Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Бриттеновская программа Большого. Опера о Ганди в Екатеринбурге. 15-й сезон Дагестанской Оперы. Из Перми в Мадрид. «Болдинская осень» приглашает вновь. Новый директор – Владислав Самойлов. Опера о патриархе. Успех ДиДонато и Синьковского.

Бриттеновская программа Большого

22 ноября 2013 года в день Святой Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов, весь просвещенный мир отметит столетие классика английской музыки Бенджамина Бриттена. С именем Бриттена связано возрождение английской музыкальной традиции и английской оперы со времен Перселла в Англии не было оперного композитора такого уровня. Бенджамин Бриттен – автор 15 опер. Большой театр России представляет в ноябре проект «Бриттеновские вечера в Большом театре» состоящий из трех программ, которые отражают три основные направления творчества Бриттена.

10 ноября - «Человеческий голос» – шедевры камерного вокального творчества. Впервые все пять кантиклей для разных голосов, в сочетании с роялем и другими инструментами прозвучат в одном концерте. Это своеобразная мировая премьера. Программа посвящается творческому союзу Бенджамина Бриттена и выдающегося тенора Питера Пирса, для голоса которого и написаны все эти произведения.

17 ноября – «Бриттен-гала» - эта программа отражает камерное инструментальное творчество, где центральным сочинением становится Виолончельная соната, посвященная Мстиславу Ростроповичу и ставшая одним из центральных произведений для виолончели в ХХ веке.

24 ноября – «Мир оперы» – оперный театр не мог обойтись без такой гала программы, в которую вошли арии и вокальные ансамбли из знаменитых опер Бриттена, таких как «Питер Граймс», «Глориана», «Билли Бад», «Альберт Херинг» и «Поворот Винта». В концерте самое активное участие принимают певцы Молодежной оперной программы Большого театра.

Бриттеновская традиция сложилась еще при жизни композитора, который с огромной симпатией относился к русской музыке и русским музыкантам. Бриттен преклонялся перед творчеством Дмитрия Шостаковича. Близко дружил и выступал на сцене с Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской и Святославом Рихтером. Бриттен неоднократно бывал в Советском союзе, гастролировал с Питером Пирсом в Москве и Ленинграде, сам дирижировал своими сочинениями в Большом зале филармонии. Инициатором Бриттеновских вечеров в Бетховенском зале Большого театра стал известный музыкант Алексей Гориболь, который последние 20 лет увлеченно пропагандирует музыку Бриттена в России, привлекая к участию в концертах лучших молодых исполнителей Москвы и Петербурга. Алексей Гориболь организовал первое исполнение в России ряда крупных камерных сочинений композитора, таких как « Авраам и Исаак», « Молодой Аполлон», «Winter Words», и т.д. Неизменным советником и куратором Бриттеновских программ в России выступает музыковед, профессор, автор первой монографии о Бриттене, переведенной на многие языки мира – Людмила Григорьевна Ковнацкая.

Опера о Ганди в Екатеринбурге

Опера Филипа Гласса "Сатьяграха" о Махатме Ганди, философе и отце индийской независимости, будет поставлена в Екатеринбургском театре оперы и балета к открытию следующего 103 сезона. Ранее это произведение композитора в России не звучало. Несмотря на то, что до премьеры оперы остается почти год, эта новость уже стала настоящей сенсацией в музыкальном мире.

Инициатором постановки стал директор театра А.Г. Шишкин: "Этот проект мне очень дорог. Так случилось, что в опере Филипа Гласса «Сатьяграха», совершенно неожиданно для меня самого, соединились два моих главных увлечения в жизни: моя любовь, привязанность к Индии и страсть к рок-музыке. Мне удалось разыскать аудиозапись «Сатьяграхи» уже спустя год после выхода оперы. Но даже спустя много лет, возглавив театр, я не смел и мечтать о том, что эта опера когда-нибудь будет исполнена на нашей сцене. Пришлось пережить нелегкие времена, надо было поднимать театр, от меня ждали внятных репертуарных решений, было не до экспериментов. Когда же театр окреп настолько, что ему многое стало по силам, судьба все устроила сама.

Надо заметить, что все оперы Гласса развиваются по одному сценарию – сначала страх постановочной группы перед неизведанным, а затем – бурная реакция у публики и успех на премьере. Я адресовал композитору просьбу о постановке, получил согласие, с тех пор мы с ним в тесной переписке».

Дирижер – постановщик оперы Оливер Дохнани. Ранее дирижировал музыку Гласса, с композитором связывает их многолетняя дружба. Из оркестра уберутся медные духовые, но будет усилена струнная и деревянная группы. Режиссер-постановщик из Лондона – Тадеуш Штрассбергер. Хорошо известен в Европе, работает преимущественно в традиционном стиле, но решения его при этом неожиданны. Им же будут созданы и декорации. Оба постановщика уже приезжали в Екатеринбург, предварительно побеседовав с Филипом Глассом, и он передал им свое пожелание относительно будущей постановки. Спектакль должен быть оригинальным, отличаться собственной режиссурой и сценографическим решением и ни в чем не повторять предыдущие редакции, включая самую успешную, состоявшуюся два года назад в «Метрополитен».

А. Г. Шишкин: «Я до последнего боялся вывесить приказ о постановке оперы, потому что там внизу была надпись: исполняется на санскрите. И только после приезда сюда Оливера Дохнани, когда мы окончательно определили для себя состав исполнителей, я выпустил этот приказ. Но вопреки моим опасениям, труппа встретила известие с большим воодушевлением».

«Сатьяграха» в переводе с санскрита означает «упорство в истине». «Махатма» Ганди определял этим термином философию непротивления злу насилием, предлагая форму пассивной антиимпериалистической борьбы ненасильственного характера. Смысл оперы – в духовном преобразовании Махатмы Ганди. В начале оперы он богат, блестяще образован, дорого одет. А в финале на нем лишь набедренная повязка, но теперь мы видим его истинное величие - музыка помогает нам понять, что теперь это сверхчеловек, почти что бог среди людей. Премьера оперы состоится 16, 17 и 18 сентября 2014 года!

15-й сезон Дагестанской Оперы

Дагестанский государственный театр оперы и балета 8 ноября открыл свой 15-й театральный сезон грандиозной оперой «Шарвили» Магомеда Гусейнова. Это один из самых масштабных проектов театра наряду с оперой Г. Гасанова «Хочбар». «Через богатырский образ Шарвили я обращаюсь к исторической памяти наших народов, чтобы, всколыхнув ее, противостоять жестоким процессам нашего времени. Мы – потомки народов Кавказской Албании, имевшие свою культуру, свою богатую историю. На фоне борьбы народов Кавказской Албании я старался воскресить старинные народные песни, мелодии и танцевальные ритмы в современном симфоническом обрамлении», – говорит Магомед Гусейнов.

«Восемь месяцев творческий коллектив театра вплотную работал над постановкой. С уже известными солистами на сцену в качестве главных героев выйдут и артисты хора. Образ Шарвили воплощают на сцене Арсен Велибеков и Сергей Поздняков. Хочу особо подчеркнуть, что большую роль в опере играют балетные сцены, в которых автор воскрешает старинные танцевальные ритмы. Хоровые сцены насыщены старинными народными песнями в современной симфонической оправе. Добавьте к этому яркие костюмы и красочные декорации. Думаю, постановка понравится махачкалинцам и гостям столицы», – сказала министр культуры Дагестана Зарема Бутаева.

Музыку к опере «Шарвили» Магомед Гусейнов написал еще в 2008 году, но средств для реализации замысла на сцене не было. Спустя пять лет, благодаря меценату Сулейману Керимову, опера получила сценическое воплощение. «В успехе этой масштабной работы театра оперы и балета несомненная заслуга главного дирижера, народного артиста Дагестана Н. Шахбазова, главного хормейстера Н. Макеевой, балетмейстера, заслуженного артиста России, главного художника театра, заслуженного художника Дагестана И. Супьянова, режиссера-постановщика Д. Бижитуевой, художника по костюмам, заслуженного художника Х. Алишевой и всего коллектива во главе с директором театра М. Ахмедовым», – добавила Бутаева.

Из Перми в Мадрид

5 ноября в Teatro Real в Мадриде состоялась европейская премьера семи-оперы Генри Пёрселла «Королева индейцев» в версии Питера Селларса и Теодора Курентзиса.

Премьерные показы спектакля, который является совместным проектом Пермского театра оперы и балета им.Чайковского, Королевского театра (Teatro Real, Мадрид) и Английской национальной оперы (Лондон), в Перми с успехом прошли в конце сентября. Европейской публике серия премьер представлена с 5 по 19 ноября.

В создании спектакля принимала участие мультикультурная команда постановщиков и исполнителей. Визуальное оформление оперы создал Гронк — многогранный мексиканский художник, с которым идеолог проекта и режиссер Питер Селларс сотрудничает постоянно. Еще одним идейным вдохновителем постановки стал художественный руководитель Пермского театра, дирижер Теодор Курентзис, который прибыл в Мадрид вместе оркестром и хором «МusicAeterna» Пермского театра оперы и балета.

В составе международной команды солистов — конратеноры Винс И и Кристоф Дюмо; сопрано Джулия Баллок, тенора Маркус Бручер и Ноа Стюарт, баритон Лютандо Кэйв и актриса Мариткселль Карреро, а также — солистка Пермского театра оперы и балета сопрано Надежда Кучер, исполняющая партию Доньи Исабель.

В ближайших планах — выпустить видеоверсию спектакля на DVD. Кроме того, 19 ноября (в 23:00 по московскому времени, в 01:00 — по пермскому) — в день последнего показа спектакля в Мадриде — опера «Королева индейцев» будет транслироваться в прямом эфире на телеканалах Mezzo и Mezzo Live HD. Трансляция будет доступна по всему миру.

«Болдинская осень» приглашает вновь

Двадцать седьмой Всероссийский Пушкинский фестиваль «Болдинская осень» пройдет в Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина с 15 по 24 ноября. Как сообщают организаторы фестиваля, главные партии в фестивальных спектаклях будут исполнять артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Воронежа, Саратова, Чебоксар, Йошкар-Олы и, конечно, Нижнего Новгорода.

На открытии «Болдинской осени» 15 ноября прозвучит опера Чайковского «Пиковая дама». Дирижер — худрук Нижегородского оперного театра и худрук 27-го фестиваля Ренат Жиганшин. Партию Германа исполнит солист петербургского Мариинского театра Михаил Макаров, партию Лизы — солистка Краснодарского музыкального театра Гюльнара Низамова.

17 ноября, зрителей ждет премьера «Черевичек». Главные партии в этой сказочной истории исполнят Евгений Скорочкин, Татьяна Гарькушова, Владимир Боровиков и Аида Ипполитова. Дирижер — Роман Демидов.

18 ноября, в музее-заповеднике А. С. Пушкина «Болдино» состоится концерт, в рамках которого зрителям покажут оперу Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Режиссером концерта выступит Отар Дадишкилиани.

Опера Александра Даргомыжского «Русалка» пройдет на сцене театра в среду, 20 ноября. Партию Мельника исполнит солист Саратовского академического театра оперы и балета Виктор Григорьев. Дирижировать будет Сергей Вантеев.

Новый директор – Владислав Самойлов

На должность исполняющего обязанности художественного руководителя Башкирского государственного театра оперы и балета назначен Владислав Самойлов. 6 ноября он был представлен коллективу, сообщает пресс-служба театра.

Владислав Самойлов известен как организатор и художественный руководитель коллективов «Оскар-ансамбль» и «Уфимская камерата». В 2000–2003 годы Владислав Самойлов занимал должность директора оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета, а с 2003 года работал заместителем директора и главным специалистом по развитию академического искусства Башкирской государственной филармонии имени Х. Ахметова и одновременно занимался преподавательской и творческой деятельностью.

Опера о патриархе

В этом году отмечается 400-летие с момента окончания Смутного времени и воцарения на русский престол Михаила – первого из династии Романовых. 5 ноября в московском Доме музыки (Светлановский зал) состоялось представление оперы-оратории «Святитель Ермоген» Георгия Дмитриева. Её исполнили Большой смешанный хор Академии хорового искусства им. B. C. Попова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Ансамбль «Колокола России», дирижер Владимир Кожухарь и солисты: Агунда Кулаева, Георгий Подшивалов, Олег Диденко, Алексей Татаринцев, Татьяна Федотова, Евгений Ставинский и другие.

Опера-оратория московского композитора Г. Дмитриева «Святитель Ермоген» единственная в русской музыке, где главным героем становится православный Патриарх Всея Руси. Либретто, составленное Дмитриевым, включает фрагменты подлинных воззваний Патриарха к русскому народу, его молитву к иконе Казанской Божьей Матери, отрывок из «Истории государства Российского» Карамзина, текст народной исторической песни о самозванце Гришке Расстриге, а также стихи московского поэта Ю. Кублановского, написанные им по просьбе композитора. Мировая премьера сочинения состоялась в Московской консерватории в 2012 г. Исполнение оперы-оратории предварил хор «Молитва» на стихи С. Бехтеева (из тетради Великой Княжны Ольги Николаевны).

Гермоген (в народной традиции – Ермоген) – крупнейший исторический деятель России начала XVII века. В смутное время он созывал русский народ на борьбу с польскими захватчиками, пытался организовать выборы нового царя из русского рода и первым предложил это Михаилу Романову. С декабря 1610 года патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Патриарх Ермоген умер в заточении, не дождавшись освобождения Москвы, в 1913-м был причислен к лику святых.

Успех ДиДонато и Синьковского

Молодой российский скрипач и дирижер Дмитрий Синьковский и возглавляемый им в качестве приглашенного дирижера итальянский оркестр «Il Complesso Barocco» в полной мере разделили успех мировой оперной звезды из США Джойс ДиДонато, которая впервые выступила в столице Словакии в рамках мирового турне с программой арий эпохи барокко "Drama Queens".

"Это такая радость — выступать вместе с этими прекрасными музыкантами и прекрасными людьми", — сказала ДиДонато, обращаясь после концерта к аудитории, которая приветствовала артистов стоя и долго не отпускала, трижды вызывая на "бис".

Альбом "Drama Queens" с ариями королев из опер XVII-XVIII веков одна из ведущих меццо-сопрано мировой оперной сцены записала с признанным ансамблем старинной музыки «Il Complesso Barocco» под управлением Алана Куртиса в 2012 году, и вот уже более года ДиДонато, наряду с другими ангажементами, гастролирует с этой программой по всему миру. В четверг перед восторженной публикой в Словацком национальном театре она спела произведения как известных композиторов этого времени, таких как Монтеверди, Гендель и Глюк, так и неизвестных широкой аудитории — Йоханна Хассе, Джованни Порта и Джузеппе Орландини.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ