Примадонна парижских опер Россини

200 лет со дня рождения Лауры Чинти-Даморо

Евгений Цодоков
Главный редактор

6 февраля исполняется 200 лет со дня рождения выдающейся французской певицы Лауры Чинти-Даморо, бессменной участницы мировых премьер всех "парижских" опер Джоаккини Россини.

Лаура Чинти Монталан родилась в Париже в 1801 году. Уже с 7 лет начала обучаться музыке в Парижской консерватории у Джулио Марко Бордоньи. Занималась также с контрабасистом "Гранд Опера" и органистом Шенье. Позднее (с 1816) брала уроки у знаменитой Анжелики Каталани, возглавлявшей парижский "Театр Итальен". В этом театре певица дебютировала в 1818 году уже под итальянизированной фамилией Чинти в опере "Редкая вещь" Мартин-и-Солера. Первый успех пришел к певице в 1819 году (Керубино в "Свадьбе Фигаро").

1/2

В 1822 Лаура выступает в Лондоне (без особого успеха). Творческая встреча с Россини произошла в 1825 году, когда Чинти исполнила партию Графини Фоллевиль в мировой премьере "Путешествия в Реймс" в "Театре-Итальен", этой несчастливой и не имевшей успеха опере, посвященной коронации в Реймсе Карла Х, многие мелодии из которой великий итальянец использовал позднее в "Графе Ори". В 1826 певица стала солисткой "Гранд опера" (дебют в опере Спонтини "Фернанд Кортес"), где выступала до 1835 (с перерывом в 1828-1829 гг., когда артистка пела в Брюсселе). В первый же год ее вместе с Россини ожидал триумфальный успех в опере "Осада Коринфа" (1826, переработанный "Магомет II"), где Лаура пела Памиру. Роль Неокла исполнял ставший в дальнейшем ее постоянным партнером Адольф Нурри (в наше время эту партию часто поручают меццо-сопрано). Успех был продолжен в 1827 году на премьере "Моисея и Фараона" (французская версия "Моисея в Египте"). Через год новый триумф - мировая премьера "Графа Ори", написанного Россини в содружестве с Эженом Скрибом. Дуэт Чинти (Адель) и Нурри (Ори) производил неизгладимое впечатление, как и сама опера, изящество и отточенность мелодий которой трудно переоценить.

Весь следующий год Россини с увлечением сочиняет "Вильгельма Телля". Премьера откладывалась несколько раз, в том числе из-за того, что вышедшая в 1828 году замуж за известного тенора Винсента Шарля Даморо (1793-1863) Лаура ждала ребенка. Парижские газеты писали об этом со свойственной тому времени витиеватой изысканностью: "став законной супругой, синьора Даморо добровольно обрекла себя на некоторые узаконенные неудобства, длительность которых можно определить довольно точно". Попытки заменить певицу окончились неудачей. И публика, и композитор желали видеть только Лауру, ставшую теперь Чинти-Даморо.

Наконец, 3 августа 1829 года премьера "Вильгельма Телля" состоялась. Россини неоднократно не везло с премьерами, он даже любил шутить, что хорошо бы считать премьерой второе представление. Но здесь все было значительно сложнее. Публика оказалась не готова к новаторскому сочинению. Его новые краски и драматизм остались не понятыми, несмотря на то, что в профессиональных художественных кругах произведение оценивалось весьма высоко. Тем не менее, солисты (Чинти-Даморо в партии Матильды, Нурри в партии Арнольда, знаменитый бас Никола-Проспер Левассер в роли Вальтера Фюрста и другие) были приняты очень хорошо.

"Вильгельм Телль" стал последним сочинением Россини для театра. Между тем, карьера Лауры стремительно развивалась. В 1831 она выступает в премьере оперы "Роберт-Дьявол" Мейербера (партия Изабеллы), поет в операх Вебера, Керубини и др. В 1833 Лаура во второй раз гастролирует в Лондоне, на этот раз с большим успехом. В 1836-1843 Чинти-Даморо солистка "Опера комик". Здесь она участвует в премьерах ряда опер Обера, среди них - "Черное домино" (1837, партия Анджелы).

В 1943 году певица покидает сцену, но продолжает выступать в концертах. В 1844 она совершает турне по США (с бельгийским скрипачом А.Ж.Арто), в 1846 ей рукоплещет Санкт-Петербург.

Чинти-Даморо известна также как вокальный педагог. Она преподавала в Парижской консерватории (1836-1854). Автор ряда книг по методике и теории пения.

По свидетельствам современников Чинти-Даморо в своем искусстве гармонично сочетала интонационное богатство французской вокальной школы с виртуозной техникой итальянской. Ее успех был повсеместным. Она вошла в историю оперного искусства как выдающаяся певица 1-й половины 19 века.

Иллюстрации:
Лаура Чинти-Даморо. Рисунок 19 в.
Костюм Матильды. Эскиз к первой постановке "Вильгельма Телля".

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ