К 150-летию Марии Дейша-Сионицкой

К 150-летию Марии Дейша-Сионицкой
Оперный обозреватель

22 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Марии Адриановны Дейша-Сионицкой, знаменитой русской певицы рубежа XIX – XX веков. То была, пожалуй, самая блистательная эпоха в развитии русского оперного искусства, которая явила миру великого Шаляпина. Но при всей гениальности великого баса, не он один творил на оперной сцене – его окружала плеяда выдающихся современников, артистов огромной сценической культуры, обладателей прекраснейших голосов. И среди них по праву достойное место занимала Дейша-Сионицкая, о которой мы сегодня вспоминаем. Предлагаем вниманию наших читателей краткую редакционную справку о певице, в основу которой положена статья из известного двухтомника А. М. Пружанского «Отечественные певцы».

Мария Сионицкая родилась в Чернигове в 1859 году в бедной семье. В десять лет, выступив в любительском концерте, привлекла внимание публики красивым голосом. Пению обучалась с 1878 года в Киевском музыкальном училище в классе И. Кравцова, позже, с 1879 года, в Петербургской консерватории, сначала в классе Е. Цванцигер, затем в 1880—1881 годах в классе К. Эверарди. Летом 1881 года Сионицкая впервые поет уже после прохождения курса обучения публично: она выступила в благотворительном концерте в Курске. Ее пение произвело громадное впечатление и городские меценаты собрали четыре тысячи рублей, сумму, неслыханную по тем временам, на ее поездку в Вену, где она совершенствовалась в пении у знаменитой Матильды Маркези.

В 1882 году Сионицкая вместе со своим педагогом переехала в Париж, где ее голос услышал главный дирижер "Гранд-Опера" Э. Колонн и предложил ей дебют на сцене прославленного театра. Однако певица решила вернуться в Россию и в 1883 г. дебютировала в партии Аиды в Мариинском театре, где пела до 1891 г., затем до 1908 г. — на сцене московского Большого театра, дебютировав здесь в партии Татьяны, а последним ее спектаклем на московской сцене стала «Русалка» Даргомыжского (партия Наташи). В 1903 получила звание заслуженной артистки императорских театров.

В летние периоды 1883 и 1892 гг. совершенствовалась в вокальном искусстве в Италии. Композитор А. Бойто высоко оценил исполнение певицей арий из его оперы "Мефистофель". Обладала сильным, гибким и ровным во всех регистрах голосом (драматическое сопрано) красивого тембра, легкой колоратурой. Репертуар включал свыше 40 разнохарактерных партий. Дейша-Сионицкая - первая исполнительница партий Людмилы ("Тушинцы" П. Бларамберга), Земфиры ("Алеко" С. Рахманинова), Луизы ("Пир во время чумы" Ц. Кюи), Мариорицы ("Ледяной дом" А. Корещенко); в Мариинском театре — Джоконды ("Джоконда" А. Понкьелли); в Большом театре — Ярославны ("Князь Игорь"), Купавы ("Снегурочка"), Оксаны ("Ночь перед Рождеством"), Брунгильды ("Валькирия"); на русской сцене — Елены ("Мефистофель"), Брунгильды ("Зигфрид"), Катарины Арагонской ("Генрих VIII" К. Сен-Санса).

Лучшие партии певицы - Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Мария ("Мазепа"), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Кума Настасья, Купава, Аида, Валентина. П. Чайковский считал Дейша-Сионицкую лучшей исполнительницей партий в своих операх, Н. Римский-Корсаков высоко оценил исполнение певицей партии Купавы, С. Рахманинов писал: "Лучше Земфиры — Сионицкой и Шаляпина — Алеко я никого не найду". Другие значительные работы певицы: Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Маша ("Дубровский"), Вера Шелога, Снегурочка, Иоланта; Донна Анна ("Дон Жуан"), Агата ("Вольный стрелок"), Алиса ("Роберт-Дьявол"), Маргарита ("Мефистофель"), Амелия, Селика.

Среди партнеров певицы такие знаменитости как М. Баттистини, С. Власов, Л. Донской, Л. Клементьев, Б. Корсов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, она пела под управлением У. Авранека, И. Альтани, Э. Направника, С. Рахманинова, Н. Федорова, П. Фельдта.

Дейша-Сионицкая была замечательной камерной певицей. С 1899 г. принимала активное участие в деятельности Кружка любителей русской музыки, с 1898 г. член "Московского общества содействия по устройству общеобразовательных народных развлечений", организованного В. Серовой. В 1903 г. выступила в юбилейном концерте Н. Лысенко в Киеве, в 1907 г. по просьбе писателя М. Коцюбинского дала концерт украинской музыки в Чернигове (совместно с Н. Лысенко). Принимала участие в организации и проведении тематических вечеров "Концерты иностранной музыки" (1906—08 гг.; состоялось три концерта). В 1907—11 гг. вместе с Б. Яворским организовала 15 бесплатных "Музыкальных выставок", проходивших в зале Синодального училища в Москве, где исполнялись преимущественно произведения русских композиторов. С большим успехом выступала с концертами в Париже и Бельгии. Камерный репертуар включал произведения М. Глинки, М. Мусоргского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева (первая исполнительница ряда его романсов, в т. ч. "Когда, кружась, осенние листья", 1905; "Мечты в одиночестве вянут", "В дымке невидимке", 1906; "Сталактиты", "Фонтаны", "Менуэт", 1908), С. Рахманинова (композитор посвятил ей романс "Молитва", 1893), Р. Глиэра. В 1891 г. исполнила сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с А. Барцалом, В. Гнучевой, В. Майбородой). В. Багадуров посвятил певице романс "Заклинание" (ор. 1, № 2, 1907).

В 1907—13 гг. вела педагогическую деятельность в московской Народной консерватории (совместно с Е. Линевой принимала участие в создании этого вуза); в 1917 г. преподавала в 1-м московском Музыкальном техникуме, в 1921—32 гг. - профессор Московской консерватории, с 1926 г. также преподавала на Музыкальном рабфаке, а также в студии Большого театра. Среди ее учениц — Е. Антонова, Л. Ставровская. Главный теоретический труд певицы, где она изложила все свои педагогические принципы, это «Пение в ощущениях» (Москва, 1926) – и до сих пор весьма популярная у вокалистов книга.

Мария Дейша-Сионицкая скончалась 25 августа 1932 года, находясь на отдыхе в Крыму, в Коктебеле.

Материал подготовлен А. Матусевичем

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ