Франсишку д'Андради — 150 лет

Евгений Цодоков
Главный редактор

11 января исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося португальского баритона Франсишку д'Андради (1859-1921). Кроме знатоков оперы мало кто помнит, чем знаменит был этот артист. Постараемся сегодня кратко напомнить о нем современному любителю оперного искусства.

Андради (или Андраде, d'Andrade) родился в Лиссабоне в семье юриста. Собирался пойти по стопам отца, учился юриспруденции, однако затем увлекся пением (вслед за своим старшим братом Антонио, также ставшим впоследствии хорошим певцом-тенором) и с 1881 стал посещать вокальную школу в родном городе. Продолжил музыкальное образование он спустя несколько лет в 1886 уже в Милане, где среди его учителей был представитель известной певческой династии Себастиано Ронкони.

Первое выступление на сцене молодого певца состоялось в 1882 в Сан-Ремо (партия Амонасро в «Аиде»). Он довольно быстро приобрел известность. В 1886 состоялся его яркий дебют в Ковент-Гардене (партия Ренато в вердиевском «Бале-маскараде»). В своем первом же лондонском сезоне он исполнил на главной английской сцене также партии Дон Карлоса в «Эрнани» Верди, Барнабы в «Джоконде» Понкьелли, моцартовского Фигаро и Валентина в «Фаусте» Гуно. Несколько сезонов подряд (до 1890) блистал певец на этой сцене, а в 1888 впервые выступил здесь в своей лучшей роли Дон Жуана, благодаря которой он и вошел в историю оперного искусства.

Пел Андради и на других сценах, в т. ч. в Ла Скала, Берлине, Франкфурте, Мюнхене, Цюрихе и др. В 1887 он выступил в Москве в партии Тельрамунда в «Лоэнгрине» Вагнера.

Историческим можно назвать исполнение им роли Дон Жуана на моцартовском фестивале в Зальцбурге в 1901 в звездной постановке с участием Лилли Леман, И. Гадски и Д. Фаррар.

М. Слефогт. Портрет д'Андради. 1902.   М. Слефогт. Портрет д'Андради в роли Дон Жуана. Бриндизи. 1902. Штутгарт.   М. Слефогт. Портрет д'Андради в роли Дон Жуана. 1912. Берлин.

Знаменитый немецкий художник Макс Слефогт (1868-1932), представитель берлинского «Сецессиона», впервые услышавший его в 1894 в Мюнхене, под впечатлением от мастерства Андради создал несколько портретов артиста, на одном из которых изобразил его исполняющим бриндизи Finch’ han dal vino в берлинской Королевской опере.

Преуспел певец также во французском репертуаре (Эскамильо в «Кармен», Зурга в «Искателях жемчуга» Бизе, Нелюско в «Африканке» Мейербера и др.), пел в итальянских операх эпохи бельканто («Фаворитка» Доницетти, «Пуритане» Беллини и др.).

В 1906-1916 Андради жил в Берлине, где был солистом Королевской оперы. При этом он продолжал гастролировать по всей Европе (Англия, Россия, Австрия, скандинавские страны). В 1916 из-за событий Первой мировой войны певец вынужден был покинуть Германию и возвратился на родину. Завершил свою карьеру в 1918 в Лиссабоне партией Фигаро Россини. После окончания войны в 1919 вновь вернулся в Берлин, где и скончался в 1921 году.

Начиная с 1906 певец осуществил несколько записей, благодаря чему его впечатляющее мастерство было сохранено для истории оперы. Сохранилась сделанная им в 1907 году запись бриндизи из «Дон Жуана» (Pearl/Pavilion Records. Covent Garden on Record, Vol. 1)

Иллюстрации:
Франсишку д'Андради.
М. Слефогт. Портрет д'Андради. 1902.
М. Слефогт. Портрет д'Андради в роли Дон Жуана. Бриндизи. 1902. Штутгарт.
М. Слефогт. Портрет д'Андради в роли Дон Жуана. 1912. Берлин.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ