.

Несмотря на то, что при жизни автора приемная комиссия в 1954 г. росписи Челябинского оперного приняла с оценкой «удовлетворительно», А. Дейнека точно чувствовал время: роскошь и помпезность сталинского ампира в искусстве сменили лаконизм, строгость, простота форм и изложения.

Сегодняшние исследователи высоко оценивают работу А.Дейнеки в Челябинске и считают, что эти росписи достойны того, чтобы был установлен памятный знак в честь их создателя. Работа выдающегося художника - в числе немногих объектов Челябинска, создающих неповторимый уникальный облик города и представляющих несомненную ценность благодаря масштабу и красоте.

Оперный звездопад в Красноярске

V международный «Парад звёзд» в Красноярском театре оперы и балета начался 6 февраля и завершится 26 апреля. Он посвящён сразу нескольким датам. Первая - 140 лет со дня рождения Фёдора Шаляпина. Поэтому главными персонами и фаворитами стали басы из российских и зарубежных театров. В концертах, посвящённых 140-летию Шаляпина, приняли участие артисты российских и зарубежных театров - Бранислав Ятич (Сербия), Оюнчимэг Хурэлбаатар (Монголия), Константин Москалёв (Чебоксары), Георгий Дмитриев (Узбекистан), Олег Мельников (Белоруссия).

Вторая дата, которую отметят на фестивале, - 150-летие основателя знаменитой актёрской системы Станиславского. В качестве приношения великому режиссёру - опера «Евгений Онегин» с участием солистов московского театра «Новая опера» и Большого театра: Онегин - Василий Ладюк, Ленский - Роман Шулаков, Гремин - Владимир Кудашев. Дирижёр - Дмитрий Волосников.

Третий юбилей - 200-летие со дня рождения великого композитора Джузеппе Верди. В честь итальянского маэстро в апреле состоится премьера оперы «Риголетто». Режиссёром постановки выступил Пламен Карталов из Болгарии. Его спектакли идут на сценах театров Болгарии, США, Египта, Австралии, Греции, Сербии, Хорватии, Румынии, Польши, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии и других стран. О работе режиссёра известная американская газета «Capital» написала: «Если у кого-то есть дар превратить оперу в захватывающее торжество, это, без сомнения, Пламен Карталов». В рамках совместного проекта из болгарского театра будут привезены масштабные декорации, реквизит и костюмы к постановке «Риголетто». Красноярские зрители смогут оценить спектакль именно в том виде, в каком он идёт на сцене Софийской народной оперы.

Фестиваль завершится гала-концертами с участием звёзд международного фестиваля «Басы XXI века» - Андрея Валентия (Белоруссия), Михаила Гужова (Москва), Александра Киселёва (Москва) и звёздами арт-проекта «ТенорА XXI века» - Александра Захарова (Москва), Александра Богданова (Москва), Михаила Урусова (Москва). Дирижёр - Сергей Кондрашев (Москва).

Гугушвили возвращается в Минск

Золотой тенор Грузии Теймураз Гугушвили вновь выступит на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси 13 марта. Ведущий солист Тбилисского театра оперы и балета имени З. Палиашвили исполнит партию Каварадосси в опере "Тоска" Джакомо Пуччини.

В Большом театре Белоруссии великолепный голос знаменитого тенора звучал совсем недавно. В декабре Теймураз Гугушвили блестяще выступил в заключительном гала-концерте III Минского международного Рождественского оперного форума. И вот теперь белорусская публика сможет в полной мере оценить артистическое и вокальное дарование полюбившегося певца в одной из главных партий мирового классического оперного репертуара. Ведущие партии в постановке также исполнят Екатерина Головлева (Тоска) и Станислав Трифонов (Скарпиа). Дирижер - заслуженный артист Украины Виктор Плоскина.

Теймураз Гугушвили - лауреат многочисленных конкурсов, артист и педагог, который принадлежит плеяде мастеров, значительно обогативших национальную вокальную школу Грузии. С 1978 года по сей день Теймураз Гугушвили - солист Тбилисской Оперы. Певец исполнил практически все теноровые партии классического оперного репертуара, среди которых Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Россини), Герцог, Радамес, Дон Карлос, Кассио ("Риголетто", "Аида", "Дон Карлос", "Отелло" Верди), Каварадосси, Пинкертон ("Тоска", "Мадам Баттерфляй" Пуччини), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Канио ("Паяцы" Леонкавалло), Ленский, Герман ("Евгений Онегин", "Пиковая дама" Чайковского). Гастрольная география исполнителя так же обширна и велика, как и его репертуар. Теймураз Гугушвили пел в США, Англии, Шотландии, Ирландии, Испании, Франции, Германии, Италии, Японии, Бельгии, Дании, Голландии, Израиле, Турции. Выступал на оперных сценах Москвы (Большой театр), Санкт-Петербурга (Мариинский театр), Казани, Екатеринбурга, Киева, Баку, Кишинева.

Алиса в Абакане

В Хакасской республиканской филармонии готовятся к необычной премьере. Оперу-сказку «Алиса в Зазеркалье» Ефрема Подгайца представят на суд абаканских зрителей уже 2 марта. Специально для реализации проекта в филармонию прибыл петербургский дирижер Анатолий Рыбалко.

Работа над оперой-сказкой начата еще в 2010 году. Оркестр и солисты работали над материалом, создавались эскизы костюмов и декорации, дирижер Анатолий Рыбалко провел первые репетиции. Однако по ряду причин проект пришлось на время «заморозить». Наконец, филармония смогла вернуться к работе над этой масштабной и интересной постановкой. После Абакана спектакль увидят жители Минусинска. В основе оперы – знаменитый и любимый многими режиссерами, композиторами и художниками сюжет произведения Льюиса Кэрролла. Как рассказал Анатолий Рыбалко, Ефрем Подгайц написал очень изобретательную с точки зрения музыкального языка оперу: «Это не та музыка, которая легко читается с листа музыкантами, однако, при всей ее сложности, легко воспринимается слушателем».

По мнению Рыбалко, слово «опера» не должно напугать слушателей. В «Алисе» музыка очень тесно связана с сюжетом и текстом, действие захватывает и слушатель – как большой, так и маленький, быстро забывает о том, что пришел на «серьезный жанр». Вместо этого все, сидящие в зале, оказываются участниками головокружительных путешествий Алисы по Зазеркальному миру.

Главную роль в спектакле исполнит Люба Штарк — участница хора «Каданс» и танцевального коллектива «Талисман». Люба — еще школьница. В этом году она заканчивает 11 класс, однако ее уже можно считать опытной артисткой: ведь она практически с детства работает на сцене, участвует во многих концертных программах филармонии: выступает в качестве хористки и танцовщицы.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ