Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Кончина Леонида Болдина. Умер Бруно Бартолетти. «Медея» открыла секреты. Оперные планы Юрия Любимова. В Петербурге опера для всех. Столетие фестиваля Арена ди Верона. Аскар Абдразаков в центре скандала.

Кончина Леонида Болдина

12 июня 2013 года на 83 году жизни скончался солист оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист СССР Леонид Иванович Болдин.

Леонид Болдин. Автор фото — Олег Черноус

Мы предлагаем читателям опубликованный на сайте театра некролог, посвященный памяти артиста.

Выдающийся певец отдал Музыкальному театру более полувека своей жизни. «Кажется, совсем недавно мы отмечали его 80-летие и 50-летие творческой деятельности, и Леонид Иванович не просто присутствовал на юбилейных торжествах, – он пел. Его последним спектаклем стала «Пиковая дама» Чайковского в легендарной постановке Льва Дмитриевича Михайлова. Болдин пел Томского. Ему было 80, но его голос звучал столь мощно и выразительно, что в его возраст было трудно поверить. А потом еще вместе с коллегами дал концерт в Музыкальной гостиной театра».

Леонид Иванович пришел в театр в 1958 году. За плечами были Саратовская консерватория и Саратовский юридический институт. Уже работая в театре, он закончил Московскую консерваторию.

В репертуаре Леонида Болдина были все ведущие басовые партии и участие во всех знаковых легендарных постановках 60- 90-х годов: Борис Тимофеевич в «Катерине Измайловой» Шостаковича в первой после снятия запрета постановке оперы Л.Д. Михайловым, Томский в михайловской же «Пиковой даме», Кола Брюньон в одноименной опере Кабалевского, Магара в «Виринее», Маг Челий в опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, Порги в «Порги и Бесс» Гершвина. В спектаклях «после Михайлова» Борис и Варлаам в «Борисе Годунове» М. Мусоргского (знаменитом спектакле Е.В. Колобова), потом, уже в спектакле Тителя, бесподобный Фарлаф в «Руслане и Людмиле». Леонид Иванович участвовал в постановках, шедших на сцене театре со времени его основателей, он был Греминым в «Евгении Онегине», потрясающим Бартоло в «Севильском цирюльнике», – спектаклях, созданных Станиславским, исполнял Калхаса в поставленной Немировичем «Прекрасной Елене». И хотя Болдин не работал с основателями театра, он воплощал в своем творчестве традиции и принципы, ими заложенные.

«Леонид Болдин умеет быть центром, не выпячивая себя, но публика всегда выделяет его за особую породистость здешнего – от Станиславского, Немировича, Баратова, Михайлова и Тителя – стиля, за заразительность – и сценическую, и вокальную (что свойства большого таланта), за воспитанный и усвоенный с младых лет дар певца-актера, певца-художника, певца-поэта», - так писали о Болдине после его юбилейного вечера.

Леонид Иванович Болдин пел во многих театрах и во многих странах, но неизменно возвращался в свой дом – Московский Музыкальный театр, чтобы петь, чтобы учить молодых собственным примером верности Театру, верности Искусству.

Умер Бруно Бартолетти

Во Флоренции 9 июня, не дожив одного дня до своего 87-летия, скончался известный оперный дирижер Бруно Бартолетти. Бартолетти родился в Сесто Фиорентино 10 июня 1926 года. Дебютировал на оперной сцене в 1953 во Флоренции («Риголетто»). В 1956 дебютировал в США в Лирической опере Чикаго («Трубадур»). В 1957-64 выступал с оркестром фестиваля Флорентийский музыкальный май. В 1959 исполнилл «Набукко» во Флоренции. В 1961 поставил в театре «Пикколо Скала» редко исполняемую оперу «Оронтеа» Чести. В том же году Бартолетти впервые появился на сцене Ковент-Гардена, исполнив «Риголетто».

В 1964-99 дирижер был художественным руководителем чикагской Лирической оперы, затем уступил свой пост Э.Дейвису, оставшись почетным руководителем театра. Среди многочисленных постановок на этой сцене «Дон Карлос» (1964), «Дон Паскуале» (1974), «Андре Шенье» Джордано (1979), «Евгений Онегин» (1985), «Манон Леско» (2005) и др. В 2006 исполнением «Трубадура» маэстро отметил свой 50-летний юбилей со дня первого выступления в Чикаго. При его руководстве Лирическая опера достигла значительных художественных высот.

Бартолетти выступал на многих ведущих сценах мира. Среди работ маэстро: «Воццек» (1963, Флоренция), «Норма» (1964, Буэнос-Айрес, театр «Колон»), «Фаворитка» (1967, Буэнос-Айрес), «Тоска» (1967, римские Термы Каракаллы), «Нос» Шостаковича (1967, Рим), «Макбет» (1969, Флоренция), «Фальстаф» (1970, Сан-Франциско), «Джоконда» Понкьелли (1971, Рим), «Роберто Деверо» Доницетти (1972, Венеция), «Паяцы» и «Сельская честь» (1979, Ковент-Гарден), «Аттила» (1980, Рим), «Кармен» (1982, Цюрих), «Весталка» Спонтини (1984, Генуя), «Мефистофель» Бойто (1989, Флоренция), «Симон Бокканегра» Верди (1996, Рим), «Огненный ангел» Прокофьева (1999, Ла Скала), «Луиза Миллер» Верди (1999, Цюрих), «Двое Фоскари» Верди (2001, Рим), «Богема» (2003, Ла Скала), Мадам Баттерфляй» (2004, Ла Скала), «Аида» (2005, Парма), «Паяцы» и «Сельская честь» (2007, обе Генуя), «Пират» (2007, Анкона) и др.

Дирижировал мировыми премьерами ряда опер современных итальянских композиторов (А.Джинастера, Д.Ф.Малипьеро, Н.Рота). В 1976 участвовал в создании знаменитого фильма-оперы «Тоска» (солисты: Р.Кабаиванска, П.Доминго, Ш.Милнс).

Имя Бартолетти связано с одним художественным скандалом, о котором писала западная пресса тех лет, сообщая, что дирижер и знаменитый баритон Пьеро Каппуччилли отказались участвовать в авангардной постановке «Риголетто» во флорентийском театре Комунале в мае 1984 года, где режиссер спектакля Юрий Любимов расположил на сцене манекены Гитлера, Сталина, Муссолини, Мао Дзе-дуна. В качестве протеста Бартолетти инициировал альтернативное концертное исполнение оперы в Пистойе под Флоренцией, которое по меткому замечанию знаменитого музыковеда и педагога Родольфо Челетти стали называть Controrigoletto.

Творческий путь Бартолетти отличался завидным долголетием. В числе его последних выступлений – «Эрнани» Верди в Болонье (1911), «Травиата» в Палермо (2012).

«Медея» открыла секреты

Физики Национальной ускорительной лаборатории SLAC в США восстановили всю партитуру оперы Луиджи Керубини «Медея». На Phys.org сообщается, что ученые использовали метод рентгеновской флюоресценции и смогли увидеть нотный стан и нотные знаки, зачеркнутые углем.

«Медея», основанная на древнегреческой трагедии, является самой известной оперой итальянского композитора, который большую часть свой жизни прожил во Франции. Премьера «Медеи» состоялась в 1797 году в Париже, и оперу встретили тепло.

Оригинальная партитура сохранилась до наших дней, однако фрагменты финальной арии (Du trouble affreux qui me dévore), занимающие около полутора страниц, были плотно закрашены углем. Таким образом, на протяжении 216 лет никто не знал, как изначально она звучала. Существует версия, что критики сочли ее немного затянутой, и кто-то, вероятно, сам композитор зачеркнул часть партитуры.

Исследуя нотные записи с помощью рентгеновской флюоресценции, ученые смогли увидеть все элементы: нотный стан, сделанный чернилами с цинком, ноты, написанные чернилами на основе железа, и слой угля.

Оперные планы Юрия Любимова

Мировая премьера оперы Владимира Мартынова "Школа жен" по одноименной комедии Мольера в московском театре "Новая опера", постановку которой осуществит Юрий Любимов, намечена на 20 мая будущего года.

Недавно был подписан договор между театром и 95-летним режиссером. В договоре были определены даты начала репетиций и премьеры: Юрий Любимов приступит к репетициям 10 апреля.

"В сентябре этого года Владимир Мартынов уже сдаст оперу на выучку", — сообщил источник в театре.

Он также добавил, что в минувший вторник Юрий Любимов посетил "Новую оперу". Он присутствовал на спектакле "Травиата" с тем, чтобы ознакомиться с работой труппы.

В Петербурге опера для всех

Второй Санкт-Петербургский международный фестиваль "Опера – всем" пройдет в Северной столице с 12 по 20 июля. Об этом сообщает Комитет по культуре Санкт-Петербурга:

Фестиваль представит публике шедевры русской и западноевропейской оперной классики. По уже сложившейся традиции, фестиваль "Опера - всем" представит свои постановки не в пространстве оперных театров, а на площадях и в парках города. Вход на все оперные постановки свободный: жители и гости Петербурга будут иметь возможность абсолютно бесплатно услышать самые популярные оперы.

Естественными декорациями для четырех опер станут красивейшие архитектурные ансамбли Петербурга. Символично, что в год 400-летия Дома Романовых открытие фестиваля состоится 12 июля именно на Соборной площади Петропавловской крепости рядом с захоронением императоров Романовых. В этот день будет исполнена великая опера Глинки "Жизнь за царя", в которой главный герой - костромской крестьянин Иван Сусанин - пожертвовал жизнью, отведя от царского укрытия отряд врагов.

14 июля на Исаакиевской площади (перед Мариинским дворцом) будет исполнена опера великого французского композитора Шарля Гуно "Фауст".

17 июля прозвучит одна из самых популярных опер Джузеппе Верди "Трубадур". Опера входит в знаменитую триаду опер композитора 1850-х годов наряду с "Риголетто" и "Травиатой". Однако она давно не была представлена ни на одной из петербургских оперных сцен. Множество арий и дуэтов из "Трубадура" приобрели статус классических оперных шлягеров. 20 июля на Елагином острове (перед Елагиноостровским дворцом) будет исполнена самая знаменитая опера Петра Ильича Чайковского, да и, пожалуй, самая знаменитая русская опера вообще, написанная на самый знаменитый роман самого знаменитого русского поэта - "Евгений Онегин". Опера была написана для молодых студентов Московской консерватории, и в ней действуют очень молодые персонажи. Поэтому и вся музыка оперы проникнута духом молодости, искренности, выразительной непосредственности.

Первый фестиваль "Опера - всем" состоялся в июле 2012 года и представил петербургской публике редко исполняемые шедевры русской оперной классики. Все оперы фестиваля сопровождались аншлагами. По приблизительным подсчетам, оперные спектакли фестиваля посетили 15 тыс. человек…

Столетие фестиваля Арена ди Верона

Оперный фестиваль в Вероне под открытым небом продлится в этом году с 14 июня по 8 сентября. В его программу войдут 58 мероприятий, среди которых 4 гала-концерта, посвященных самым любимым произведениям Верди. В репертуар Веронского юбилейного фестиваля вошли шесть опер.

Откроет фестиваль знаменитая опера «Аида» в новом сценическом оформлении. Режиссером-постановщиком выступит каталонская театральная группа Fura dels Baus. Для театральной группы это двойной дебют: они впервые ставят «Аиду», а также впервые занимаются этим на прославленной сцене Вероны. Задумка режиссеров - представить публике новое прочтение оперы: традиционные мотивы Древнего Египта будут сочетаться с футурологическими идеями.

С 15 июня на сцене Арены будут ставить «Набукко» (режиссер-постановщик Де Бозио), с 22 июня - «Травиату» (режиссер-постановщик Хуго де Ана), с 6 июля - «Трубадура» в оформлении Франко Дзеффирелли, а с 9 августа - «Риголетто» (режиссер-постановщик Иво Гуэрра). В программу фестиваля также включена опера «Ромео и Джульетта» (с 31 августа). Особый ажиотаж ожидается на гала-концертах Пласидо Доминго, которые пройдут в рамках фестиваля 15 и 20 августа, и концерте Верди (17 июля).

В день столетнего юбилея - 10 августа (именно в этот день прошла премьера оперы «Аида» на сцене Арены) - будет воссоздана «Аида» образца 1913 года.

Перед каждой постановкой легендарной оперы Верди зрителям покажут документальный фильм «Арена: 100 лет». Это уникальная возможность познакомиться с историей Арены ди Вероны и послушать голоса ведущих оперных певцов своего времени: Райны Кабаиванской, Лео Нуччи, Ренато Брузона, Пласидо Доминго, Кати Риччарелли.

Аскар Абдразаков в центре скандала

Прокурор Башкирии Андрей Назаров утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении экс-министра культуры республики, оперного певца Аскара Абдразакова, сообщает Генпрокуратура РФ во вторник.

Бывшему чиновнику предъявлено обвинение по статьям "растрата и присвоение" и "превышение должностных полномочий".

По версии следствия, в 2011 году А.Абдразаков поручил подведомственным бюджетным учреждениям культуры оплатить расходы на четыре авиаперелета одной из своих знакомых по маршруту Москва-Уфа-Москва на сумму 78 тыс. рублей. Два билета были оплачены за счет бюджетных средств республики, остальные - приобретены на личные деньги сотрудников учреждения, отмечает пресс-служба.

"Кроме того, еще свыше 110 тыс. рублей бюджетных средств были незаконно израсходованы Абдразаковым на свои личные поездки в Москву и Турцию", - говорится в сообщении. После вручения обвинительного заключения дело будет направлено для рассмотрения в Ленинский районный суд Уфы.

Как сообщалось, уголовное дело по ч.3 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата) в отношении А.Абдразакова было возбуждено в октябре 2011 года.

Следствие считало, что с мая по сентябрь 2011 года бывший министр неоднократно давал распоряжения подчиненным о приобретении авиабилетов для своих знакомых за счет средств республиканского бюджета на общую сумму около 50 тыс. рублей для посещения некоторых культурных мероприятий, проводимых в Москве.

В сентябре 2012 года прокуратура Башкирии вернула дело на доследование "в связи с неполнотой расследования". В ходе дополнительного расследования следствием были установлены новые эпизоды преступных действий бывшего чиновника.

Народный артист Башкирии, известный оперный певец А.Абдразаков (бас) занимал пост министра культуры республики с сентября 2010 по сентябрь 2011 года. С 1992 года он являлся ведущим солистом оперной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, ныне - солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

В разные годы выступал в Большом театре, в театрах Арена ди Верона, Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ла Скала (Милан), Шатле (Париж) и других.

Подготовили: Саша Скипетров (новости по материалам Рунета и пресс-релизам театров),
Евгений Цодоков (статья о кончине Бруно Бартолетти»)

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ