Звёздный блеск Рождественского оперного форума в Минске

Евгений Цодоков
Главный редактор
Практически вся десятка финалистов обладала отменными вокальными данными, и лишь сложность артистической задачи – исполнение масштабных сцен из опер с участием солистов Большого театра Беларуси и в сопровождении оркестра – помешала некоторым из них полностью проявить себя. Незнакомые партнеры по сцене, волнение приводили иногда к досадным помаркам, сбоям. Что поделаешь, соревновательная атмосфера, большой накал борьбы – серьезное испытание для молодых артистов.

Очередной, 6-й Минский международный Рождественский оперный форум, проходивший в столице Белоруссии с 16 по 20 декабря, завершен. Уже второй раз он проходил в тандеме с Международным конкурсом вокалистов. Можно с уверенностью констатировать, что нынешний конкурс своим высоким классом придал дополнительный блеск почти двухнедельному оперно-вокальному марафону, проходившему в Большом театре Беларуси. Впрочем, и сами спектакли форума порадовали участием сильных и ярких солистов, что вкупе с конкурсом позволяет без преувеличения назвать этот блеск звездным!

Первый репортаж Евгения Цодокова из белорусской столицы посвящен именно вокальным впечатлениям.

1/7

* * *

Мой приезд в Минск 15 декабря совпал с финалом 2-го Международного конкурса вокалистов – попадание, как говорится, с корабля на бал, причем в буквальном смысле этого слова – бал шикарный и блестящий. Такой певческий фейерверк не часто встретишь.

Практически вся десятка финалистов обладала отменными вокальными данными, и лишь сложность артистической задачи – исполнение масштабных сцен из опер с участием солистов Большого театра Беларуси и в сопровождении оркестра – помешала некоторым из них полностью проявить себя. Незнакомые партнеры по сцене, волнение приводили иногда к досадным помаркам, сбоям. Что поделаешь, соревновательная атмосфера, большой накал борьбы – серьезное испытание для молодых артистов. Возможно, именно это не позволило занять более высокие места российскому тенору Ивану Максимейко или сопрано Ольге Бусуйок из Молдовы, исполнившим (с Марией Шабуней и Владимиром Громовым) соответственно дуэт Джильды и Герцога и Заключительную сцену из «Евгения Онегина». А вот обладательнице впечатляющего сопрано Барнохон Исматуллаевой из Узбекистана, прекрасно зарекомендовавшей себя, по мнению специалистов, в предварительных турах, мне кажется, помешал не совсем удачный выбор финального репертуара – непростая стилистически, да и мелодически не очень выигрышная сцена Амелии и Ренато из «Бала-маскарада» A tal colpa e nulla il pianto.

Но тройка победителей выступила абсолютно уверенно и, практически, безупречно. Придраться, конечно, можно ко всему, но совершенно не хочется.

Гран-при безо всяких оговорок заслуженно был присужден сопрано из России Надежде Павловой, ныне солистке Пермского оперного театра, являющейся, кстати, номинантом предстоящего фестиваля «Золотая маска» за исполнение партии Донны Анны. Выступление Павловой в финале, а затем и на заключительном Гала-концерте звезд мировой оперы иначе, нежели незабываемым, назвать нельзя. Сначала она покорила жюри и зал мастерством и невероятной пластичностью трактовки образа Виолетты в большом дуэте Mamamigella Valery с Жермоном (Владимиром Петровым), а затем спела на концерте È strano с редкостным сочетанием колоратурной виртуозности и звуковой наполненности чистейшего голоса. Точно выверенным оказался и темп этой харизматичной арии, полностью убедившей меня отсутствием суетливой демонстрации голой техники и оттого наполнившейся жизненной правдой. Было ясно, что проблемы двух Виолетт, заданной Верди в этой опере, – легко порхающей белькантовой и более глубокой лирико-драматической – для певицы не существует.

Получивший 1-ю премию украинский тенор, солист Львовского оперного театра имени С.Крушельницкой Михаил Малафий совсем молод – ему 25 лет. Однако он успел уже получить ряд престижных премий на международных конкурсах. Минское выступление подтвердило певческий класс артиста в полной мере. Его ядреное и, в то же время, звонкое и артикулированное звукоизвлечение – высокой итальянской пробы. Привлекательной показалась и артистическая манера певца, какая-то достойная олимпийская, без гримас и чрезмерных страданий на лице. Исполненная им в союзе с превосходной белорусской сопрано Анастасией Москвиной большая сцена (две арии и дуэт) из «Богемы» доставила большое наслаждение. Все переходы от импрессионистической томности в среднем регистре к страстным излияниям на верхах были выполнены осмысленно и с пуччиниевской чувственностью. Лишь в самом конце Малафий с Москвиной позволили себе маленькую вольность, традиционную, но, возможно, неуместную в конкурсе – на верхнем «до» они рискуя потерять звук покинули сцену, устремившись за кулисы. Но, победителей не судят! Не обманул Малафий ожиданий и во 2-й арии Каварадосси, спетой в гала-концерте с драйвом и мастерской раскованностью.

Вы себе представить не можете, как порадовал меня еще один молодой, на этот раз белорусский тенор Виктор Менделев. Причина особая. Все любители оперы знают, сколь трудно отыскать яркого и убедительного Германа. Так вот, рискну утверждать – такой Герман потенциально намечается. Конечно, те фрагменты, что исполнил певец на конкурсе – дуэт с Лизой «Остановитесь, умоляю вас!» и ариозо «Прости, небесное создание» – принадлежат не к самым драматическим фрагментам сложнейшей партии, где нужно справиться со Сценой грозы с её кинжальным верхним «си», Сценой у Канавки, финальной арией и много еще с чем. Однако то, что явил нам Менделев, обнадеживает. А продемонстрировал он убедительную версию не крикливо голосящего героя, как это нынче частенько практикуется (буду политкорректным и не стану приводить примеры), а поющего, причем с нужной долей лиризма. Такая традиция в исполнении этой партии существует, правда не господствует. Любопытно, что в кулуарах конкурса я услыхал упрек в адрес певца, что поет он Германа в какой-то манере, более подходящей для Ленского. Если отбросить явную крайность этой оценки, то для меня, наоборот, мягкие интонации в голосе Менделева оказались привлекательными. Это очень по-русски. Певцу, конечно, пока не хватает опыта и сценического мастерства, о чем еще будет сказано, когда пойдет речь о форумной «Царской невесте», где он спел Лыкова, но это дело наживное. И еще одно важное обстоятельство – у Менделева хорошо выраженный уровень самооценки, в беседе со мной он высказался, что, конечно, мечтает о партии Германа, но отчетливо понимает, что рановато, не готов он пока к ней в полном объеме.

Замыкает четверку лидеров-лауреатов российская певица Елена Стихина, взявшая 3-й приз. Конечно, очень трудно судить о справедливой раздаче наград только по финальному туру. Я не слышал сопрано Стихиной на первых двух турах. Но в финальном выступлении она уступала первой тройке. В дуэте Тоски и Каварадосси из 3-го акта (с Сергеем Франковским) ее красивый голос вел свою линию иногда слишком рвано и крикливо на интервальных переходах, хотя в целом исполнение оставило благоприятное впечатление…

Мой конкурсный репортаж не преследует цели подробно рассказать о каждом из финалистов, поэтому на этом месте я остановлюсь, резюмируя, что финальный тур оказался сильным, у каждого участника в его выступлении были козыри, но таков закон жанра – все не могут стать победителями! Успеху заключительного тура способствовало умелое ассистирование участникам конкурса со стороны их партнеров – солистов Белорусской оперы и оркестра театра, ведомого Вячеславом Воличем и Олегом Лесуном.

* * *

В такой приподнятой обстановке начался Рождественский оперный форум. Если придерживаться хронологического принципа, то следовало бы перейти к его оперной программе, но мне представляется уместным закончить первую, сольную часть своего рассказа двумя концертными программами форума.

В прошлогоднем гала-концерте на сцене выступали вперемежку артисты Белорусского оперного театра и зарубежные солисты, нынче организаторами было решено сделать две программы – к гала-концерту, где на этот раз пели только зарубежные гости, добавился интереснейший тематический вечер под названием «Итальянская страсть» с участием артистов Белорусской оперы. Его содержание составили итальянские песни и популярные номера классического итальянского оперного репертуара, оформленные в своеобразную полусценическую версию со сквозным развитием (режиссер Елена Медякова, художник Александр Костюченко).

«Итальянская страсть», практически, вылилась в бенефис лирического тенора Юрия Городецкого, достойно выдержавшего на себе основную нагрузку этого знойного вечера. Впрочем, деятельное участие в нем приняли также лауреат 1-го Минского вокального конкурса сопрано Мария Шабуня, баритон Илья Сильчуков (оба – солисты Белорусской оперы), а также белорусский бас Александр Рославец, ныне являющийся участником Молодежной программы большого театра России.

Вся песенная часть концерта была составлена из шлягеров, начиная с «Влюбленного солдата» и «Скажите девушки подружке вашей» и кончая «Funiculi, Funicula» («На качелях) и «O sole mio», спетых участниками профессионально, с известной долей чувства и задора, способных воспламенить зал.

Среди классического репертуара наряду с популярными «Рассветом» Леонкавалло и «Неаполитанской тарантеллой» Россини, которые в весьма приятной манере, а подчас и лихо исполнили соответственно Илья Сильчуков и Юрий Городецкий с Марией Шабуней, а также всенепременными хитами из «Риголетто» (Балладой и Песенкой Герцога), которые достались все тому же Юрий Городецкому, особого внимания заслуживают два номера: дуэт Неморино и Дулькамары из «Любовного напитка» и дуэт Норины и Эрнесто из «Дона Паскуале». Вот тут вполне веселый и доброжелательно ироничный тон, диктуемый репертуаром вечера, следует сменить на более серьезный. Эти два блестящих и столь разных шедевра Доницетти были спеты артистами прекрасно и с полным пониманием стиля бергамского мастера. В бесподобном буффонном дуэте из «Напитка» блеснули мастерством и слаженностью Юрий Городецкий и Александр Рославец, в пении которых прослушивалось всё необходимое для оперного гурмана – прекрасная дикция, напевность, сочетающиеся с рафинированной речитативной интонацией. В очаровательном и нежно-акварельном дуэте-ноктюрне Tornami a dir из «Дона Паскуале» красиво слились теплые голоса Марии Шабуни и Юрия Городецкого. Их исполнение опять-таки покорило стильностью, красотой кантилены и умелым голосоведением в известном акапельном фрагменте дуэта. В связи с этим у меня возник резонный вопрос: а почему в репертуаре Белорусского театра нет этих шедевров Доницетти, ведь судя по предьявленным нам номерам концерта, творческие силы для этого у театра есть? Будем надеяться, что в будущем этот пробел будет восполнен.

Венчал форум грандиозный гала-концерт солистов мировой оперы из 15 стран мира (если я правильно сосчитал). Концерт оказался грандиозным не только по невероятным масштабам (31 номер), но и по качеству. Пожалуй, он превзошел прошлогодний, тоже не слабый. Нет никакой возможности описать всех участников концерта и все его номера. Подробнее остановлюсь на самых самых… Кроме упомянутых выше финалистов нынешнего конкурса были приглашены победители прошлогоднего – тенор из Узбекистана Рамиз Усманов, российско-украинское сопрано Валентина Феденева, баритон из Грузии Лаша Сеситашвили. Об их мастерстве я уже писал в прошлом году, нынче оно было полностью подтверждено. Особенно хочу отметить Арию Русалки из одноименной оперы Дворжака, прозвучавшую в устах Феденевой очень проникновенно и с истинно славянским духом.

Теперь о других участниках этого вокального праздника. Отменным был зачин концерта – Рассказ Феррандо с хором из «Трубадура» спетый чешским басом Милошем Хораком пусть и без какой-то особой вердиевской струнки, но эффектно, технично и точно, без звуковых рывков во время безупречного выпевания быстрых шестнадцатых нот, что встречается не так уж и часто.

К лучшим выступлениям можно отнести масштабный дуэт Леоноры и Графа ди Луны из «Трубадура» в исполнении Жаннат Бактай из Казахстана и латвийского певца Яниса Апейниса. И это тем более знаменательно, что уже после концерта певица мне поведала, что этот номер концерта – один из лучших дуэтов мирового репертуара для сопрано и баритона – не был поначалу предусмотрен в программе и возник случайно. Накануне к артистке подошел Апейнис и сетуя, что у него в настоящий момент нет ничего подходящего для яркого сольного номера (уж не знаю почему, возможно нужных оркестровых партий не нашлось для тех арий, что предпочел бы артист), спросил, не могла бы она ему «подпеть» именно этот трубадуровский дуэт. Оказалось, что могла и так «подпела», что любо дорого было слушать это блестящее музицирование. Не подкачал и Апейнис. Голоса обоих счастливо подходили друг другу по тембру и плотности звучания, никто никого не забивал, все прослушивалось, включая быстрые ноты в заключительном Allegro brilliante.

Если же остановиться чуть подробнее на яркой казахской певице, то скажу, что я знал о ней, но живьем слушал впервые и не пожалел. В своем сольном выступлении она исполнила еще и Un bel di vedremo, показав себя разноплановым мастером, а также казахскую народную песню-шлягер Бюль-Бюль, где раскрыла все свои колоратурные способности, вызвав шквал эмоций зала.

Особое чувство гордости у меня вызвал Арсен Согомонян, солист нашего московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, спевший необыкновенно проникновенно вставное ариозо Мазепы, а затем в истинно веристком духе Пролог из «Паяцев», лихо и полнозвучно воспарив на ля-бемоль, да так, что зал вновь утонул в аплодисментах.

Достижения концерта продолжила украинская певица Татьяна Оленич, мастерски исполнившая арию Аиды Ritorna vincitor, явившая залу как мощь своего голоса, так и умение извлекать нежнейшее пиано.

Тенор Самир Джафаров доставил удовольствие «Строфами Оссиана» из «Вертера». Если бы не менее удачная и коварная 1-я ария Каварадосси, выступление азербайджанского певца тоже можно было бы отнести к самым запоминающимся фрагментам концерта. Столь же противоречивым оказалось выступление меццо-сопрано Моники Фабиановой из Словакии. Удивительно, но спев достаточно интересно и грамотно, преодолев все рифы кабалетты, сложную арию Леоноры из «Фаворитки», эта певица не справилась с Цыганской песней из «Кармен», добавив к вдруг проявившимся голосовым проблемам невразумительные танцевальные движения. Среди менее удачных номеров концерта (но отнюдь не провальных!) оказались выступления Уго Лапорта (Канада), Ирены Зеленаускайте (Литва), Кристель Пяртны (Эстония), Атанаса Младенова (Болгария) и Александра Стаматовича (Сербия). Вот и все, пожалуй, я никого не забыл в этом калейдоскопе имен.

Завершился концерт ставшим нынче модным групповым исполнением с хором арии Калафа из «Турандот», поставив пускай и гламурную, но весомую точку в оперном празднике, продолжавшемся более 3-х с половиной часов.

Отдельного похвального слова заслуживают оркестр и хор театра (главный хормейстер Нина Ломанович) под руководством Виктора Плоскины и Олега Лесуна, внесших своим мастерством существенную лепту в общий успех. Весьма удачным и зрелищным оказалось и художественное оформление вечера (режиссер Михаил Панджавидзе, художник Александр Костюченко).

О спектаклях Рождественского оперного форума читайте во 2-й части минских впечатлений, которая будет опубликована следующем выпуске журнала.

Окончание →

Фото предоставлено Большим театром Беларуси

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ