Коротко о разном

Кончина Федоры Барбьери

4 марта в Италии, на 83 году жизни умерла выдающаяся певица меццо-сопрано Федора Барбьери. Уроженка Триеста, она дебютировала на оперной сцене в 1940 году во Флоренции. Выступала на крупнейших сценах мира - в Ла Скала с 1942 года, Метрополитен-опера и Ковент-Гардене с 1950 года. Пела на фестивалях в Арена ди Верона, Зальцбурге. Участвовала в европейской премьере "Войны и мира" (1953, "Флорентийский музыкальный май", партия Элен).

Барбьери вошла в историю оперного искусства прежде всего как блестящий интерпретатор вердиевских опер (Амнерис в "Аиде", Эболи в "Дон Карлосе", Азучена в "Трубадуре", Квикли в "Фальстафе" и ряд других). Исполняла она с успехом также партии в сочинениях Монтеверди, Глюка, Россини, Керубини, Доницетти, Понкьелли, Бизе, Масканьи, Пуччини. Диапазон ее артистических и вокальных возможностей простирался от "Орфея" Глюка до "Кармен", от Генделя до Ренцо Росселини.

Благодаря обширному наследию артистки в области звукозаписи мы имеем возможность получить исчерпывающее представление о ее мастерстве. Многие из записей по праву принадлежат к числу лучших мировых достижений. Среди них "Аида" (1955, дирижер И.Перля), "Трубадур" (1952, дирижер Р.Челлини; 1956, дирижер Г.фон Караян), "Фальстаф" (1956, дирижер Г.фон Караян). Значительный интерес представляют ряд живых записей "Дона Карлоса" (1950, Метрополитен, дирижер Ф.Штидри; 1956, "Флорентийский музыкальный май", Дирижер А.Вотто; 1958, Ковент-Гарден, дирижер К.Джулини); запись "Бала-маскарада" (1956, дирижер А.Вотто).

Любители оперы могут насладиться также замечательным фильмом "Трубадур" (1957, дирижер Ф.Превитали), где в ансамбле с Барбьери звучат голоса ее выдающихся современников М. Дель Монако, Л.Генчер и Э.Бастианини.

Карьера Барбьери длилась более полувека. В последние годы она часто выступала в характерных ролях Матери Лючии ("Сельская честь"), Зиты ("Джанни Скикки"), "Княгини ("Сестра Анджелика").

Певица вела активную преподавательскую деятельность, пробовала себя в оперной режиссуре, принимала участие, как член жюри, в международных конкурсах, в т. ч. и в России.

Редакция

В 1999 году Федора Барбьери впервые посетила нашу страну. "Независимая газета" опубликовала тогда обширное интервью с ней под названием "Не люблю, когда меня называют маэстро". И, хотя уже прошло четыре года, материал, на наш взгляд, сохраняет свою актуальность. Предлагаем читателям ознакомиться с этой публикацией, размещенной по адресу: http://www.ng.ru/culture/1999-10-27/opera.html

О новых глинкинских автографах

Как уже сообщалось, в историко-музыкальной науке произошла сенсация - обнаружены неизвестные до сей поры глинкинские рукописи. 18 марта в Большом театре состоится пресс-конференция по этому поводу. В следующем выпуске нашего журнала мы представим нашим читателям более подробную информацию об этих находках, а также о предстоящей премьере "Руслана и Людмилы", запланированной на 23 апреля.

Новости "Золотой маски"

В этом году, как известно, основные мероприятия "Золотой маски" по случаю 300-летнего юбилея Петербурга проходят в северной столице. Однако организаторы не могли обойти стороной Москву. Спектакли-номинанты будут показаны в первопрестольной в апреле месяце. К сожалению, "выбыла" из числа претендентов мариинская постановка "Так поступают все". Многие из ее исполнителей (Дж.Нозеда, И.Абдразаков, Д.Штода) не смогут прибыть на фестиваль для демонстрации своего мастерства по причине большой занятости. Но и без этого спектакля будет что посмотреть.

Наряду с хорошо известными москвичам "Лулу" ("Геликон-опера") и "Мадам Баттерфляй" (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) в московской программе можно будет увидеть и ряд работ провинциальных театров.

7 апреля Новосибирский театр оперы и балета покажет на сцене Большого театра свою версию "Кармен", 10 апреля в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно будет посмотреть "Мадам Баттерфляй" ростовского Музыкального театра. Наконец, весьма интересной обещает быть новая постановка Экспериментального театра Екатеринбурга - "Поворот винта" Б.Бриттена (17 апреля, в помещении РАМТа).

Мы предлагаем читателям краткие пресс-релизы этих спектаклей, представленные их авторами организаторам фестиваля.

"Кармен". Новосибирский Театр оперы и балета

Как вышедшие из тюрьмы,
Мы что-то знаем друг о друге
Ужасное. Мы в адском круге,
А может, это и не мы.

Cтроки Анны Ахматовой я привожу в связи с нашим спектаклем. Они - и о "Кармен" тоже… Если кто-то из нас почувствовал вдруг очарование смерти, нелегко уйти из её круга. Больше того, думая о смерти, мы как будто описываем вокруг неё круги, вовлекая в эту адскую орбиту прежде всего тех, кого любим. Таков Герман у Чайковского, такова Кармен у Бизе. Другое предназначение - любовь. Но две сверхсильные страсти не могут сосуществовать в одном организме. Происходит саморазрушение и разрушение тех, кто нас любит. Любовь для Кармен - это смертельная коррида, которая приводит ее к единственно возможному финалу - к смерти.

Алексей Степанюк, режиссер спектакля.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Сергей Калагин.
Сценография и костюмы - Игорь Гриневич.
Художник по свету - Глеб Фильштинский.
В спектакле участвуют: Олег Видеман, Ольга Обухова, Ганбат Пурэвжав, Андрей Исаков, Максим Аксенов, Константин Буинов, Сергей Белоусов, Татьяна Ворожцова.

"Мадам Баттерфляй". Ростовский Музыкальный театр

Наше обращение к Пуччини продиктовано потребностью прикоснуться к творчеству великого композитора, так высоко воспевшего человеческую чистоту, благородство и верность. Оперы Пуччини принадлежат к числу наиболее репертуарных. По степени популярности они соперничают с шедеврами Россини и Верди, Бизе и Чайковского. Очарование итальянской мелодии, ритм итальянского языка, изысканные гармонии представляют собой прекрасную школу для молодой оперной труппы. Большой удачей и счастьем для нашего театра можно считать совместную работу с выдающимся режиссером современности, тонким знатоком и мастером оперного искусства Юрием Александровым. Прекрасный музыкант и дирижер Роберт Лайалл, виртуозно владеющий тонкостями "веристских" опер, создал глубокие лирико-психологические музыкальные образы. Надеюсь, никого не оставит равнодушным изысканная сценография и костюмы Вячеслава Окунева. Почти сто лет оперы Дж. Пуччини восхищают благодарных почитателей его таланта. Сияние искусства великого итальянца не поблекло и поныне, а его Чио-Чио-сан - вечна.

Вячеслав Кущев, худрук постановки.

Для меня опера Пуччини подобна извержению вулкана. Так блестяще композитором "выписаны" странности непонимания двух культур: японской и американской. И все же микромир личности в "Мадам Баттерфляй" выше национальных признаков. Мой спектакль - это не только трагедия Чио-Чио-сан - пятнадцатилетней, проданной в жены девушки. Это трагедия двоих - Баттерфляй и Пинкертона. Но если женщина понимает "любовь" как веру, как взращенную ею преданность, то мужчина, изменяя своему чувству, долгу, идее, фактически предает себя. От личности остается лишь человеческая оболочка. Для меня драма убившего себя в себе Пинкертона куда страшнее смерти чистой, освященной верой Баттерфляй. Подтверждение своим мыслям я слышу в музыке Пуччини.

Юрий Александров, режиссер-постановщик.

Дирижер - Андрей Галанов.
Дирижер-постановщик - Роберт Лайалл.
Режиссер - Юрий Александров.
Художественный руководитель постановки - Вячеслав Кущев.
Сценография и костюмы - Вячеслав Окунев.
В спектакле участвуют: Ирина Крикунова, Оксана Андреева, Владимир Кабанов, Петр Макаров, Геннадий Верхогляд, Игорь Цховребов, Борис Гусев, Алексей Шакуро, Ольга Ромененко.

"Поворот винта". Экспериментальный музыкальный театр Екатеринбурга

Одна из самых оригинальных опер Бриттена стала открытием для всех нас. Музыкальный язык этого произведения отличается удивительным сочетанием утонченности с драматическим наполнением сюжета. Главная задача, которую мы сознательно ставили перед собой - как минимальными средствами создать стиль постановки, как сделать так, чтобы странный мир, в который погружается главная героиня, захватывал и гипнотизировал зрителя, заставляя его сопереживать главным персонажам. В спектакле мы сознательно уходили от заострения режиссуры.

Режиссерский язык прочтения должен быть деликатным и почти невидимым. Главное - синтез музыки, сценического и звукового ряда. Призраки, которые являлись отражением страхов главной героини, должны были постепенно заполнить внешнее пространство, чтобы присутствующие в зале и на сцене оказались внутри сконструированного этими призраками мира. Ключ решения спектакля диктовала звуковая партитура, которая выявляла сложные психологические отношения. Что именно преследует героиню, должно остаться неразрешимым вопросом.

Илья Можайский, режиссер-постановщик.

Дирижер-постановщик - Дмитрий Лузин.
Режиссер-постановщик - Илья Можайский.
Художники-постановщики - Лев Катугин, Илья Можайский.
Художник по костюмам - Ольга Паутова.
Художник по свету - Нина Индриксон.
В спектакле участвуют: Татьяна Бобровицкая, Полина Егорова, Ольга Лоншакова, Юлия Пузырева, Гузелья Шахматова, Виталий Петров, Сергей Вяткин, Дмитрий Розвизев, Светлана Матвеева.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ