«Кармина Бурана» на фестивале в Арена ди Верона

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Летний фестиваль в Арена ди Верона представляет, как правило, одну новую постановку, а остальные пять – прокат спектаклей прежних лет. Так что журналисту, ежегодно посещающему древний амфитеатр, в принципе писать не о чем, разве что о вокальных составах.

В последние годы есть тенденция «разбавить» привычное особыми событиями, так называемыми highlight, часто это гала-концерты под маркой «знаменитость и друзья». В нынешнем сезоне таких было три, и типология их была различна. “Пласидо Доминго поет Верди”, “Роберто Болле и его друзья” принадлежали к числу особых событий много раз виденных и апробированных. Обстоятельства сложились так, что автору не пришлось побывать на этих мероприятиях, о чем она не сожалеет. А вот третий highlight был для Арены новостью, имел умную рекламу и собрал аж тринадцать тысяч зрителей. Речь шла о знаменитой кантате Карла Орфа «Кармина Бурана». Ее исполнили 9 августа, когда спектакли в Арене шли уже три недели, набрали обороты, и никаких чудес не наблюдалось.

1/4

А тут чудо произошло! Было принято простое и мудрое решение: довериться музыке, не отягощать прекрасное творение Орфа декорациями, не делать из кантаты балет... совсем недавно, в середине июля, «Carmina Burana» в хореографической версии в исполнении Балета Национальной Оперы Бордо показали на сцене Teatro Romano в той же Вероне. Великолепный хор Арены, молодой и харизматический дирижер, превосходные солисты и световые эффекты: «Carmina Burana» стала подлинным событием.

Андреа Баттистони, невзирая на очень молодой для дирижера возраст, пользуется любовью и популярностью. Кое-кто чуть не молится на него и, похоже, юный артист этого заслуживает. Андреа вложил в исполнение кантаты Орфа невиданную энергию, пламенную страстность и редкий размах. Слушать музыкантов, которых вышеперечисленные качества увлекли, зажгли, сплотили, было высоким наслаждением. Баттистони уделил равное внимание всем оркестровым группам, струнные упоительно пели, деревянные явили невиданно богатство нюансов, а ударные могли попросту объявить этот вечер «своим»: палитра красок была попросту волшебна, и глазу и уху не надо было напрягаться, чтобы понять, какое удовольствие от участия в исполнении «Carmina Burana» получал музыкант, который бил в тарелки!

Наслаждением было смотреть на летающие руки Баттистони, на его точный, энергичный и выразительный жест. Дирижер избрал решительно мрачноватый колорит, контрастную динамику и порой вихревые темпы, при этом предоставив публике вдоволь покупаться в лирических волнах музыки Орфа.

Приятно поразили солисты, среди которых выделился Артур Ручинский. Красота тембра и мягкость звукоизвлечения польского баритона создали ему заслуженную славу у ценителей вокального искусства. В «Кармина Бурана» Ручинский блеснул и глубоким проникновением в стиль Орфа, и утонченностью фразировки, и безупречностью в использовании фальцета. Публика устроила ему настоящую овацию.

Овацию устроили и молодой американской сопрано Надин Сьерра, она стала подлинным открытием! Сьерра продемонстрировала стилистическую корректность и удивительное искусство филировки, которое отправило в рай многих меломанов. Завоевала публику и прекрасная внешность певицы, и умение элегантно держаться на сцене.

На фоне блистательного выступления баритона и сопрано чуть бледнее прозвучал контратенор Раффаэле Пе.

О хоре Арена ди Верона под руководством Армандо Тассо можно говорить, используя только превосходные эпитеты, и не подвели два юношеских коллектива, A.Li.Ve и A.d’A.Mus, подготовленные соответственно Паоло Фачинкани и Марко Тонини.

Изумительный вечер, при свете свисающей с темного неба полной луны, при волшебной смене световых оттенков на ступенях позади музыкантов, при финальном сполохе костров! Обошлись малым, а эффект был большой. И никакой скуки, которая в незапамятных времен свила себе уютное гнездо на громадной сцене... без нее не обошелся даже премьерный «Бал-маскарад», а уж о большинстве прокатываемых спектаклей и говорить нечего! Спасибо Музыке.

Фото — Ennevi

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Арена ди Верона

Театры и фестивали

Карл Орф

Персоналии

Кармина Бурана

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ