Оперная панорама

Евгений Цодоков
Главный редактор

Темы: «Соловей» Стравинского в Геликон-опере: к 100-летию со дня создания. Юбилей Михаила Кислярова. Премьера «Евгения Онегина» в Екатеринбурге. Гастроли Большого театра в Вене. Фестиваль «Опера Априори» - продолжение. Концерт Марсело Альвареса в Петербурге.

«Соловей» Стравинского в Геликон-опере: к 100-летию со дня создания

Театр «Геликон-Опера» второй раз, со времени своего создания – 24 года назад, обращается к творчеству композитора Игоря Стравинского. 10 апреля 1990 года в день рождения театра была поставлена опера «Мавра», а 7 мая 2014 года будет представлена первая опера Стравинского «Соловей», спустя сто лет после мировой премьеры в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в парижской «Гранд-опера» в мае 1914 года.

В новейшей истории России опера была показана на сцене Мариинского театра в постановке Всеволода Мейерхольда и декорациями Александра Головина в революционном Петрограде 1918 года. И, как не соответствующая новому духу советского искусства, была надолго вычеркнута из русского оперного репертуара.

Постановочная группа спектакля «Соловей» театра «Геликон-Опера»: режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель и дирижер Владимир Понькин, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, балетмейстер Эдвальд Смирнов, художник по свету Дамир Исмагилов, хормейстер Евгений Ильин. В постановке заняты ведущие солисты, хор и оркестр театра «Геликон-Опера», а так же неожиданный экзотический и этнический элемент – «участниками» постановки стали ритуальные барабаны африканского народа ашанти (Гана), подаренные театру компанией «ЛУКОЙЛ Оверсиз».

Незадолго до московской премьеры состоялся показ спектакля на XXI фестивале «Аль-Бустан» в Бейруте.

Юбилей Михаила Кислярова

3 июня исполняется 60 лет главному режиссеру Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского Михаилу Степановичу Кислярову. В этом году он также отмечает 40-летие своей творческой деятельности. Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского посвящает двойному юбилею ретроспективу лучших спектаклей режиссера. Среди них работы, которые давно в репертуаре, премьеры последних сезонов и две новые постановки.

Откроется фестиваль 16-17 апреля двумя показами оперы В. Кобекина «Холстомер» — одной из самых громких премьер театра последних лет, которая в этом году номинирована на премию «Золотая маска» в четырех номинациях (в т.ч. лучший оперный спектакль и лучшая работа режиссера).

20 и 22 апреля театр представит оперу «Идоменей» Моцарта в редакции Рихарда Штрауса, а 29 и 30 апреля — «Три Пинто» Вебера – Малера. Они были подготовлены под музыкальным руководством народного артиста СССР Геннадия Рождественского и впервые познакомили российскую публику с европейскими оперными раритетами. Эти изысканные редкости прочно заняли свое место в «меню» столичных музыкальных «гурманов».

25 апреля состоится единственный в фестивальной программе показ спектакля «Век DSCH». «Поэтический театр в двух действиях» был создан Михаилом Кисляровым по авторскому либретто на основе произведений Шостаковича, не предназначенных для сцены, в 2006 году — к 100-летию со дня рождения одного из величайших композиторов ХХ века. Спектакль, в котором политика сплетается с философией, а драма целой страны видится сквозь призму личной трагедии Художника, справедливо назван критикой одним из лучших приношений к этой дате.

13-15 мая на сцену театра в обновленной редакции возвращается столь любимая публикой комическая опера Вольфа-Феррари «Четыре самодура» по комедии К. Гольдони. Ее главное отличие от постановки 2003 года состоит в том, что теперь опера будет исполняться на русском языке.

С миром театрального закулисья знакомит веселый и остроумный спектакль «Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен». Эта опера-пастиччо — еще одна авторская работа Кислярова, который объединил две очаровательные оперы Перголези («Ливьетта и Траколло», «Учитель музыки») и балет с пением «Пульчинелла» Стравинского (он написан на темы Перголези). Ироническую комедию о буднях оперного театра, где выставлено напоказ все то, что обычно скрыто от глаз посторонних, зрители смогут увидеть 18 и 20 мая.

А уже через несколько дней зал-трансформер Камерного театра преобразится в фантасмагорическое пространство: сцена и зрительный зал поменяются местами, а оркестр расположится прямо на глазах у публики. Все это для того, чтобы погрузиться в мир оперы А. Чайковского «Альтист Данилов», написанной на основе культового романа В. Орлова и посвященной Ю. Башмету. Самую необычную постановку сезона 2012-2013 театр покажет 23 и 24 мая.

Свой день рождения Михаил Кисляров отмечает премьерой: одноактной оперой-буфф Стравинского «Мавра». Она будет исполнена вместе с церковной притчей «Блудный сын» Б. Бриттена, которая была выпущена в ноябре 2013 года к 100-летию английского композитора. Два абсолютно разных сочинения величайших мастеров ХХ столетия объединятся в один вечер: их роднит необычный взгляд на оперный жанр, смелый эксперимент и полнейшее понимание природы камерного театра. Премьерные спектакли пройдут 3 и 4 июня.

Завершится фестиваль 7 июня гала-представлением «Диалоги с Покровским». Оно приурочено ко дню памяти Бориса Александровича Покровского — великого режиссера, основателя театра. Этот спектакль — приношение М. Кислярова и всего театра своему Учителю и Мастеру.

Премьера «Евгения Онегина» в Екатеринбурге

В Екатеринбургском театре оперы и балета 26 апреля состоялась премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин». От классической постановка приглашенных европейских режиссеров (Дитер Каэги и Геральд Штольвицер) отличается тем, что ее действие перенесли в 50-70 годы XX века. Дирижер-постановщик спектакля – Владислав Карклин.

Рецензия на этот спектакль будет опубликована в одном из ближайших выпусков нашего журнала.

Гастроли Большого театра в Вене

Большой театр представит на гастролях в венском Театре ан дер Вин две оперы Римского-Корсакова в концертном исполнении.

28 апреля под управлением Геннадия Рождественского прозвучит «Царская невеста» с участием Ольги Кульчинской, Агунды Кулаевой, Александра Касьянова, Александра Науменко, Богдана Волкова, Марата Гали, Олега Цибулько, Ирины Удаловой, Елены Новак, Анны Мацей.

29 апреля под управлением Павла Клиничева будет исполнен «Золотой петушок». Солисты – Владимир Маторин, Венера Гимадиева, Борис Рудак, Станислав Мостовой, Константин Шушаков, Николай Казанский, Татьяна Ерастова, Дарья Зыкова.

Фестиваль «Опера Априори» — продолжение

На сцене Большого зала консерватории продолжается международный фестиваль «Опера Априори». В его рамках обладательница уникального голоса – «лучшая барочная певица Франции», внучатая племянница Франсиса Пуленка Стефани д’Устрак (меццо-сопрано) впервые выступит в России 12 мая и исполнит кантату Берлиоза «La Mort de Cléopâtre» («Смерть Клеопатры») и его песенный цикл «Les nuits d'été» («Летние ночи») в сопровождении оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина. Концерт пройдет при поддержке Посольства Франции и Французского института в России.

Концерт Марсело Альвареса в Петербурге

Знаменитый тенор Марсело Альварес дает 28 апреля единственный в Петербурге концерт в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Альварес выступает в Большом зале филармонии им. Дмитрия Шостаковича в сопровождении Санкт-Петербургского Государственного академического симфонического оркестра. В программе концерта – арии из опер Чилеа, Леонкавалло, Гуно, Масканьи, Пуччини, Массне.

По материалам рунета и пресс-релизам театров и фестивалей
Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ