Леонард Уоррен — 100 лет со дня рождения

Евгений Цодоков
Главный редактор

21 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося американского баритона Леонарда Уоррена. Его уникальный голос сочетал в себе редко соединяемое – мощь и мягкость, экспрессию и способность к тонкой нюансировке. Никаких излишних примесей «металла», одна благородная бархатистость и богатое обертонами фактурное звукоизвлечение, создающее объем, легко заполняющий зал своими флюидами – вот неполный перечень достоинств этого неподражаемого певца. Он также обладал артистизмом. Если говорить точнее – артистизмом музыкального свойства, а не чрезмерными актерскими способностями, в которых не нуждался.

Уоррен служил, именно «служил» искусству оперы. Р.Бинг в своей книге воспоминаний «5000 вечеров в опере» (в рус. переводе – «За кулисами Метрополитен Опера») отмечал:

«Я его особенно уважал, быть может, за его поведение – он не растрачивал силы и время на приемы и не стремился петь в других театрах, стараясь сохранить самую лучшую форму для каждого спектакля «Метрополитен».

И действительно, судьба этого мастера во многом похожа на судьбы многих наших отечественных оперных артистов, всю жизнь прослуживших в Большом театре. Только в СССР это было по причине «железного занавеса», а Уоррен свято хранил верность родному театру, исходя из своих внутренних принципов. Он выходил на его сцену 657 раз! Символично, но судьба распорядилась так, что и роковая смерть настигла его на сцене Мет. Это случилось 4 марта 1960 года во время исполнения Urna fatale в «Силе судьбы»…

В последние годы своей жизни певец принял католичество и стал весьма набожным человеком. Все, кто его знал, отмечали необычайную цельность художественной натуры артиста.

Певец вошел в историю, как один из лучших интерпретаторов вердиевского репертуара (Риголетто, Макбет, Граф ди Луна, Яго, Ренато, Жермон и др.).

Уоррен родился в Нью-Йорке в 1911 году в еврейской семье эмигрантов из России. Настоящая фамилия певца – Варенов. Его отец был торговцем пушниной. Сын также стал осваивать меховое дело. Однако любовь к пению и талант круто изменили жизненный путь Леонарда. С 1935 пел в хоре. Его первым педагогом по пению был Сидней Дич. В 1938 начинающий артист прошел прослушивание на конкурсе Метрополитен, после чего с ним сразу заключили контракт, ибо его голосовые данные произвели большое впечатление. Летом того же года певец был направлен в Италию для стажировки. Позднее в Нью-Йорке его педагогом был знаменитый Джузеппе Де Лука.

Первое выступление певца в Мет. состоялось в 1938 году в одном из гала-концертов, где он участвовал во 2-м акте «Травиаты» (Жермон) и спел Пролог из «Паяцев» (Тонио). Затем он выступил еще в нескольких концертах. Полноценный сценический дебют состоялся 21 января 1939 года в спектакле «Симон Бокканегра» в партии Паоло. Затем последовали роли Щелкалова и Рангони в «Борисе Годунове» и Валентин в «Фаусте». А в следующем сезоне (1940) он уже пел Глашатая в «Лоэнгрине», Амонасро в «Аиде» и Барнабу в «Джоконде» Понкьелли. Так стремительно певец вошел в когорту ведущих баритонов нью-йоркского театра.

За 22 года работы в театре Уоррен исполнил много партий (свыше 20), но его основным композитором стал Верди. В 1942 он поет Жермона (здесь и далее указываются только первые выступления – прим. авт.), в 1943 дебютирует в «Трубадуре» (Граф ди Луна), «Силе судьбы» (Дон Карлос), «Бале-маскараде» (Ренато), заглавной партии в «Риголетто»; в 1944 в Фальстафе» (заглавная партия). В 1946 пришла очередь Яго в «Отелло», в 1955 – Скарпиа в «Тоске, в 1956 Дона Карлоса в «Эрнани». И, наконец, в 1959 состоялся блистательный дебют певца в первой постановке на сцене Мет. оперы «Макбет» (заглавная партия). В этом историческом спектакле на замену Марии Каллас впервые вышла на сцену Мет. Л.Ризанек. Наряду с ней в постановке под управлением Э.Лайнсдорфа участвовали К.Бергонци, Д.Хайнс и др.

Кроме того, Уоррен исполнял также роли Энрико (Генрих Астон) в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфио в «Сельской чести» Масканьи, Тонио в «Паяцах» Леонкавалло, Верховного жреца в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса и «Альцесте» Глюка, Жерара в «Андре Шенье» Джордано. В 1942 участвовал в мировой премьере оперы Д.Менотти «Островной бог» (партия Ило).

Особо следует отметить участие Уоррена в легендарном «Бале-маскараде» 1955 года, когда на сцену Мет. впервые вышла чернокожая Марианн Андерсон (Ульрика). Этот спектакль собрал звездный состав исполнителей, среди которых были также Р.Такер, З.Миланова, Р.Питерс. За дирижерским пультом стоял Д.Митропулос.

Среди сравнительно немногочисленных гастролей певца: его выступления в Монреале (1941), в Сан-Франциско в 1943-48 гг., где он дебютировал в «Силе судьбы», а завершил свои выступления ролью Яго. В 1944-46 он пел в Чикаго, в 1948 и 1953 в Ла Скала (партии Яго и Риголетто). Можно также отметить гастроли в Рио-де-Жанейро (1952) и Мехико (1948, 1950). В мексиканской столице в 1950 он спел Графа ди Луна в спектакле с участием М.Каллас, К.Баума и Д.Симионато.

В 1958 состоялись незабываемые гастроли певца в СССР. На сцене Большого театра он выступил в «Риголетто», также дал сольный концерт в БЗК. Кроме этого посетил Киев и Ригу.

В Метрополитен партнерами артиста были крупнейшие дирижеры тех лет, среди них (по алфавиту) Т.Бичем, Ф.Буш, Б.Вальтер, Э.Купер, Э.Лайнсдорф, Д.Митропулос, П.Монтё, В.Пеллетье, Э.Паницца, И.Перля, Ф. Превитали, Ф.Райнер, Д.Селл, Ф.Штидри, А.Эреде и др. Среди солистов, с которыми выступал Уоррен, такие неподражаемые мастера, как Л.Альбанезе, Л.Амара, В.де Лос Анхелес, Ф.Барбьери, К.Бергонци, Ю.Бьёрлинг, А.Варни (Варнай), Р.Картери, А.Кипнис, Д.Мартинелли, Л.Мельхиор, Р.Меррилл, М. дель Монако, З.Миланова, Э.Пинца, Р.Питерс, Ж.Пирс, Л.Понс, Л.Ризанек, Б.Сайян (Сайао), А.Стелла, Д.ди Стефано, Р.Стивенз, И.Тайо, Р.Такер, Р.Тебальди, Л.Тиббет, Д.Хайнс и др.

Весьма велико наследие мастера в области звукозаписи. Среди них большое число «живых» записей, прежде всего, со спектаклей Мет. Из студийных работ Уоррена (большинство сделаны на RCA) следует выделить блестящие версии «Трубадура» (1951-52, дирижер Р.Челлини, солисты Ю.Бьёрлинг, З.Миланова, Ф.Барбьери), «Аиды» (1955, дирижер И.Перля, солисты З.Миланова, Ю.Бьёрлинг, Ф.Барбьери) и «Макбета» (1959, дирижер Э.Лайнсдорф, солисты Л.Ризанек, К.Бергонци, Д.Хайнс). Также представляют интерес «Риголетто» (1950, дирижер Р.Челлини, солисты Э.Бергер, Ж.Пирс, И.Тайо), «Травиата» (1956, дирижер П.Монтё, солисты Р.Картери, Ч.Валетти) и ряд др.

На фото:
Леонард Уоррен

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ