Бузони (Busoni) Ферруччо (1866-1924)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. Его мать была немкой, поэтому композитор чувствовал в равной мере свою принадлежность и к немецкой культуре. С 10 лет жил в Австрии, затем в Германии. Рано проявил свои способности как пианист. Добился в этой области выдающихся достижений как интерпретатор сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Листа. Автор многочисленных фортепианных транскрипций.

Бузони как композитор был приверженцем идей неоклассицизма, с его стремлением к чистой и строгой форме, и отрицанием программного романтизма. При этом, он, однако, проявлял живой интерес к новейшим достижениям авангардного письма, был поклонником Шёнберга.

Среди его сочинений важнейшее место занимают оперы. В них он наиболее ярко выразил свою эстетику в области этого жанра, в то время находившегося на перепутье. Идеалы итальянской классической оперы отживали себя, но и с нарождавшимся экспрессионизмом композитору было не по пути. Он выступал против трактовки оперы как музыкальной драмы, в которую она стремительно превращалась в послевагнеровскую эпоху. Важнейшим эстетическим манифестом Бузони стала идея о возвращении опере ее возвышенной мистериальной и эпической сущности. Он считал также, что с условностью жанра надо не бороться, а ее усиливать. Он ратовал за отказ от «театра жизненных иллюзий» в пользу сюжетов, далеких от реальной жизни, сказочных (Б.Ярустовский). В области формы он был первым, кто стал сторонником возвращения номерной системы. Все эти воззрения, впервые обнародованные в 1907, композитор постарался претворить в своих произведениях. Прежде всего, это Арлекин (1917, либретто автора) и «Турандот» (1917, либретто автора по одноименной сказке Гоцци). Премьера обеих одноактных миниатюр, возрождающих традиции комедии дель’арте, состоялась в один вечер в Цюрихе и успеха не имела. В дальнейшем, однако, интерес к этим сочинениям стал нарастать, особенно к «Арлекину». Вторая опера на время была заслонена одноименным шедевром Пуччини. Последняя неоконченная опера «Доктор Фауст» была завершена Ф.Ярнахом (поставлена в 1925, Дрезден, дирижер Буш). Эта философская опера-мистерия (либретто автора по мотивам сюжетов средневековых немецких кукольных представлений и пьесы К.Марло) стала своеобразным итогом музыкально-эстетических воззрений композитора. Она тоже не сразу завоевала сцены мира. Довоенная история насчитывает не так уж много ее воплощений. Среди них несколько постановок на немецких сценах (Франкфурт-на-Майне, Берлин, Ганновер), австрийская премьера (1926, Вена), английская премьера в концертном исполнении (1937, дирижер Боулт), 1-я итальянская постановка (1940, Венеция). После войны ситуация изменилась. Важнейшей стала постановка 1955 в Городской опере Западного Берлина с участием Фишера-Дискау в заглавной партии. Его интерпретация этого образа стала классической. Присутствовавший на одном из представлений Стравинский воскликнул: «Вот уж не знал, что Бузони был таким хорошим композитором!». В 1961 последовала американская премьера в Карнеги-холле (концертное исполнение). Событием стало также концертное исполнение оперы под управлением Лейтнера в Мюнхене (1969). В 1984 исследователь творчества композитора Э.Бомонт написал новый вариант окончания оперы, который был впервые представлен публике в 1985 в Болонье режиссером В.Херцогом. В 1986 опера была поставлена на сцене Английской национальной оперы. Затем последовали спектакли в Амстердаме (1987), Гранд-Опера (1989), Лейпциге (1991), Граце (1995). В 2001 состоялась премьера оперы в Метрополитен с Хэмпсоном в заглавной партии. Среди последних постановок спектакли в Штутгарте (2005), Цюрихе и Берлине (2006).

Среди других произведений Бузони выделяются также Фортепианный концерт с хоровым финалом (1906) и фантасмагорическая опера по гофмановским мотивам «Выбор невесты» (1912, Гамбург). С чисто музыкальной точки зрения творчество Бузони представляет собой достаточно органичный сплав итальянской напевности с вязкой немецкой фактурой в духе модернизма, уравновешенного классицизмом.

Спустя три четверти века можно констатировать, что неординарное творчество Бузони наконец заняло достойное место в мировом оперном процессе.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ