Афиша московских оперных премьер

Евгений Цодоков
Главный редактор

Сезон 2000/01 года в Москве как никогда богат оперными премьерами. И это радует. Ряд постановок уже осуществлен. Так, в Большом театре прошла премьера подновленного "Евгения Онегина" 1944 года (о ней мы писали на наших страницах). Состоялись также премьерные спектакли в Московском Академическом музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко ("Обручение в монастыре" С.Прокофьева), "Новой опере" ("Гамлет" А.Тома) и "Геликон-опере" ("Служанка-госпожа" Дж. Б. Перголези). О них мы также информировали наших читателей. Остановимся еще на ряде проектов, обещающих быть интересными.

Прежде всего, это две "полноценные" (на этот раз) премьеры в "Большом". В январе 2001 года мировая музыкальная общественность отмечает 100-летие со дня смерти Джузеппе Верди. Наш главный театр посвящает этому событию свою новую работу - "Набукко" (или в традиционно русском звучании - "Навуходоносор"). Эта ранняя опера великого итальянца (1842, Милан) - весьма редкая гостья на отечественной сцене. 1-я постановка в России прошла в 1851 году в Петербурге (силами итальянской труппы). Среди последних постановок на постсоветском пространстве - белорусская премьера 1999 года в Минске. Опера сильна своим патриотическим звучанием, массовыми сценами и хорами (среди них знаменитый хор иудеев "Va pensierо"). Московскую постановку осуществляют дирижер Марк Эрмлер, режиссер Михаил Кисляров (участие которого в постановке оперы "Любовь к трём апельсинам" получило высокую оценку), художник Сергей Бархин, вернувшийся в театр после эмоционального ухода, связанного с переменами в руководстве.

Второй новинкой "Большого" станет мировая премьера 1-й редакции "Игрока" С. Прокофьева (июнь 2001 года). Она планировалась в театре Станиславского в постановке А. Тителя и Г. Рождественского. Теперь же, в связи с назначением последнего художественным руководителем Большого театра, с обоюдного согласия эта постановка переносится на главную сцену страны и будет считаться совместной работой двух театров. "Игрок" ставился в "Большом" в 1974 в стандартной 2-й редакции, написанной Прокофьевым в 1927 году (мировая премьера в 1929, Брюссель). Сейчас нам предстоит познакомиться с ранним вариантом шедевра композитора, который он готовил в 1917 году совместно с Всеволодом Мейерхольдом к постановке в Мариинском театре (эту работу им не суждено было тогда завершить).

Оставшийся без "Игрока", Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, уже успевший порадовать нас превосходным "Обручением в монастыре", готовит веселый сюрприз в виде "Летучей мыши" И.Штрауса, к сожалению не поспевшей к Новому году и планируемой в феврале (режиссер А.Титель, дирижер В.Горелик). Безусловно интересной представляется также предстоящая работа над "Фаустом" Ш.Гуно, для которой приглашены соплеменники французского мелодиста из Нантской оперы (режиссер Филипп Годфруа и художник Франсуаза Террон). Последний раз с этим шедевром москвичи встречались в 1993 (постановка Большого театра).

Среди новых спектаклей "Новой оперы" (наряду с только что выпущенным "Гамлетом") пристальное внимание (даже сенсационное) приковывает предстоящая 19 декабря премьера "Риголетто" Джузеппе Верди. Все дело, разумеется, в обещанной звезде - Дмитрии Хворостовском. Он, конечно, весьма занятый человек, из-за этого дату уже один раз перенесли. Неясно также, один или два спектакля он будет петь, но ажиотаж огромен. Цены "возвышенные" (как сказали бы в старые времена), причем до небес - до 5000 руб. в партере. Какие "любители" оперы посетят этот бомонд - ясно без слов. Проект совместный, как громко заявлено в афише. Дирижер - Е.Колобов, режиссер и художник из Скандинавии (Швеция и Финляндия). Весной нас порадуют "Снегурочкой" Н.А.Римского-Корсакова, долго "ходившей" без сценического одеяния (дирижер Е.Самойлов). Эту, трудную в сценографическом плане, сказку будет оформлять художник С.Пастух.

Как всегда, фабрикой новых постановок является "Геликон-опера". Уже состоялась премьера "Служанки-госпожи" Дж.Перголези (7 ноября, Малый зал театра). Предстоит целый букет моцартовских шедевров. 14 декабря небезызвестный А.Парин представит нам свою версию "Похищения из сераля". В будущем году мы должны увидеть "Так поступают все" (февраль, режиссер Д.Бертман, совместная русско-немецкая постановка) и "Волшебную флейту" (июнь, режиссер Ю.Любимов). Последняя премьера представляет особый интерес, так как творчество "оперного" Любимова мало известно у нас (исключение - скандальная "антисоветская" "Пиковая дама", развенчанная А.Жюрайтисом, поставленная в Германии и продемонстрированная много лет спустя в России). А ведь на Западе у Любимова в активе много постановок (его оперный дебют состоялся аж в 1975 году в Милане) - от Мусоргского и Вагнера до Яначека и Берга. В начале ноября Бертман, выступая в театре перед журналистами, говорил также о предстоящей весной постановке "Риголетто", которая должна была осуществиться еще в прошлом сезоне.

Несколько слов о Московском камерном музыкальном театре под руководством Б.Покровского. Здесь также готовится ряд интересных новинок. Сначала будет моцартовская "Свадьба Фигаро" (режиссер Б.Покровский, дирижер А.Маркосян). А вот далее должна последовать премьера двух одноактных опер Дж.Пуччини "Джанни Скикки" и "Плащ". Постановка этих шедевров - явление примечательное для отечественной сцены. В Москве они вообще будут исполняться в первый раз. Да и советская музыкальная сцена ими не избалована. "Джанни Скикки" впервые поставлена в России в 1976 году (Малый театр оперы и балета в Ленинграде, ныне театр им. М.Мусоргского). "Плащ" шел (если я не ошибаюсь) только в Одессе в 30-е годы. Правда, в 1958 году на Московской студии телевидения силами Мосфильма был снят телефильм "Джанни Скикки" (по отзывам современников - весьма удачный). Трудно сказать, как театр, испытывающий явные творческие трудности (особенно в оркестре) справится с труднейшей партитурой итальянца. Ставить спектакли будут Б.Покровский и дирижер В.Агронский.

В прошлом году на оперной карте Москвы появился еще один театр - "Арбат-опера" (художественный руководитель Ольга Иванова), показывающий свои спектакли в Центральном Доме актера. Среди ближайших премьер театра "Синьор Брускино" Дж.Россини (1 декабря). О.Иванова давно известна своей приверженностью к комическим операм и раннему Россини. Ею уже были поставлены в свое время "Брачный вексель" в театре Покровского и "Счастливый обман" в Петрозаводске.

Таковы основные новости московской оперной сцены. Как видим, премьер много, только успевай смотреть.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ