Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: «Станиславское» приношение Глюку. Великая литература в «Новой опере». Спектакли Михайловского театра на «Золотой маске» в Москве. Кехман всерьёз и надолго. Казань претендует на «Опералию». Полвека Богачёвой. Верди и Вагнер по-сибирски. Мировая премьера оперы Франсиса Болона. 100 лет со дня рождения Паоло Сильвери.

«Станиславское» приношение Глюку

21-23 февраля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко необычная премьера: на малой сцене будут представлены две оперы К. В. Глюка «Китаянки» и «Исправившийся пьяница». Музыкальный руководитель постановки – Петр Айду, режиссеры-постановщики – Георгий Исаакян, Анатолий Ледуховский, художник-постановщик – Сергей Бархин, автор проекта – Алексей Парин.

Кристоф Виллибальд Глюк, 300-летие со дня рождения которого празднуется в 2014 году, вошел в историю музыки как великий реформатор оперы. Но только ли такие трагические шедевры, как "Орфей" и "Альцеста", заслуживают сегодня нашего внимания? Театр Станиславского предлагает внимательно всмотреться в две одноактные "безделушки" Глюка – оперную серенаду "Китаянки", предназначенную для исполнения на открытой сцене в саду, и комическую оперу "Исправившийся пьяница" водевильного характера. О многоликой театральности Глюка говорит и тот факт, что первая опера написана на итальянском языке, а вторая на французском. Обе они созданы до великих реформаторских работ. Музыкальный гений проявляет себя с редкой щедростью – и в возвышенных излияниях "Китаянок", и в хлестких куплетиках "Пьяницы".

Спектакль поворачивает музыку Глюка лицом к нашему времени. Как смотрят друг на друга сегодня Восток и Запад, как меняются на оси взаимодействия углы зрения? Как выглядит эйфория некоторых знаменитых французов в отношении России в рамках неподделанной реальности? Главной темой диптиха становится взаимодействие и взаимоотталкивание разных культур и цивилизаций.

Великая литература в «Новой опере»

Традиционный зимний проект «Новой оперы», Крещенский фестиваль, пройдет с 11 по 24 января 2014 года на главной сцене и в Зеркальном фойе театра. В нынешнем году фестиваль поменял название, стал компактнее, сохранив основные идеи и драматургические линии.

Тема Крещенского фестиваля-2014 — «Великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве» — подсказана важнейшей памятной датой: 450 лет назад родился Уильям Шекспир. Гению поэзии и драматургии посвящены симфонический вечер и концертное исполнение оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Фрагменты сочинений на шекспировские сюжеты прозвучат и в заключительном гала-концерте. Помимо Шекспира, главными литературными фигурами фестиваля стали Гомер, П. Бомарше, Ф. Шиллер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой, О. Уайльд.

11 января фестиваль открывает премьера нынешнего сезона — опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова. По традиции, театр представит и прообраз будущего спектакля: 17 января состоится концертное исполнение оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», а в следующем сезоне в репертуаре появится сценическая версия.

Оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти и «Демон» А. Г. Рубинштейна шли в театре еще при жизни его основателя, Евгения Владимировича Колобова. В рамках фестиваля они звучат в концертной версии (21 и 22 января). Причем «Мария Стюарт», без преувеличения, рождается заново: «Новая опера» впервые представляет сочинение в авторской редакции. Еще одно сочинение в концертной версии — «Саломея» Рихарда Штрауса по драме О. Уайльда (23 января) — вполне возможно, в ближайшем будущем также украсит афишу «Новой оперы».

Традиционно фестивальная афиша не исчерпывается операми. 12 января пройдет концерт хоровой музыки «Обратная перспектива»; в программе — сочинения С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева. В симфоническом концерте к 450-летию со дня рождения Шекспира (18 января) под управлением главного дирижера театра Яна Латама-Кёнига прозвучат сочинения Ф. Мендельсона и У. Уолтона. Музыкальные отрывки сопровождаются фрагментами из произведений Шекспира в исполнении драматического актера.

Впервые в истории Крещенского фестиваля один из его вечеров принимает Зеркальное фойе театра. Театрализованный концерт «Музыкальная литература» (13 января) — это сочинения, написанные на основе самых разных литературных источников, от Библии до сказок. Заключительный гала-концерт (24 января) — соединение различных линий фестиваля.

Весьма разнообразна палитра приглашенных звезд: сопрано из ЮАР Претти Йенде и итальянский дирижер Фабио Мастранжело в «Ромео и Джульетте»; сопрано Аннамари Кремер из Нидерландов — в «Саломее», дирижер Александр Самоилэ — в «Пиковой даме». А в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник» (16 января) — настоящий «звездный десант»: меццо-сопрано из США Кейт Линдсей в роли Розины, итальянский бас-баритон Бруно Пратико в роли Бартоло и, конечно, главный дирижер «Новой оперы» в 2004–2006 годах Феликс Коробов. Компанию им составят ведущие солисты, хор, оркестр и дирижеры театра.

Спектакли Михайловского театра на «Золотой маске» в Москве

В рамках фестиваля «Золотая маска» труппа Михайловского театра 4 февраля 2014 года представит на Новой сцене Большого театра оперу «Летучий голландец» Вагнера. Спектакль претендует на «Золотую маску» по пяти позициям: «лучший оперный спектакль», «работа дирижера» (Василий Петренко), «работа режиссера в опере» (Василий Бархатов), «лучшая женская роль в опере» (Асмик Григорян - Сента), «лучшая мужская роль в опере» (Дмитрий Головнин - Эрик).

А 6 февраля на новой сцене Большого театра будет показан «Евгений Онегин» Чайковского. Постановка выдвинута на «Золотую маску» в семи номинациях, в числе которых «лучший оперный спектакль», «работа режиссера в опере» (Андрий Жолдак), «работа художника в музыкальном театре» (Моника Пормале и Андрий Жолдак), «работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Роланд Петеркопс, Марите Мастина-Петеркопа), «работа художника по свету в музыкальном театре» (Эй Джей Вайссбард).

Среди исполнителей на «маску» претендуют Татьяна Рягузова («лучшая женская роль в опере» - Татьяна) и Евгений Ахмедов («лучшая мужская роль в опере» - Ленский).

Кехман всерьёз и надолго

24 декабря вице-губернатор Санкт-Петербурга В. Н. Кичеджи сообщил о том, что еще на пять лет продлен контракт с генеральным директором Михайловского театра Владимиром Кехманом.

Это решение прокомментировал народный артист СССР, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов: «Владимир Кехман стал символом сегодняшнего положения Михайловского театра. Театр как бы родился заново благодаря Кехману. Я рад, что директору продлили контракт. Я просил, чтобы передали начальству (и передали), что без Кехмана этого театра не будет. Многие десятилетия это был подпольный театр, мало кто знал, что он вообще есть. И я думаю, что через пять лет то же самое придется нам всем говорить, что без Кехмана театра не будет».

Казань претендует на «Опералию»

Казань претендует на проведение знаменитого международного конкурса оперных певцов «Опералия» 2015 года. Как заявил мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин, этот проект обсуждался с Пласидо Доминго, его основателем и бессменным художественным руководителем. Выдающийся певец планирует также дать здесь свой сольный концерт в будущем году.

Полвека Богачёвой

23 декабря в Концертном зале Мариинского театра состоялся торжественный вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности Народной артистки СССР, Почетного гражданина Санкт-Петербурга Ирины Богачевой.

От имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко известную оперную певицу поздравил исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Игорь Дивинский. Он зачитал поздравительный адрес, в котором, в частности говорится: «Обладательница редкого по красоте и звучанию голоса, певица безупречной музыкальной культуры, Вы покорили многие сцены мира, снискали искреннюю любовь миллионов любителей оперы. Но самые верные Ваши поклонники живут в Вашем родном Санкт-Петербурге. В своем творчестве Вы соединили все самое лучшее, чем славится ленинградская – петербургская оперная школа. На сцене прославленного Мариинского театра Вы исполнили десятки сольных партий, которые вошли в «золотой фонд» мирового музыкального искусства. Молодые певцы считают большой удачей учиться у Вас исполнительскому мастерству. Конкурс оперных певцов «Санкт-Петербург», душой и вдохновителем которого Вы стали, открывает миру новые таланты. Петербуржцы признательны и благодарны Вам, Почетному гражданину Санкт-Петербурга, за Ваше творчество, за то праздничное настроение, которое Вы неизменно дарите людям, за Вашу преданность родному городу. Желаю Вам крепкого здоровья, благополучия, семейного счастья, вдохновения и новых творческих побед!» – сказано в поздравлении губернатора Георгия Полтавченко.

Верди и Вагнер по-сибирски

К 200-летнему юбилею двух гигантов в мире оперы Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера Новосибирский театр оперы и балета готовит большой гала-концерт, в котором прозвучат самые яркие номера из оперного наследия прославленных композиторов. В концерте принимают участие солисты оперы, хор и симфонический оркестр театра, дирижирует Айнарс Рубикис.

2013 год стал годом всеобщего праздника по случаю юбилейных дат прославленных оперных мастеров. Новосибирский театр оперы и балета не может остаться в стороне: в апреле 2014 будет представлена премьера самой популярной оперы из наследия великого итальянца «Травиата» (режиссер Резия Калныня), подготовка к которой уже начата. В начале 70-го сезона впервые в Новосибирске будет поставлен «Тангейзер» Вагнера (режиссер Тимофей Кулябин).

Творчество обоих авторов содержит немало интересных музыкальных страниц, их готовятся исполнить солисты оперы и артисты симфонического оркестра театра под управлением Айнарса Рубикиса в большом концерте «Верди-Вагнер-Гала». В программе прозвучат развернутые арии, большие ансамбли, хоры, симфонические номера из опер Верди «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Сицилийская вечерня», «Макбет», «Бал-маскарад» и Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий голландец», «Гибель богов», «Валькирии» и «Риенци». В концерте принимают участие солисты оперы: Олег Видеман, Мария Белокурская, Ирина Новикова, Ирина Чурилова, Дарья Шувалова, Роман Бурденко, Алексей Лаушкин, Владимир Чеберяк, Павел Янковский, артисты хора и симфонический оркестр театра.

В Новосибирском театре оперы и балета в разные годы были поставлены оперы Верди «Травиата», «Аида», «Дон Карлос», «Трубадур», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Отелло», «Сицилийская вечерня», «Макбет». В 1962 году была поставлена единственная в репертуаре театра опера Вагнера «Летучий голландец».

Мировая премьера оперы Франсиса Боллона

Дирижер Франсис Боллон, с которым московские любители оперы познакомились на недавней премьере вагнеровского «Тангейзера» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, известен также как композитор.

Совсем скоро, 5 января 2014 года в Опере Фрайбурга, где Болон подвизается музыкальным руководителем, состоится мировая премьера его оперы «Оскар и Розовая Дама» по известному роману французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта, написанному в 2002 году.

100 лет со дня рождения Паоло Сильвери

28 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого итальянского баритона Паоло Сильвери. В 1939 году он впервые выступил на сцене в Римской опере в небольшой басовой партии Ганса Шварца в «Нюрнбергских мейстерзингерах». За время своей длинной и успешной карьеры выступал как бас, баритон (с 1944 года) и даже как тенор, что является уникальным случаем в мировой оперной практике. Гастролировал на крупнейших сценах мира. Его карьера завершилась в 1967 году. Скончался в Риме 2 июля 2001 года. Подробнее о жизни и карьере певца читайте в цикле «Звезды оперы» на сайте Belcanto.ru.

Подготовили Саша Скипетров и Евгений Цодоков
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ