«Кармен» с Рачвелишвили в Королевской опере

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Наверняка, если бы не замена в театральной афише... на имя грузинской меццо-сопрано Аниты Рачвелишвили, я, может быть, и воздержалась бы от посещения Ковент-Гардена в этот раз. «Кармен» - одна их самых посещаемых опер нашего советского бытия, ее играли везде, в любом провинциальном театре и, полагаю, это самая «раскрученная» оперная музыка. Кроме того, я уже видела эту постановку Франчески Замбелло, впервые поставленную в 2006-ом году, и также с Роберто Аланьей. И хотя я не писала тогда рецензии, но хорошо запомнила ее.

Каждое возвращение на сцену старых спектаклей чревато. Критики обязательно будут сравнивать его с оригинальной постановкой, подсчитывать, сколько животных вывели в первый (второй) раз, и, к счастью, в этот раз – значительно меньше. Или же, сколько было скалолазов - сценография Тани Маккалин предполагает, что события во втором акте происходят в горах, и лагерь этот как бы расположен в долине между скалами, доступ куда возможен только с помощью веревок.

Нелепо эти декорации смотрелись тогда, такими и остались сейчас, потому что в итоге весь этот лагерь снимается и без проблем уходит в другом направлении со всей своей живностью и… безо всякой акробатики. Но терракотовые стены табачной фабрики в первом акте привносят в действие средиземноморское тепло.

Однако зрители, полагаю, большинство из них, приходят на постановку один раз и видят и слышат именно то, что предлагается им именно в этот вечер.

А в этот вечер музыканты и дирижер Даниэль Орен уже во вступлении внесли такой задор, такую жизнерадостность, бравурность, позитив, настроив, таким образом, зрителя, на ощущение хорошего, добротного впечатления. Музыка Бизе интерпретировалась Ореном в таком стремительном, огненном темпе, эмоционально, что было заметно, как он сам подпрыгивает на дирижерском пульте, да и нам в зале трудно было сдерживать себя. Так началась эта «Кармен», и этот темп продолжался по нарастающей, до того момента, к сожалению, когда на сцене... (но об этом чуть позже).

Появление на сцене Кармен – Аниты Рачвелишвили и первые звуки, изданные ею, прогнали по коже легкий морозец, и только усилили ощущение того, что вечер – удался!

Психологическая драма, разыгранная на сцене Королевской оперы, сосредоточена на трагедии хорошего парня, живущего по старомодным стандартам, безжалостно разрушенным ложной любовью и несправедливой судьбой, не удерживавшей его в рамках консервативного, привычного, понятного им мира. Эта «Кармен» – не об эмансипации и независимой женской сексуальности, так же как и не об ущемлении мужского начала. Оба – и Аланья, и Рачвелишвили, с которой ему уже не раз приходилось петь вместе, смогли сыграть это. Их дуэт во втором акте завершается криками «браво».

Ах, какой голос у этой грузинской девочки! Меццо Рачвелишвили – большое, прекрасное, наполненное, округлое! Слушать ее – наслаждение! Ее арий ждешь, ее исполнение приносит наслаждение, хочется слушать и слушать. Певице подходит роль Кармен и физически – смуглая, черноволосая, кудрявая – она полна чувственности, она вызывающа, дерзка, соблазнительна, и однозначно держит на себе внимание зала.

Было немного досадно, что дирижер не оставлял ни одной секунды после арий Аниты, в то время как соло Аланьи и Вероники Канджеми (Микаэла) сопровождались достаточно длинными паузами, тут же заполняемыми несколько поспешными, но благодарными аплодисментами.

Английская публика – признательна и образованна, она моментально улавливает незаурядное, и я уверена, что уже следующее появление Аниты на сцене будет отмечено иначе. Тем более, это был премьерный вечер для нее. Спев свою венценосную Кармен почти во всех лучших оперных домах мира, она, наконец-то – благодаря случаю – добралась до Лондона и Ковент-Гардена.

Роберто Аланья, как Хозе, создал образ противоречивый, переполненный чувством вины к умирающей матери, светлой привязанности к Микаэле, переполненной ревности к Кармен и ее возлюбленному тореадору. В нем есть какая-то ранимость, уязвимость, беззащитность. Голос Роберто Аланьи – узнаваем, у него масса почитателей в Лондоне, ему кричали «браво» и аплодировали с энтузиазмом.

Привлекательным был образ, созданной Канджеми, хотя на премьере у нее возникли проблемы в верхнем регистре. Но поет она с такой серьезностью, сладостью и уверенностью в правильности того, как надо жить, что в отдельные минуты кажется, что ей удастся удержать Хозе от трагедии. Я повторю, и напомню, как стремительно разворачивалось действие на сцене, однако, до того момента, как на ней появился тореадор Эскамильо, компактный, безупречно стильный, умеренно сексуальный Вито Прианте. Он не врывается галопом, а не спе-ша въез-жа-ет на сце-ну на жи-вой ло-шад-ке, а потом, в сопровождении усталой и поникшей лошади, опустившей к полу свою голову, поет свою партию. Голос его, скажем, не сильный, и оркестр явно глушил его.

Кстати, этой бедной лошадке все время достается от критиков, я предполагаю, что пройдутся по ней и в этот раз. Но режиссер возвращает и возвращает ее на сцену. Неужели нет другого варианта появления на сцене тореадора? Было бы лучше, если бы он ворвался (такая мысль пронеслась, и уже во второй раз), на быке или даже волочился бы за быком. Как минимум – страсть и драма, достойная возлюбленного – не забывайте – самой Кармен!

С этого момента искрометный, зажигающий вечер стал местами превращаться в... заурядный? Накал явно спал, и разжечь огонь до прежнего уровня, увы, не удавалось. Разве только в заключительном, трагическом акте, опять-таки благодаря Кармен и Хозе кульминация все-таки произошла.

Хореография Артура Пита в этот раз мне показалась тяжеловатой. И теперь я мучаюсь вопросом – действительно ли Кармен влюбилась в Эскамильо?

Но для человека, впервые попавшего в Ковент-Гарден, исполнение знакомых арий расположило к безмятежности – ничего незнакомого, ничего непонятного! Публика искренне была в восторге. Аплодисменты продолжались так долго, что оркестр успел разойтись до того момента, как опустился тяжелый бархатный занавес. Певицам преподнесли букеты цветов. Все довольны! Все счастливы!

Фото: ROH / Catherine Ashmore

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Кармен

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ