Молинари-Праделли (Molinari-Pradelli) Франческо (1911-1996)

Евгений Цодоков
Главный редактор

К 100-летию со дня рождения

4 июля 1911 года исполнилось 100 лет со дня рождения Франческо Молинари-Праделли, знаменитого итальянского дирижера. Мы публикуем статью Е.Цодокова из Оперного словаря, посвященную этому событию.

Итальянский дирижер. Родился в Болонье. Учился в родном городе по классу фортепиано и композиции, завершил образование в римской Академии Санта-Чечилия в 1938 году. В том же году дебютировал в Болонье оперой Любовный напиток 1. Работал в театрах Брешии и Бергамо. Международное признание пришло к маэстро после войны. В 1945 он дебютировал в Ла Скала, в 1950 впервые появился на фестивале Арена ди Верона.

Среди постановок в Ла Скала оперы Симон Бокканегра (1955), «Олимпия» Спонтини (1966), Луиза Миллер Верди (1969), Тоска (1974), Аида и Бал-маскарад (1975, солисты Кабалье, Каррерас, Брузон и др.) и др. На веронском фестивале он дирижировал «Аидой» (1955, 1974), Нормой (1957), Кармен (1957, 1961), «Балом-маскарадом» (1972), Джокондой Понкьелли (1973) и т. д. В этих спектаклях выступали знаменитые певцы, так постановке «Кармен» 1961 года участвовал выдающийся состав солистов – Симионато, Скотто, Корелли, Бастианини.

В 1955 М.-П. дебютировал в Ковент-Гардене, исполнив «Тоску» с участием Тебальди, Тальявини, Гобби. Вернулся в лондонский театр еще раз в 1960 (Макбет с Гобби).

На протяжении 16 лет дирижер регулярно выступал в США. С 1957 по 1966 он работал в оперном театре Сан-Франциско, где дебютировал в «Аиде». Исполнил здесь за 10 сезонов Лючию ди Ламмермур и Турандот (1957, указываются только даты первого исполнения), Андре Шенье Джордано, Отелло (1959), «Кармен», Девушку с Запада Пуччини и Сомнамбулу Беллини (1960), Набукко и «Бал-маскарад» (1961), Дон Карлоса, Трубадура, Богему, «Тоску» (1962), Силу судьбы, Травиату, Мефистофеля Бойто (1963), Паяцев (1964), Дон Жуана (1965), Мадам Баттерфляй, Фальстафа (1966), завершил свою деятельность в этом театре оперой Риголетто (1966). Замечательными были составы «Богемы» в 1962 (Лос Анхелес, Конья, Хорн, Бастианини, Тоцци, Эванс, Баккалони), «Аиды» в 1963 году (Л.Прайс, Конья, Резник) и др.

В 1966 маэстро впервые вышел на сцену театра Метрополитен («Бал-маскарад» с участием Л.Прайс, Бергонци, Меррилла, Питерс). В течение 6 сезонов продирижировал на нью-йоркской сцене множеством опер. В их числе «Риголетто (1966), «Андре Шенье» (1966, в спектаклях участвовали Корелли, Такер, в последний раз выступали на сцене театра Фаррелл, Миланова), «Трубадур», «Мадам Баттерфляй», «Лючия ди Ламмермур», «Макбет», Сицилийская вечерня Верди (первая постановка в Метрополитен), «Аида», «Сила судьбы», Манон Леско (все в 1967), «Богема», «Тоска», «Симон Бокканегра» (1968), «Травиата» (1970), «Дон Карлос» (1971), «Отелло» (1972), «Макбет» (1973). Его прощание с Метрополитен состоялось в спектакле «Аида» в 1973 году. За годы выступлений в Метрополитен в спектаклях под управлением маэстро пели многие выдающиеся артисты. Так, в «Дон Карлосе» в 1972 на сцене «сошлись» такие мастера, как Корелли, Туччи, Коссотто, Меррилл, Р.Раймонди, фон Штаде, а в другом спектакле того же года пели Кабалье, Бамбри, Корелли, Милнз, Сьепи и др.

Европейская деятельность дирижера была не менее успешной. Он очень любил выступать в неаполитанском «Сан-Карло». Здесь в 1950 он исполнил Севильского цирюльника, в 1952 «Норму», в 1956 «Лючию ди Ламмермур» (с участием Каллас, Д.Раймонди, Панераи и др.), в 1957 Дона Паскуале Доницетти (солисты Картери, Д.Раймонди, Р.Капекки, Корена), в 1958 участвовал в незабываемой постановке «Силы судьбы» (солисты Тебальди, Корелли, Бастианини, Христов, Капекки, О.Домингес), а также исполнил «Богему» Леонкавалло и Адриану Лекуврер Чилеа (в заглавной партии Тебальди). В 1959 дирижировал Самсоном и Далилой и «Риголетто». Из других неаполитанских работ дирижера также Федора Джордано (1965), «Полиевкт» Доницетти (1977).

Среди постановок 50-х гг. отметим «Кармен» в Пьяченце (1953), Вильгельма Телля в Болонье (1954), «Тоску» в Турине (1955), «Любовный напиток» на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1955), «Аиду» в Ровиго (1956), «Андре Шенье» в Палермо (1957), Пуритан Беллини в Триесте (солисты Дзеани, Филиппески).

60-е гг. – плодотворный период творчества маэстро. В 1961 он дирижировал в Реджо Эмилии «Богемой». В этой постановке 29 апреля состоялся сценический дебют великого Паваротти. В Венской опере в 1961 маэстро продирижировал пуччиниевской Турандот с участием Б.Нильсон, Ди Стефано и Л.Прайс. В том же году в Триесте он исполнил «Риголетто», а в 1963 «Битву при Леньяно» Верди. В 1964 под его управлением в Болонье прозвучала «Сила судьбы». В родном городе он дирижировал также «Дон Карлосом» (1969). Среди памятных спектаклей 60-х также Мария Стюарт Доницетти на фестивале «Флорентийский музыкальный май» с участием Генчер и Верретт (1967). В 1968 во Флоренции М.-П. исполнил «Кармен».

В 70-х гг. дирижерская деятельность маэстро продолжалась с неослабевающей активностью. Отметим постановки Ласточки Пуччини в Болонье (1971), «Тоски» в Генуе (1975, с участием Оливеро, Чеккеле, Протти). В 1974 состоялись вторые гастроли Ла Скала в Москве, где М.-П. исполнил «Норму» с Кабалье. В 1976 в Генуе прозвучала Фаворитка Доницетти, а в Турине «Турандот», в 1979 в Триесте Эрнани Верди.

Маэстро неоднократно гастролировал в Южной Америке (1964, 1968, 1978 и др.). Так, в 1978 в театре «Колон» под его управлением в «Дон Карлосе» пели Димитрова, наша Богачева, Мартинуччи, Гюзелев и др. В 1980 дирижер выступал в Мюнхене («Дон Карлос», «Сила судьбы», «Мадам Баттерфляй» и др.). В мюнхенском «Дон Карлосе» участвовали В.Лукетти, Варади, Фассбёндер, Моль, наши Мазурок, Нестеренко. Наконец, в 1983 маэстро завершил свою долгую сценическую карьеру спектаклем «Ласточка» Пуччини.

Среди достижений дирижера также телефильм-опера «Дон Жуан», записанный на RAI в 1960 (с Петри в заглавной партии, а также Штих-Рэндалл, Генчер, Шутти, Альвой, Брускантини), фильм-опера «Риголетто» с Панераи (1977, Дрезден).

Наследие М.-П. насчитывает большое количество студийных и «живых» записей. Среди них выдающаяся запись «Турандот» с участием Нильсон, Корелли, Скотто (1965, EMI, оркестр и хор Римской оперы), яркая версия «Манон Леско» (1954, Decca, солисты Тебальди и Дель Монако), «Любовный напиток» (1966, EMI, с участием Френи, Гедды), «Ласточка» (1966, RCA, с Моффо в главной партии) и многие другие.

М.-П. – яркий представитель итальянской школы дирижирования. Его манере присущи классический дух и романтический колорит. Основой репертуара маэстро стали, безусловно, итальянские шедевры и, прежде всего, опусы Доницетти, Верди, Пуччини.

Скончался дирижер в своей родной Болонье 8 июля 1996 года.

На фото:
Франческо Молинари-Праделли

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ