Фестивального балласта – как музыкального, так и околомузыкального – в последнее время развелось в столице невиданное множество. Одной из таких типично «семейных радостей» является и Международный фестиваль «Арт-ноябрь», который в этом году проводится в Москве уже в шестнадцатый раз. Но совершенно неожиданно – бывает и такое! – один из его концертов, вдруг оказался весьма и весьма интересным, ибо был посвящен 350-летию со дня рождения Генри Пёрселла (1659 – 1695). Правда его название «Три контратенора» поначалу слегка озадачило: не слишком ли претенциозен тематический псевдоплагиат подобного рода? Ведь словосочетание «Три тенора», давно уже стало нарицательным – разве живущий на необитаемом острове его не знает! – а Паваротти, самого главного представителя этой тройки уже нет среди нас, и значит, он, отойдя в Вечность, закономерно перешел и в разряд легенд…
Контратеноровые инъекции, курс которых в последнее время Запад достаточно регулярно «прописывает» Москве, у кого-то вызывают явное отторжение, а на кого-то просто не действуют. С контратенорами всё, как с самой оперой. Если вы не любите этот жанр (этот тип постановки академического мужского голоса), то и убеждать вас в том, что опера – лучшая форма музыкального искусства, а контратеноровое исполнительство поистине уникально, просто не имеет ни малейшего смысла… Для подобной категории слушателей лучше отложить чтение этого материала в сторону. И уж точно им вовсе не следует знать, что 17 ноября в Светлановском зале ММДМ немногочисленная публика, пришедшая сюда не «по гудку», а по зову сердца, стала свидетелем подлинной сенсации. На одной сцене в едином творческом союзе сошлись сразу три (!) контратенора: американец Терри Барбер (Terry Barber), испанец Жорди Доменек (Jordi Domenech) и россиянин Андрей Немзер, совсем недавно еще бывший вполне профессиональным тенором, а сегодня уже благополучно переквалифицировавшийся в контратенора.
Возможно, и следовало бы порадоваться тому факту, что в этой необычной тройке оказался и наш соотечественник, однако в исполнительской манере последнего со всей отчетливостью проступили не самые лучшие особенности базовой русской вокальной школы, мало совместимые с весьма специфичными задачами исполнения ранней музыки, тем более произведений Пёрселла, датируемых XVII веком. Если сравнить голоса Терри Барбера и Андрея Немзера, то тембрально, в нулевом приближении, они, в общем-то, похожи: оба – мужские сопрано. Если первый, условно скажем, – утонченно-рафинированное лирико-драматическое сопрано, то второй – нарочито характерное, практически лишенное обертонов лирическое сопрано. Вся разница – в степени достижения стилистического соответствия и развитости музыкального вкуса, и в этом отношении российский исполнитель американскому вовсе не конкурент. Испанец Жорди Доменек – ярко выраженное мужское контральто (мужской альт). До безупречной технической выучки Барбера ему, безусловно, далеко, зато чувственность и драматизм выплескиваются из него мощным вокальным фонтаном. Другая крайность: в клокочущем шуме этого фонтана порой трудно различить оттенки и нюансы. Послужной театральный список Доменека гораздо более весом, чем у Барбера, зато последний обогнал его по количеству записей. С одной стороны – холодно-безупречная магия Барбера, с другой – открытость и теплота чувств Доменека.
Основу программы концерта составили произведения самого Пёрселла, его современника Джона Блоу (1649 – 1708) и двух композиторов наших дней Ираиды Юсуповой и Георгса Пелециса, причем каждый из троих создал свои музыкальные посвящения великому английскому мэтру позднего средневековья, в той или иной мере «стилизованные под оригинал». Сей факт сразу же «успокоил»: виртуозного витиеватого пения в стиле Генделя в этом концерте мы не услышим, а значит волноваться за несовершенные колоратуры и недостаточную голосовую подвижность, так свойственные контратеноровой природе, вовсе было не нужно.
Опус Блоу «Ода на смерть Пёрселла» для двух контратеноров (исполнители – Терри Барбер и Жорди Доменек) и basso continuo (струнного состава) – на сегодняшний день абсолютный репертуарный раритет. Кроме этого концерт подарил своим слушателям и две мировые премьеры. Первая – китч-штюк Ираиды Юсуповой «Прекрасные Дидоны в прекрасном амбиенте – последний сон Пёрселла» для двух контратеноров (исполнители – Терри Барбер и Андрей Немзер), четырех певцов-солистов, камерного струнного ансамбля, органа-позитива и теорбы. Вторая – «In Honour of H. Purcell» Георгса Пелециса для трех контратеноров, аналогичного состава инструмента, а также двух труб.
Инструментально-сопровождающую часть концерта взял на себя ансамбль солистов «Академия старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко (скрипка). «Прекрасный амбиент» для двух Дидон в вокальном обличии двух контратеноров создавал вокальный ансамбль «Бах-консорт» в составе Лилии Гайсиной (сопрано), Юлии Микконен (меццо-сопрано, руководителя коллектива), Андрея Красавина (тенора) и Антона Тутнова (баса). Если женские голоса просто изумительно сливались и перекликались с контратенорами, то вклад мужских в изощренный вокальный ансамбль практически не «прослушивался».
Понятно, что исключительно в «коммерческих» целях концерт назвали «Три контратенора», а не как-нибудь иначе, но широкая публика на него так и не пришла: полупустой зал был немым укором организаторам этого без преувеличения концерта-сенсации. Объективнее следовало бы назвать программу «Генри Пёрселл и другие», так как невероятно затянутое первое отделение было откровенно перегружено инструментальными опусами Пёрселла, хотя и, безусловно, в замечательном исполнении «Академии старинной музыки» под руководством и при участии Татьяны Гринденко. В первом отделении Терри Барбер представил две арии Дидоны «Ah! Belinda» и «Thy hand, Belinda» (знаменитый финальный плач) из оперы «Дидона и Эней». Именно это надолго останется в памяти, как образец стилистической безупречности, эмоционально искренней и возвышенно прекрасной вокальной интерпретации. Жорди Доменек, спел пару арий из оды Пёрселла «Hail, bright Cecilia», напористо убедительно заявив о своей драматически аффектированной творческой индивидуальности, а Андрей Немзер, на первый взгляд, достаточно легко и вполне непринужденно «отработал» арию из другой оды композитора «Welcome to all the pleasures»…
…«Да, Бог с ней, с этой рецензией!» – подумалось мне, когда сидя в зале и получая истинное удовольствие от пения, особенно от ансамблевого контратенорового музицирования, я понял, что главное – не в том, что будет написано после концерта, и не в том, какой степенью оценки воздаст этому событию тот или иной рецензент. Главное в том, что, несмотря на все организационные издержки мероприятия, этот вечер стал своеобразным связующим звеном музыкальных поколений – от Пёрселла до творчества современных композиторов, а последние предъявили весьма впечатляющие по своим музыкальным достоинствам партитуры. Главное в том, что раннебарочный период оперного искусства оказался нестандартно смело и впечатляюще творчески преломленным в призме новейшей музыкальной истории.