Зальцбург как миф и его оперные мифы: 90-летие легендарного фестиваля

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

На Зальцбургском фронте пока без перемен…

90-летний юбилей – веха нешуточная даже для такой «абстрактно-неодушевленной» субстанции, которой является Зальцбургский фестиваль, один из самых маститых брендов музыкального лета Западной Европы. Но «неодушевленность» этого популярнейшего бренда – категория, приемлемая либо к истории и прошлому, отошедшему в разряд легенд, либо к переменам будущего, очертания которых в штатно-организационном плане уже определенно ясны, но пока туманны в отношении художественной преемственности. И перемены эти уже не за горами: окончательная передача полномочий правления от нынешнего руководства к новому состоится 1 октября 2011 года, через месяц после окончания следующего фестиваля.

1/2

Для меня же нынешний фестиваль в Зальцбурге всего лишь второй (первый был годом ранее) – и я воспринимаю этот музыкальный смотр на данном отрезке его существования исключительно с позиций «здесь и сейчас».

И мои собственные впечатления двух последних сезонов о «сегодняшнем дне» фестиваля явно говорят о том, что он имеет и свой стиль, и свой концептуальный почерк, и свои традиции, и свои «священные имена», наконец, свою душу… Понятно, что такие известные, к примеру, монографические фестивали, как Вагнеровский в Байройте, Россиниевский в Пезаро или Пуччиниевский в Торре дель Лаго, просто не могут иметь концептуального подхода к составлению своих ежегодных программ: их сила в другом – в «ревностном сохранении» традиций стиля. О проявлениях «концептуальности», если она всё же случается и на монографических фестивалях, можно говорить лишь в отношении режиссерско-сценографических аспектов той или иной постановки. Напротив, с точки зрения тематики своей репертуарной афиши Зальцбургский фестиваль как раз самый что ни на есть концептуальный

Итак, по сравнению с прошлым годом на Зальцбургском «концептуальном фронте» пока без явных перемен. Президент фестиваля по-прежнему Хельга Рабль-Штадлер, занимающая эту должность с 1995 года и трижды имевшая продление контракта на нее (в последний раз – до 2014 года). Художественный руководитель (интендант) – Юрген Флимм. Исполнительный директор – Герберт Швайгхофер. Директор концертных программ – Маркус Хинтерхойзер. Именно последняя персоналия займет пост художественного руководителя фестиваля в следующем сезоне, переходном от эпохи Юргена Флимма к правлению Александра Перейры, который приходит в Зальцбург в октябре 2011 года, оставляя пост директора Цюрихской оперы. Срок «присутсвия» Юргена Флимма в Зальцбурге – сначала в качестве режиссера-постановщика драматических и оперных спектаклей, а затем руководителя – насчитывает в общем итоге почти десять лет: режиссер-постановщик (1987 – 2009: за этот период в разные годы им осуществлено восемь оригинальных постановок), директор драматической программы (2002 – 2004), художественный руководитель фестиваля (2007 – 2010). Свой пост он покидает, чтобы занять аналогичный в Берлинской государственной опере Unter den Linden и сотрудничать с ее музыкальным руководителем Даниэлем Баренбоймом.

На страницах сводного театрального буклета, ежегодно выпускаемого помимо буклетов-программ на каждый спектакль/концерт, бывший уже интендант, пожелав успехов своим коллегам-последователям, попрощался с публикой и очертил концептуальную линию нынешнего фестивального сезона. И хотя программа 2011 года пока официально не оглашена, по его словам, и фестиваль следующего года в основном уже организационно и репертуарно подготовлен. Можно предположить поэтому, что Маркусу Хинтерхойзеру просто выпадает роль «генерального распорядителя».

В отличие от «Игр власть имущих», являвшихся тематикой прошлого года, нынешний сезон погружен в изучение мифологии, и его девиз формулируется так: «Когда бог и человек сталкиваются, происходит трагедия». Мифы – это, пожалуй, удачно, ибо за 90-летнюю историю сам фестиваль уже порядком оброс мифической аурой… Но что это: неизбежное бремя «возраста» или источник вдохновения для настоящего и будущего? Послушаем, что говорит по этому поводу сам Юрген Флимм: «Четыре года назад нас увлекла тема “Скрытая сторона разума”. В последующие годы мы спрашивали себя, может ли любовь преодолеть смерть и наблюдали, как сильные мира сего играют с нами в свои игры. Этим летом мы фокусируем внимание на мифах, которые весьма специфично отражены в ряде опер и пьес. На этот раз мы подобны археологам, у которых появилась возможность “проникнуть вглубь предмета”, исследовать его, но и напомнить себе о взаимосвязанных законах и противоречиях нашей истории и нашей цивилизации. Мы пытаемся отыскать следы того, что и сегодня нас по-прежнему преследует в воспоминаниях прошлого. Мы также стремимся показать, что темы античной трагедии вне времени и всё еще актуальны».

Далее Флимм поясняет, откуда, собственно, взялось такое название программы нынешнего года. Оказывается, это точная цитата из эссе Михаэля Кёльмайера «Когда бог и человек сталкиваются. Сокрушение мифа духом музыки». Как вы уже, думаю, догадались оно опубликовано на страницах всё того же сводного сезонного буклета. Флимм настоятельно рекомендует прочитать этот материал. И вправду он весьма интересен, но, несмотря на свой подзаголовок, рассматривает обозначенную проблему мифологии исключительно в философско-источниковедческом аспекте – не музыковедческом. Смысл подзаголовка в другом: среди многочисленных богов и целого ряда мифологических персонажей, таких как, к примеру, Ариадна и Тезей, Электра и Орест, Клитемнестра и Эгист, Хризофемида и Эвридика, в эссе фигурирует певец-музыкант Орфей, и эта персоналия является для автора «опорной» и самой важной. По его мнению, что, однако, противоречит общепринятым взглядам, Орфей, согласно своей собственной философии и религии, – наследник Диониса, поэтому находится едва ли не в оппозиции к классическому сонму богов («каноническая» же версия это опровергает, утверждая, что Орфей - возлюбленный сын, который и подарил ему свою волшебную лиру).

Глубоко человеческая сущность искусства Орфея создает модель мира, альтернативную бессмертному царству Олимпа, а значит, разрушительную с самого начала, ибо представляющую для богов угрозу. Но человеку бесполезно вставать на пути у богов, поэтому-то Орфей и терпит фиаско, становясь «разрушителем мифа», но зато в качестве «народного героя» вписывая свое имя в скрижали истории. Как известно, счастливый конец этой сказки для взрослых бывает только в опере – и реформаторский шедевр Глюка – не исключение. Однако, согласно одной из версий мифологии, через несколько лет после вторичной потери Эвридики Орфей был растерзан менадами (или вакханками). Подытоживая суждения Михаэля Кёльмайера, можно сделать вывод, что Орфей сделал всё, что мог, но был предан… Предан богами… Предан за то, что ратовал за общность, а не разъединение… За то, что его искусство благоденствовало не под Солнцем, а в тени Луны… За то, что своими дивными песнями и музыкой проповедовал не аполлоническую чистоту, а дионисийское опьянение… За то, что в мифологической истории остался победителем… Согласитесь, что если в природе Орфея человеческого гораздо больше, чем мифологически-божественного, и если своим «человеческим» пением он заставлял плакать камни и усмирять грозных фурий и богов подземного царства, то альтернативные доводы автора статьи вовсе и не кажутся абсолютно неправдоподобными.

Итак, огласим репертуарный «мифологический» список. Среди опер присутствуют «Электра» Рихарда Штрауса – Гуго фон Гофмансталя (по Софоклу); «Дионис» Вольфганга Рима на либретто автора (по Ницше), новая работа композитора и мировая премьера в рамках фестиваля; конечно же, «Орфей и Эвридика» Глюка (без нее никак не обойтись!), а также «Лулу» Альбана Берга на либретто автора по Франку Ведекинду (третье действие оперы закончено Фридрихом Церхой). Пожалуй, следует заметить, что вслед за Гёте, изрекшим, что «женщина всегда представляется возвышенной», и Флимм отождествляет Лулу «с современным, однако почти мифическим созданием волшебного, ни с чем не сравнимого музыкального театра Берга – Ведекинда».

Среди драм – «Эдип в Колоне» Софокла (в переводе Петера Штайна) и «Федра» Расина (совместная продукция с Бургтеатром Вены). Если драматический театр вообще не входит в сферу нашего рассмотрения, то из четырех названных опер – а это всё новые постановки – лишь «Дионис» остается за кадром: я приехал в Зальцбург, когда представленная серия «Дионисов» уже стала достоянием новейшей музыкальной истории. Такая же ситуация и с концертным исполнением «Нормы» Беллини с небывало звездным составом певцов (Эдита Груберова, Джойс ДиДонато, Марчелло Джордани и Ферруччо Фурланетто). Но к «Электре», «Орфею» и «Лулу» прибавляются еще две оперы («Дон Жуан» Моцарта и «Ромео и Джульетта» Гуно, возобновления постановок 2008 года), которые также довелось увидеть и услышать в этом сезоне и которые на мифологическую тему выходят лишь весьма опосредованно – если вообще выходят… И еще одним музыкальным мероприятием в Зальцбурге стал для меня концерт Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути, в котором прозвучала оратория Прокофьева «Иван Грозный». Итак, за четыре дня в Зальцбурге – пять опер и один концерт, что, думаю, вполне можно считать «неплохим результатом».

И прежде чем углубиться в собственные живые впечатления, назову основных коллективных участников фестиваля. Постоянный «резидент» Зальцбурга, Венский филармонический оркестр, был занят в представлениях «Орфея», «Электры», «Лулу» и «Дон Жуана». Немецкий симфонический оркестр Берлина играл «Диониса», оркестр Зальцбургского «Моцартеума» – «Ромео и Джульетту», оркестр «Зальцбургская камерата» – «Норму». Хоровую «поддержку» оперных постановок, а также «Ивана Грозного» Прокофьева осуществлял Хор Концертной ассоциации Венской государственной оперы. И последнее. В этом сезоне в Зальцбурге на сцене Большого фестивального зала встретились два итальянских музыкальных дирижера-титана: если в штраусовской «Электре» Даниэле Гатти своим оркестром постоянно «отрезвлял» публику, пробирая ее холодом иррациональной мистики и почти осязаемой кожей жаждой кровавого возмездия, то в «Орфее и Эвридике» Риккардо Мути просто «опьянял» зрительный зал чарующе наивными, но совершенно восхитительными мелодиями Глюка. Правда, ничего дионисийского в этом «опьянении» не было: это была музыка «высших сфер», музыка именно аполлонической чистоты, музыка искреннего человеческого чувства. И именно с этих спектаклей мы и начнем.

продолжение ->

Фото © Salzburger Festspiele
Фестивальный комплекс на Hofstallgasse (справа)
Юрген Флимм © Bernd Thissen

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Зальцбургский фестиваль

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ