Гарден (Garden) Мэри (1874-1967)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Американская певица (сопрано), шотландского происхождения. Родилась в Абердине. С 6-ти лет жила в США, где обучалась игре на скрипке и фортепиано. С 1988 училась в Чикаго, в 1896 продолжила свое вокальное образование в Париже у нескольких педагогов, в т. ч. у знаменитой Маркези 1. Покровительствовавшая молодой певице Сандерсон рекомендовала ее директору Опера-Комик А.Карре, благодаря чему Г. была зачислена в 1900 в труппу театра. Ее сенсационному дебюту сопутствовал случай. М.Риотон, исполнительница заглавной роли в Луизе Шарпантье, внезапно заболела и Г. вышла на замену в одном из спектаклей. Ее вдохновенное исполнение вызвало восторг публики и музыкантов, устроивших певице овацию. В дальнейшем именно эта партия стала коронной в карьере певицы. Она исполнила ее 175 раз.

После своего успеха Г. стала примадонной театра, признанным интерпретатором французского репертуара, участницей многочисленных премьер, среди которых особо надо выделить мировую премьеру Пеллеаса и Мелизанды Дебюсси (1902, заглавная партия). Среди других ролей на сцене Опера-Комик заглавные партии в Манон и Таис Массне, Джульетта в Ромео и Джульетте Гуно и др.

В 1902 певица с блеском дебютировала партией Манон в Ковент Гардене. В следующем сезоне пела здесь же Джульетту и Маргариту. В 1905 участвовала в Монте-Карло в мировой премьере оперы Массне «Керубино», написанной композитором специально для нее. Выступала также в Гранд-Опера, где в 1908 среди других ролей блистала в партии Офелии в Гамлете Тома. В Брюсселе участвовала в постановке «Фауста» (Маргарита).

В 1907 известный оперный антрепренер О.Хаммерстайн организует в Нью-Йорке театр Манхэттен-опера и приглашает Г. для участия в своем предприятии. 1907-10 певица гастролирует в США на этой сцене (дебют в партии Таис). Особый успех с привкусом скандала выпал на ее долю в Саломее Р.Штрауса (1908, заглавная партия), где она поцеловала мертвую голову Иоканаана, а также в американской премьере «Пеллеаса и Мелизанды» (1908). С 1910 она выступала в течение 20 лет в Чикаго (в различных оперных антрепризах и предприятиях, сменявших друг друга) где исполняла преимущественно французский репертуар (Маргарита, Офелия, Кармен, партии в операх Массне, Тоску и др.). В 1921-22 была руководителем Чикагской оперной ассоциации. В этот короткий период по ее инициативе здесь состоялась мировая премьера оперы Любовь к трём апельсинам Прокофьева (1921). В 1925 участвовала в американской премьере «Воскресения» Альфано (партия Катюши).

В 1930 примадонна возвращается в Опера-Комик, где выступает до 1934, выйдя в последний раз на сцену в партии Катюши. Последнее выступление Г. в США состоялось в 1932 в Кливленде (Кармен). С 1935 преподавала в Чикагском музыкальном колледже. Среди ее учениц Мур. В дальнейшем вела активную музыкально-просветительскую деятельность, читала лекции, выступала на телевидении. Автор мемуаров «История Мэри Гарден» (1951, в соавторстве с Л.Бьянколи). В 1939 возвратилась в Шотландию, жила в городе своего детства Абердине, близ которого и скончалась.

Г. обладала ярким вокальным дарованием, органично сочетавшим в себе драматическое мастерство и тонкую нюансировку с изысканным вкусом. В ее репертуаре были также произведения Сен-Санса, Онеггера и других французских авторов. Записала с А.Корто романсы Дебюсси. Участвовала как актриса в 1917-18 в съемках двух немых кинофильмов (в т. ч. «Таис»). Лишенные ее замечательного голоса картины были подвергнуты критике. Ее голос запечатлен на различных фирмах грамзаписи (Pathe 1905, Columbia 1912 и др.). Существует также запись фрагментов «Пеллеаса и Мелизанды» (1904) с аккомпанементом Дебюсси.

На фото:
Мэри Гарден

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ