Весталка (La Vestale)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Опера итальянского композитора Спонтини в 3-х актах (1807, Париж). Либретто В.Ж.Этьена де Жуи (на французском языке).

Главные персонажи: Лициний (тенор), Юлия (сопрано), Главная жрица весталок (меццо), Верховный жрец (бас), Цинна (тенор или баритон).

Действие происходит в Риме во времена Античности.

Сюжет:
1 акт.
Римский форум. Полководец Лициний возвращается домой после победы над галлами. Он влюблен в молодую патрицианку Юлию и теперь, как триумфатор, может претендовать на брак с ней. С ужасом он узнает, что в его отсутствие Юлия, выполняя волю умершего отца, стала весталкой – жрицей богини домашнего очага Весты, которой запрещено замужество. Нарушение обета безбрачия карается смертью. Лициний делится своим горем с другом, командиром легиона Цинной, и говорит ему, что не хочет отрекаться от Юлии. Цинна обещает ему свою поддержку. Лициний должен быть увенчан лавровым венком славы. Эту миссию Верховная жрица возлагает на Юлию вопреки ее желанию. В то же время девушка хочет увидеть любимого и мечтает соединиться с ним, однако ее страшит кара за нарушение обета. Во время праздника чествования победителя Лициний, узнав, что Юлия в эту ночь будет хранительницей священного огня, делится с Цинной своим планом: он намерен похитить Юлию из храма и уже тайно сообщил ей об этом. Праздник завершается, все славят Лициния.

2 акт.
Храм Весты, где Юлия охраняет священный огонь. Девушка с волнением и тревогой ожидает возлюбленного, моля о помощи богиню Весту. В храм пробирается Лициний. Девушка, увлеченная встречей с возлюбленным, забывает об огне, который гаснет. Появившийся Цинна предупреждает об опасности и торопит влюбленных. Но у алтаря Юлия теряет сознание. Лициний вынужден скрыться. Появляются весталки и жрецы. Верховный жрец требует от Юлии выдать имя ее возлюбленного, но та молчит. Ее приговаривают к погребению заживо.

3 акт.
У места казни преступных весталок Лициний пытается вымолить прощение у Верховного жреца, но тщетно. Лишь Веста может помиловать весталку. Для этого надо положить покрывало Юлии к алтарю. Если небесное пламя вспыхнет вновь и покрывало загорится, значит, девушка спасена. Но огонь не возгорается и Юлия обречена. Она должна войти в предназначенный ей склеп. Лициний предпринимает еще одну отчаянную попытку спасти возлюбленную. Он сам признает свою вину и просит покарать его вмепсто Юлии. Но та уже входит в склеп. Ворвавшиеся воины Лициния хотят помешать жрецам замуровать несчастную. Внезапно совершается чудо – начинается гроза, и удар молнии воспламеняет огонь в алтаре. Это Веста простила Юлию! Верховный жрец объявляет о помиловании. Теперь Юлия и Лициний могут соединиться. Все славят влюбленных. Начинается торжественный праздник бракосочетания.

Произведение Спонтини появилось в переходный период, когда уходила в прошлое классическая опера 18 в. и нарождалось искусство эпохи Романтизма. Оно в какой-то мере заполнило стилистический «вакуум» начала 19 в., став связующим звеном между классицизмом и романтизмом. Наследуя, с одной стороны, традициям лирической трагедии, сочинение несет в себе некоторые черты т. н. оперы спасения, и еще в большей степени предвосхищает достижения большой оперы.

Помпезность, свойственная В., связана во многом с торжеством наполеоновской эпохи, «певцом» которой в данном случае выступает композитор. Однако за внешним ампирным блеском отчетливо просматриваются блестящие находки автора в области новой оперной драматургии, где эффектный исторический фон сочетается с лирической коллизией и драматической ситуацией. Впечатляют достижения Спонтини и в области оркестровых звучаний, восхищавшие Вагнера и Берлиоза. Отдельные страницы партитуры заставляют вспомнить бетховенские глубины (недаром, великий немец также высоко отзывался об опере). Композитор проявил себя также как талантливый мелодист. Все это делает В. важным этапом в развитии оперного искусства.

Среди наиболее известных эпизодов оперы две арии Юлии из 2-го акта: «Toi que jemplore avec effroi» (известна больше в итальянском переводе – Tu che invoco con orrore) и «O des infortunes deesst tutelaire» (O nume tutelary). Если первая из них поражает сменой настроений героини, взывающей к Весте, то вторая (молитва) предвосхищает стилистику беллиниевской мелодики. Яркими образцами монументальной патетики Спонтини являются финалы 1-го и 2-го актов, сцена грозы (3 акт).

Первоначально новаторское сочинение Спонтини было отвергнуто парижской Королевской академией музыки и лишь по настоянию императрицы Жозефины было принято к постановке, потребовавшей огромных средств. В итоге премьера в Гранд-Опера, вызвавшая восторг парижан и императора Наполеона, ознаменовалась триумфом. Главные партии исполнили известные французские певцы А.-К.Браншю (фаворитка императора) и Э.Ленез. Опера довольно быстро для тех лет распространилась по Европе. Вскоре последовали венская (1810) и берлинская (1811) премьеры, последняя из которых знаменита блистательной сценографией выдающегося театрального художника К.Ф.Шинкеля (см. сценография оперная). В 1811 состоялась премьера сочинения в Неаполе на итальянском языке с Кольбран в главной партии. Италия стала «второй родиной» для оперы. Именно итальянская версия сочинения стала впоследствии доминирующей на сценах театров. На протяжении 1-й половины 19 в. В. сохраняла огромную популярность, прежде всего во Франции, Италии, а также в Германии, где Спонтини проработал много лет. В 1813 оперу поставили в Мюнхене, в том же году в Дрездене ее вновь слушал Наполеон, а позднее Александр I (в обоих спектаклях в главной партии блистала М.-Л.Сандрини, которая проходила свою роль со знаменитым французским актером Ф.-Ж.Тальма). В 1842 В. была впервые исполнена в Ковент-Гардене. В 1844 в Дрездене ею дирижировал Вагнер в пристутствии автора (в главных партиях Шрёдер-Девриент и Тихачек).

В России В. впервые была исполнена французской труппой в Эрмитажном театре Петербурга (1811). Русская премьера также состоялась в российской столице в 1813 (в главных партиях Сандунова и Самойлов). Дважды ставили оперу в московском Большом театре (1827 и 1852).

В 20 в. популярность В. несколько уменьшилась, но оперу не забывали. Среди значимых постановок 1-й половины прошлого века спектакли в Ла Скала (1908 и 1929), театре Колон (1910), Риме (1923), на фестивалях Арена ди Верона (1927) и Флорентийский музыкальный май (1933), в Риме (1942). Яркую постановку осуществил Метрополитен в 1925 под управлением Серафина с блестящим составом солистов (Понсель, Джонсон исполняли главные партии, в роли Цинны выступил Де Лука, в роли Верховного жреца Мардонес). Лучшими исполнительницами роли Юлии в этот период, наряду с Понсель, считались М.Карена и Канилья.

Новый импульс интереса к В. дала историческая постановка Висконти в Ла Скала (1954) с Каллас и Корелли под управлением Вотто. Значимыми стали спектакли в Палермо (1969) и Риме (1973) с участием Генчер. Отметим также постановки в Лионе (1960), во Флоренции (1970, возобновление спектакля 1933), на фестивале в Уэксфорде (1979), в Барселоне (1982), в Генуе (1984), в театре Перголези в Йези (1986), в Нанте (1992). В 1993 собственную версию В. в оригинальной французской редакции представил на сцене Ла Скала Мути. Среди постановок последних лет спектакль АНО в 2002.

Краткая дискография:

CD Melodram (studio) (итал.) – дир. А.Вотто, солисты М.Каллас, Ф.Корелли, Э.Стиньяни, Н.Росси-Лемени. Orfeo (studio) (франц.) – дир. Г.Кун, солисты Р.Плоурайт, Ф.Арайса, Д.Пазино, А.Гаули.

Иллюстрация: Гаспаре Спонтини.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Гаспаре Спонтини

Персоналии

Весталка

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ