Аппиа (Appia) Адольф (1862-1928)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Швейцарский музыкант, теоретик музыкального театра, сценограф и режиссер. Изучал музыку в консерваториях Женевы, Парижа, Лейпцига и Дрездена, стажировался в различных театрах. Пропагандист и исследователь творчества Вагнера 1. Анализируя впечатления от байрёйтских постановок своего кумира, он пришел к выводу о резких эстетических противоречиях между синтетической стилистикой вагнеровской музыкальной драмы и иллюзионистским сценическим претворением этих идей. В своих фундаментальных трудах «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» (1895, Париж) и «Музыка и постановка» (1899, Мюнхен) Аппиа обобщил свои представления о новых принципах оперных постановок, средствах для достижения подлинного единства музыки и драматического действия. Главная цель, декларируемая исследователем – адекватность организации сценического пространства временнoй структуре музыки (В. Березкин). Вот одна из характерных мыслей исследователя: «время выражается в пространстве последовательностью и преемственностью форм, то есть движением.

Пространство выражается во времени преемственностью слов и звуков, то есть различными длительностями, диктующими интенсивность движения». Весьма интересны представления Аппиа о роли светоцветовых и ритмических выразительных средств в сценографии и режиссуре (см. сценография оперная). Так, например, он ратовал за концентрированный свет, создающий тени и формирующий объём, а не общий софитовый. В 1906 он знакомится с Жаком-Далькрозом, создателем Института ритмической гимнастики, и увлекается его ритмопластическими идеями о связи музыки с движением.

В результате исследователь разработал новые «антииллюзионистские» принципы оперной сценографии, усиливающие, в отличие от живописной плоскостной декорации, ее обобщенность, условность и единство с музыкальным действом; новые приемы использования объемного трехмерного архитектурного пространства сцены с разновысокими плоскостями, представляющими наиболее адекватные возможности для ритмической организации сценического процесса и органического участия в нём певцов-актеров. С помощью Жака-Далькроза в 1903 по замыслу режиссера в Париже была осуществлена постановка фрагментов оперы Кармен и отрывков из музыки Шумана к поэме «Манфред» Байрона. В 1913 Аппиа удается воплотить свои теоретические воззрения в ритмопластическом представлении по опере Орфей и Эвридика Глюка на сцене Института в Хеллерау. В 1923 в Ла Скала дирижером Тосканини была осуществлена постановка Тристана и Изольды, к работе над которой он привлек Аппиа. Здесь, наконец, смогла осуществиться мечта исследователя о воплощении сформулированных им принципов в вагнеровской драме. Однако постановка успеха не имела, публика не оценила новизну принципов Аппиа. В 1924-25 в Базеле на основе его эскизов и планов режиссером О. Вальтелином были поставлены две первые части тетралогии Кольцо нибелунга.

Идеи Аппиа сыграли важную роль в дальнейшем развитии не только оперной сценографии и режиссуры, но и в драматическом театре, где параллельно его исканиям (хотя, во многом, совершенно по-другому) развивалось новаторское творчество Гордона Крэга. Открытия Аппиа оказались созвучными исканиям Рейнхардта, Мейерхольда и в еще большей степени А. Таирова. Впрочем, в оперной практике достаточно длительное время его влияние носило единичный и, скорее, теоретический характер. Только в послевоенные годы принципы Аппиа были творчески освоены режиссером и сценографом В. Вагнером, внуком великого оперного реформатора, и частично использованы в знаменитой постановке Парсифаля в первом послевоенном сезоне Байрёйтского фестиваля (1951).

На фото:
Адольф Аппиа (Appia).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ