Оперная панорама

Следующий выпуск журнала выйдет 16 мая

Евгений Цодоков
Главный редактор
Первый международный фестиваль камерной оперы в Петербурге. Министерство культуры одаряет оперное искусство. Анна Нетребко отказывается от «Нормы». Ксения Дудникова дебютирует в Лондоне. Редчайший опус раннего Беллини в лондонском Барбикан-центре. Леопольду Симоно – 100 лет.

Первый Международный фестиваль камерной оперы в Петербурге

Спектакль "Ацис и Галатея" Рижского центра старинной музыки «Collegium Musicum Opera» стал сенсацией 1-го Международного фестиваля камерной оперы, стартовавшего в Северной столице.

Художественный руководитель театра «Collegium Musicum Opera» Марис Купчс поставил эту оперу Генделя в обработке Моцарта, что само по себе необычно. А кроме того, коллектив, специализирующийся на аутентичном исполнении музыки барокко, привлек для оформления спектакля удивительных партнеров - художников-костюмеров Рундальского дворца (Латвия). Искусствовед Елена Форст и ее мастерицы выполняют аутентичные костюмы времен герцога Курляндского Бирона, используя в качестве образцов живописные портреты современников герцога. Эти костюмы являются экспонатами музея в Рундале, которые посетителям выдаются напрокат, например, для фотосессии в барочных интерьерах дворца, выполненного самим Растрелли. Использовать эти костюмы, сшитые вручную из шелка, бархата и других натуральных тканей, в театральной постановке - шаг рисковый. Ведь каждый из них - сам по себе настоящее произведение искусства, музейный экспонат. Тем не менее, музыканты и музейщики сумели договориться. Результатом чего стал спектакль, остроумно и изящно продемонстрировавший зрителям погружение в историю.

"Ацис и Галатея" поставлен режиссером Лаурой Гроза-Кибере и дирижером Марисом Купчсом как "игра в реконструкцию". Некие молодые люди (возможно, школьный класс) прибывают на экскурсию в Рундальский дворец, со смехом и шутками переодеваются в старинные наряды придворных дам и кавалеров XVIII века. Это переодевание, происходящее на фоне увертюры, позволяет рассмотреть все подробности устройства костюмов - уже любопытное зрелище. А дальше начинается незамысловатый сюжет пасторальной оперы: юноша Ацис влюбляется в нимфу Галатею, однако страшный великан Полифем (возможно, школьный учитель), также неравнодушный к юной нимфетке, убивает его. Галатея превращает кровь Ациса в журчащий ручей.

Главные украшения постановки - во-первых, барочная музыка, исполняемая на аутентичных инструментах (театр привез на фестиваль даже музейный клавесин, а также лютню, скрипки и старинные траверсные флейты). Во-вторых, прелестные юные голоса (в спектакле задействованы студенты Мариса Купчса из Латвийской музыкальной академии и хора «Collegium Musicum Opera»). В-третьих, костюмы, воссоздающие эпоху.

Стоит отметить, что организаторы планировали привлечь к новорожденному фестивалю постановки барочных камерных опер из Италии, Франции, Германии, однако в силу разных причин это не удалось. Хотя в будущем, как заявил директор театра "Санктъ-Петербургъ опера" Евгений Малыгин, эти планы будут осуществлены. Ведь Международный фестиваль камерных опер в Петербурге намерены сделать традиционным.

И все же для первого раза афиша фестиваля составлена необычно и предельно широко. В нее включена, например, опера Хиндемита "Долгий рождественский ужин", которую покажет Таллиннский театр «Estonian National Opera». Музыка 20 века будет представлена представлена также операми "Мавра" Стравинского и "Блудный сын" Бриттена (оба - Московский государственный академический театр имени Покровского). А музыку барокко публика услышит в опере "Пирам и Фисба" (Московский музыкальный театр "Геликон-опера"). Написанная композитором Джоном Лэпмом в XVIII веке как пародия на успешные оперы Генделя, она станет очередной "игрой" в историю. Завершит программу 8 мая "Евгений Онегин" - спектакль-долгожитель "Санктъ-Петербургъ опера".

Российская газета 26.04

Министерство культуры одаряет оперное искусство

Министерство культуры опубликовало список девяти грантополучателей на реализацию творческих проектов в 2016 году. В список входят два оперных театра. Астраханскому театру оперы и балета выделено 10 млн. руб. на постановку оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском Кремле». Премьера состоится в сентябре 2016 года. А Московский музыкальный театр «Геликон-опера» получит 12,69 млн. руб. на постановку оперы «Турандот» Пуччини в ноябре 2016 года.

Источник: Сайт Министерства культуры России 26.04

Анна Нетребко отказывается от «Нормы»

Российская певица Анна Нетребко отказалась от участия в опере «Норма» в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне, сообщает The Guardian. Премьера постановки должна состояться осенью 2016 года.

В заявлении Нетребко говорится, что впервые она запланировала этот проект четыре года назад вместе с музыкальным директором театра Антонио Паппано. «Когда я начала готовиться к роли, я пришла к печальному выводу, что мой голос эволюционировал в другом направлении», – сообщила певица.

По словам Нетребко, ей жаль разочаровывать Паппано, Королевский театр Ковент-Гарден и британскую публику.

«Зная, что скоро билеты поступят в продажу, и не желая вводить никого в заблуждение, я думаю, что сейчас должна быть честной с собой как артист и принять это очень трудное решение», – заявила певица.

В театре отметили, что сделали все, чтобы избежать этой ситуации. Там напомнили, что Нетребко отказывается от дебюта в большой роли в Ковент-Гарден во второй раз.*

Паппано пообещал, что имя исполнительницы роли Нормы будет скоро объявлено.

Gazeta.ru 26.04

Примечание редакции:

* Два года назад аналогичная история случилась с участием примадонны в постановке «Фауста», где она должна была исполнять партию Маргариты.

Ксения Дудникова дебютирует в Лондоне

Солистка Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко меццо-сопрано Ксения Дудникова в следующем сезоне дебютирует в лондонском Ковент-Гардене как Принцесса Буйонская в опере Чилеа «Адриана Лекуврер». Серия из семи спектаклей пройдет с 7 февраля по 2 марта 2017 года. Вместе с Дудниковой в возобновлении известной постановки Дэвида МакВикара образца 2010 года (уже демонстрировавшейся кроме Лондона на сценах Барселоны, Вены и Парижа) примут участие Анджела Георгиу и Рачуи Бассенц (Адриана), Брайан Джагд (Маурицио), Кристиан Адам (Аббат де Шазей), Балинт Сабо (Принц Буйонский), Джеральд Финли (Мишонне), Влада Боровко (Мадемуазель Жувено) и др. Дирижер – Даниэль Орен.

Редчайший опус раннего Беллини в лондонском Барбикан-центре

11 мая в лондонском Барбикан-центре под управлением маэстро Даниэле Рустиони в рамках совместного проекта Opera Rara и Симфонического оркестра BBC состоится концертное исполнение первой оперы Беллини «Адельсон и Сальвини».

В концерте участвуют хорошо всем известные солисты. Партию сироты Нелли, невесты Лорда Адельсона, вокруг которой закручивается нешуточная интрига, исполнит Даниэла Барчеллона. Самого лорда споет Никола Алаймо. В роли его друга художника Сальвини – звонкоголосый тенор Лоуренс Браунли. В партии заклятого врага Адельсона, изгнанника Страли – Родион Погосов. В других партиях – Кэтрин Ридж (Фанни, воспитанница в доме лорда), Патрисия Бардон (Мадам Риверз, гувернантка), Маурицио Мураро (Бонифачо, слуга Сальвини), Давид Соар (Джеронио, приятель Страли).

Эта ранняя опера Беллини (на либретто А.Тоттолы) написана в жанре семисериа с элементами стилистики французской комической оперы и с мелодикой, местами напоминающей россиниевскую (особенно в буффонной партии Бонифачо). Однако в ней уже отчетливо ощущаются ростки чудесной беллиниевской лирической кантилены широкого дыхания. Об этом свидетельствует самая известная мелодия из «Адельсона и Сальвини» – Романс Нелли из 1-го акта "Dopo l'oscura nembo", – которая была использована Беллини впоследствии в опере «Капулети и Монтекки», превратившись в знаменитый Романс Джульетты "Oh quante volte".

После успешной студенческой премьеры силами учеников знаменитого сопраниста Джироламо Крешентини, состоявшейся в Театре неаполитанской Консерватории Сан-Себастиано в 1825 году и заслужившей одобрение присутствовавшего в зале Доницетти, а также Россини, первый опус Беллини ждало полное забвение, продолжавшееся в течение почти полутора веков, несмотря на неоднократные попытки композитора переделать оперу для постановки на профессиональной сцене.

В итоге до наших дней дошло ее 4 варианта. В 1972 году в нью-йоркском Таун Холле состоялась концертная премьера последней версии «Адельсона и Сальвини». Подробности этого события, практически, не сохранились (по крайней мере, в доступных источниках), в том числе и имя дирижера. В профессиональном оперном мире к этой премьере отнеслись пренебрежительно, в оперных справочниках она не отражена, ибо организовано исполнение было весьма эксцентричной личностью – Стефаном Цукером и его матерью Розиной Вольф. Известный опероман и ведущий весьма популярной в свое время ночной программы нью-йоркской радиостанции WKCR-FM «Оперный фанатик», друживший со многими вокальными знаменитостями,* Стефан Цукер, как известно, позиционировал себя также в качестве тенора. Однако по свидетельству современников-очевидцев его близкое к самодеятельному пение, как и вокал его матери, энтузиазма, мягко говоря, ни среди любителей оперы, ни среди профессионалов не вызывали.

Возрождение 1-й трехактной редакции «Адельсона и Сальвини» состоялось 6 ноября 1985 года на родине Беллини в Катании в местном Театре Метрополитен в рамках Международной конференции, посвященной творчеству Беллини. Опера была исполнена шведскими музыкантами – Барочным ансамблем Дротнингхольма и Стокгольмским камерным хором под управлением дирижера Андерса-Пера Йонссона. Среди солистов К.Морлинг И.Тобиассон, Б.Лундквист, Т.Ландер, Б.Густавссон, Э.Флоримо и др.

2-я двухактная редакция оперы (создана композитором между 1827-28 гг.), в которой диалоги были заменены речитативами secco, впервые была исполнена в Театре Массимо Беллини в Катании 23 сентября 1992 года. Дирижер Андреа Ликата, солисты А.Нефе, Ф.Превиати, Б.Уильямс, Р.Ковиелло, Л.Рицци и др.

Вот, пожалуй, и вся сценическая история первой оперы Беллини, которую нынче предстоит услышать английским любителям оперного искусства.

Примечание.

  • Широкую известность получило содержательное интервью Цукера с Франко Корелли. С ним можно ознакомиться на нашем сайте.

Постскриптум.

В последний момент, когда материал уже был готов к публикации, появилось сообщение, что в составе исполнителей грядут изменения – вместо Николы Алаймо планируется выступление Симоне Альбергини, Патрисию Бардон заменит Ли-Мариан Джонс, а Лоуренса Браунли – Энеа Скала.

Леопольду Симоно — 100 лет

3 мая исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося франко-канадского тенора Леопольда Симоно, замечательного стилиста и лирика, блестящего интерпретатора французской оперы и Моцарта. Его трактовки партий Дона Оттавио, Феррандо, Надира и многих других считаются образцовыми. Впечатляюще он исполнял и камерную музыку, прежде всего романтические песни Анри Дюпарка.

Начав свою карьеру в 1941 году в Монреале, он достиг расцвета в 50-х гг. Симоно пел на лучших сценах мира (Гранд-Опера, Мет., Ла Скала, Венская опера, фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Экс-ан-Провансе). В Чикаго в 1954 году в «Травиате» его партнершей была Мария Каллас. Певец работал с выдающимися дирижерами (Буш, Вальтер, Бичем, Митропулос, Клемперер, Караян и др.), часто выступал вместе со своей женой прекрасной сопрано Пьеретт Алари. Они прожили очень долгую совместную жизнь, и оба умерли в возрасте 90 лет!

К выдающимся достижения певца принадлежат записи опер – «Дон Жуан» с Венскими Филармониками под управлением Рудольфа Моральта (1955) с участием Д.Лондона, Х.Цадек, С.Юринац, В.Берри, Г.Шутти, Э.Вехтера; «Так поступают все» с оркестром «Филармония» под управлением Герберта фон Караяна (1954) с участием Э.Шварцкопф, Р.Панераи, Н.Мерримен, С.Брускантини, Л.Отто; «Искатели жемчуга» с оркестром «Концерты Ламурё» под управлением Жана Фурне (1953) с участием П.Алари и Р.Бьянко.

Предлагаем послушать Романс Надира "Je crois entendre encore" из «Искателей жемчуга» в исполнении Леопольда Симоно.

По материалам СМИ и пресс-релизам оперных театров и концертных залов.

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Анна Нетребко

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ