Девиа (Devia) Мариэлла (р. 1948)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Училась в римской консерватории Санта-Чечилия. Дебютировала в 1972 на фестивале в Сполето (партии Деспины 1 в Так поступают все). В 1973 выиграла конкурс имени Генчер. В том же году имела успех в Тревизио и Риме в партии Лючии, а затем в Турине в партии Джильды. В 1977 она участвует в Сполето в мировой премьере оперы «Неаполь, город миллионеров» Роты (по музыке к знаменитой пьесе и фильму Э. де Филиппо).

Уже в 1979 состоялся дебют Д. в Метрополитен (Джильда), где затем она выступала в течение 15 лет, исполнив партии Констанцы в Похищении из сераля Моцарта (1982), Лючии (1983), Деспины (1984),Наннетты в Фальстафе (1985) и др.

В 80-х гг. творчество Д. достигает своего расцвета. Она выступает на сценах Италии, в Мюнхене, Берлине. В Цюрихе певица блестяще поет партию Джильды (1985), на фестивале в Равенне свою коронную роль Лючии (1986), в Болонье Эльвиру в Пуританах Беллини, в Экс-ан-Провансе Констанцу (1987).

В 1987 состоялся дебют певицы в Ла Скала (Джульетта в Капулетти и Монтекки Беллини) и Ковент-Гардене (Констанца). В Ла Скала Д. с тех пор выступает регулярно. В 1991 она поет здесь партии Адели в Графе Ори Россини и заглавную партию в Лодоиске Керубини (в спектакле, посвященном 200-летию оперы).

Неоднократно выступает артистка и на россиниевском фестивале в Пезаро (1986, Адель; 1988, София в опере Синьор Брускино; 1995, Зельмира в одноименной опере и др.). В 1989 она вновь на сцене Ковент-Гардена (Царица ночи). В том же году поет на фестивале Флорентийский музыкальный май партию Илии в Идоменее Моцарта.

В 90-е гг. карьера певицы успешно продолжается. В эти годы она особенно часто обращается к партии Эльвиры (1990, Мадрид и Рим; 1995, Венеция; 1996, Турин и др.). Среди других партий также Амина в Сомнамбуле Беллини (1992, Мачерата; 1993, Парма). В 1995 в Генуе Д. поет Виолетту, в 1996 в Ла Скала Марию в опере Дочь полка Доницетти, в 1997 там же Фиориллу в опере Турок в Италии Россини, в 1999 в Неаполе Виолетту.

Певица демонстрирует завидную вокальную форму и в новом веке. В 2000 она исполняет в Ковент-Гардене роль Дездемоны в Отелло Россини. В 2001 в Генуе поет партию Эльвиры (под управлением В.Спивакова), в 2002 в Мачерате Джильду, в 2004 в Арена ди Верона Виолетту, в 2005 в Турине партию Донны Анны, в 2006 в Турине заглавную партию в Марии Стюарт Доницетти (повторяет ее в 2008 на сцене Ла Скала), в 2007 в театре Вероны заглавую партию в Анне Болейн Доницетти.

С творчеством Д. имела возможность познакомиться и российская публика. В 2001 певица приезжала в Петербург в рамках гастролей театра Беллини в Катании (тогда на сцене Михайловского театра был дан 2-й акт «Пуритан»), в 2007 она дважды гастролировала в Москве. Сольный концерт в Концертном зале Чайковского показал, что, несмотря на неизбежные возрастные издержки, Д. по-прежнему является ярким мастером вокала.

Д. принадлежит к певицам, сохраняющим в современном мире традиции романтического бельканто. Ее мастерство (особенно в 80-90 гг.) неоспоримо. Однако она не сделала столь же головокружительной карьеры, как, например, Нетребко, что, видимо, объясняется ее верностью идеалам чистого искусства, а также связано с проблемами рекламы и пиара, получившими в последние годы решающую роль в мире оперной «индустрии».

Среди записей партии Адины в Любовном напитке (Erato, дирижер Виотти), заглавная партия в Линде ди Шамуни Доницетти (Arts Music, дирижер Г.Беллини).

На фото:
Мариэлла Девиа.

Звёзды оперы: Мариэлла Девиа

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ