IV Фестиваль «Опера априори»

Известная узкому кругу специалистов единственная опера Яна Сибелиуса «Дева в башне» (1896) прозвучит вместе с нечасто звучащей оперой его современника Николая Римского-Корсакова «Кащей бессмертный» (1902). Первая и единственная попытка показать очевидную культурологическую связь этих одноактных опер-ровесниц, была предпринята на фестивале в Бакстоне в 2012 году. Оперы имеют идентичные характеры персонажей и сказочные сюжеты в основе своего либретто: красавицу, заточенную в башне, которой домогается злодей (Бейлиф/Кащей), спасает её возлюбленный, чему способствует женский персонаж, трансформирующийся в процессе «от отрицательного к положительному» (Хозяйка Замка/Кащеевна). Характерно меняются только мужские роли – у Сибелиуса положительный персонаж – тенор, а отрицательный – баритон, а у Римского-Корсакова – наоборот.

III Фестиваль «Опера априори», прошедший с февраля по июнь 2016 года в Большом зале консерватории, представил 4 концерта, включивших оригинальную камерную версию «Маленькой торжественной мессы» Россини с Марианной Пиццолато и три сольных концерта мировых оперных звёзд – Рене Папе, Екатерины Семенчук и Макса Эмануэля Ценчича с абсолютно новыми программами, две из которых – Wagner bel canto и юбилейная «Гаврилин/Таривердиев» – были подготовлены певцами специально по заказу фестиваля, а концерт «Неаполитанские арии» стал частью мирового турне в поддержку альбома.

В 2017 году фестиваль сменит локацию: все концерты пройдут на разных площадках Москвы.

27 февраля 2017

Концертный зал им. П.И. Чайковского
Открытие IV Фестиваля

Джоаккино Россини (1792-1868)

Арии из опер «Деметрий и Полибий», «Матильда ди Шабран», «Семирамида», «Эдуардо и Кристина», «Танкред». Премьера программы в России в рамках промо-тура диска Rossini (релиз – осень 2016) Франко Фаджоли (контратенор, Аргентина). Первое выступление в Москве Московский камерный оркестр Musica Viva п/у Александра Рудина
Дирижёр – Максим Емельянычев

Арии из опер, которые прозвучат в Москве – «Деметрий и Полибий» (1806), «Матильда ди Шабран, или Красота и Железное сердце» (1821), «Семирамида» (1823), «Эдуардо и Кристина» (1819), «Танкред» (1813) – малоизвестны в России. Московский концерт пройдёт в рамках мирового турне в поддержку альбома Rossini (релиз намечен на сентябрь-октябрь 2016 года) одного из самых известных контратеноров в мире – Франко Фаджоли, для которого это выступление станет дебютом на московской сцене. Фаджоли специализируется в оперном и камерном репертуаре эпохи барокко и с успехом исполняет музыку композиторов ХХ века. За дирижёрский пульт Московского камерного оркестра Musica Viva, уже по праву ставшего orchestra in residence Фестиваля, снова встанет стремительно набирающий всемирную известность Максим Емельянычев, участник Фестиваля-2016.

25 марта 2017

Римско-католический кафедральный собор НЗПДМ на Малой Грузинской

Жан Ришафор (ок. 1480 – ок. 1547) и композиторы XXI века: Арман Гущян, Владимир Раннев, Алексей Сысоев, Франк Кристоф Езникян (Франция), Клаус Ланг (Австрия)
Реквием памяти Жоскена Депре. Премьера в России/мировая премьера
Вокальный ансамбль INTRADA под управлением Екатерины Антоненко

Второй концерт предлагает уникальную возможность услышать единое сочинение, состоящее из российской премьеры шедевра эпохи Возрождения – Реквиема франко-фламандского композитора Жана Ришафора – и пяти новых сочинений, недостающих частей в Реквиеме, написанных специально к этому концерту известными современными композиторами из России, Франции и Австрии – Арманом Гущяном, Владимиром Ранневым, Алексеем Сысоевым, Франком Кристофом Езникяном и Клаусом Лангом. Два существенных сходства позволяют объединить в одном сочинении произведения двух музыкальных эпох: это их музыкальные парадигмы, имея в своем арсенале развитую технику рациональной организации звукового материала, в то же время обладающие высокой степенью свободы и отличающиеся стремлением к индивидуализации авторского стиля, и сама практика обращения к уже существующим культурным текстам – цитаты из музыки предшественников. Идеальным примером из эпохи Возрождения как раз может служить Ришафор, чей Requiem посвящен памяти его учителя Жоскена Депре и содержит цитаты из его сочинений. Также и латинский текст Реквиема идёт с параллельными поэтическими текстами, в том числе, и на французском языке. Исполнит это произведение участник предыдущего фестиваля Вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко – коллектив, который, по мнению музыкальных критиков, является одним из лучших вокальных ансамблей в России и может исполнять музыку любой сложности и любого направления. Современные композиторы также задействуют и струнные инструменты в своих опусах. Для исполнения инструментальных партий приглашены известные московские музыканты – альтист Сергей Полтавский, виолончелист Сергей Суворов и другие. Концерт пройдёт при поддержке Французского института в Москве в партнёрстве с АНО «Траектория Музыки».

23 апреля 2017

Концертный зал «Филармония-2» (Концертный зал им. С.В. Рахманинова)
Закрытие IV Фестиваля

Ян Сибелиус (1865-1957). Опера «Дева в башне» (концертное исполнение). Премьера в России
Николай Римский-Корсаков (1844-1908). Опера «Кащей бессмертный» (концертное исполнение)
Московский камерный оркестр Musica Viva п/у Александра Рудина
Государственная хоровая капелла им. Юрлова п/у Геннадия Дмитряка
Солисты: Наталья Мурадымова (сопрано), Ксения Дудникова (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор), Андрей Жилиховский (баритон)
Дирижёр – Олли Мустонен (Финляндия)

Известная узкому кругу специалистов единственная опера Яна Сибелиуса «Дева в башне» (1896) прозвучит вместе с нечасто звучащей оперой его современника Николая Римского-Корсакова «Кащей бессмертный» (1902). Первая и единственная попытка показать очевидную культурологическую связь этих одноактных опер-ровесниц, была предпринята на фестивале в Бакстоне в 2012 году. Оперы имеют идентичные характеры персонажей и сказочные сюжеты в основе своего либретто: красавицу, заточенную в башне, которой домогается злодей (Бейлиф/Кащей), спасает её возлюбленный, чему способствует женский персонаж, трансформирующийся в процессе «от отрицательного к положительному» (Хозяйка Замка/Кащеевна). Характерно меняются только мужские роли – у Сибелиуса положительный персонаж – тенор, а отрицательный – баритон, а у Римского-Корсакова – наоборот. Партии исполнят ведущие певцы двух московских театров: Наталья Мурадымова (сопрано) и Ксения Дудникова (меццо-сопрано) из МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, Максим Пастер (тенор) и Андрей Жилиховский (баритон) из Большого театра. Все они, равно, как и Государственная хоровая капелла им. Юрлова, уже участвовали в концертах фестиваля «Опера априори» в 2014-2016 годах. Дирижировать оркестром Musica Viva, дополненным исполнителями на духовых инструментах, будет финский музыкант с мировым именем Олли Мустонен. Концерт пройдёт при поддержке Посольства Финляндии в России.

Билеты на сайте www.operaapriori.com/tickets,
в кассах Московской филармонии и по тел. 8 903 777 23 32

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ