Яначека трудно испортить

Премьера «Кати Кабановой» в Карлсруэ

Премьера «Кати Кабановой» в Карлсруэ
Оперный обозреватель

Художественный текст, созданный в постромантическую эпоху и ни намеком не притязающий на «откровение», «эзотерическое знание», «новую мифологию», «катарсис», на хотя бы «открытие новых горизонтов», «путей в будущее» и на прочие составляющие «потрясающего» и «переворачивающего душу» - редкое исключение. Скромное, смиренное искусство, созданное не с позиций «знания», «ведения» и «пророчества», а с позиций проникновенного удивления, влюбленности в жизнь и страха перед ней — таковы лучшие, прекраснейшие исключения из общего «вещательного» контекста, - и тут мне хочется поставить рядом имена двух художников: Платонова и Яначека. Оперы Яначека — это та же зачарованность «прекрасным и яростным миром», которой одаривает нас проза Платонова. Какой там «луч света в темном царстве»! Ни намека нет в «Кате Кабановой» на социальную критику, на какую бы то ни было социологию, политику, идеологию! Эта чудесная опера не втягивает нас и в сферу моральной проблематики, здесь, как и в прозе Платонова, просто нет той точки опоры, с которой можно было бы так или иначе судить персонажей, анализировать происходящее. Как далеко это от какой-нибудь «Мадам Бовари» или «Крейцеровой сонаты»...

От первой до последней ноты мы погружены в стихию жизни, где прекрасное, утонченное, пленительное как бы неминуемо обречено на гибель, - более того, расцветает самым прекрасным цветом именно в момент гибели и разрушения, - и где страшное, косное и уродливое вовсе не являются какой-то «внешней помехой» прекрасному, но сплетены с ним в единстве. Причем автору вовсе не приходит в голову и подпустить какую-нибудь мудрую усмешку — мол, вот какова жизнь, - он не претендует на мудрость, он просто видит и чувствует динамику жизни, и сам воодушевлен ее красотой, как и красотой и чистотой его героини, - без того, чтобы вооружаться на «борьбу со злом». Как далеко это и от «Катерины Измайловой», и от «Войны и мира»... Но не от «Хованщины», не от «Бориса Годунова»!

Катерина живет по своим законам, она не понимает закона окружающих, и этим поднимает их на огромную высоту (поднимает, но без всяких тенденций в сторону «искупления»): признается им в своем грехе, в своем падении, считая их достойными правды, - именно достойными правды, хотя по их правилам нужно просто помалкивать и играть свою роль. ...Не знаю, насколько такое прочтение близко Островскому, но, безусловно, оно близко Платонову. И такова вся музыка оперы — она прекрасна и доверчива от начала до конца, чиста, как волжская вода, полна очарования, утонченности, упоения, аромата, как весенняя ночь в приволжских садах. Как будто бы бесконечно звучит какой-то один упоительный мажорный аккорд, в котором сразу звучат все 24 (33?) тональности. А гроза — гроза — это ОДНОВРЕМЕННО и «электричество, которое можно победить стальной палкой», и — «гнев Божий». Причем эта убедительнейшим образом данная в музыке одновременность не пытается стать каким-то обобщением, символом, мистической загадкой. Она — такой же элемент жизненной мистерии, как любовь, раскаяние, прощение, гибель...

В сегодняшней премьере Баденского государственного театра в Карслруэ можно было насладиться удивительной оперой, несмотря на множество помех. В первую очередь благодаря певцам, которые казались одушевленными музыкой, способными хотя бы прочувствовать специфическое для Яначека соотношение дыхания музыки в оркестре и положенной на пение речи, увлечься так убедительно созданными - несколькими точными штрихами! - Яначеком персонажами. Особенно приятно было слушать Бернарда Берхтольда, исполнявшего роль Бориса, - голос у него, к сожалению, маленький, но об этом почти забываешь, настолько он музыкален и артистичен. У Кристины Ниссен, певшей Катю, голос, наоборот, очень сильный... почти на грани язвительной чеховской шутки («сильный, но противный»). Нет, конечно, не противный, а красивый и свободный, но все-таки не гибкий. Сама она пела с увлечением, но по-настоящему увлечь слушателей, мне кажется, не очень смогла. Любимый местной публикой баритон Ульрих Шнайдер пел Дикого, добросовестно, профессионально, - как и остальные исполнители второстепенных ролей: Кабаниха — Соня Боровски-Тюдор, Тихон — Маттиас Вольбрехт, Кудряш — Андреас Хайдекер, Варвара — Штефани Шефер.

Оркестр под управлением главного дирижера — Джастина Брауна — не особенно помогал им, но по крайне мере не мешал. Жалко, ведь неоднократно уже можно было убедиться в том, что этот оркестр под управлением Брауна может быть не просто корректным на грани беспомощности, но — динамичным, упругим, слитным, пульсирующим, богатым красками. Почему-то, правда, это происходит только в операх Вагнера. А то, каким невнятным и расплывчатым, неуклюжим и трескучим — т. е. намного ниже уровнем, чем было сегодня, - может быть этот оркестр, легко убедиться, сходив, например, на оперы Моцарта под управлением любого из капельмейстеров театра...

Режиссуру же трудно назвать даже «помехой» музыке, скорее это просто — плевок ей в лицо. Набор заезженных приемов, никак не сочетающихся с эстетикой Яначека (последний раз этот набор почти точь-в-точь я видел в местной постановке «Вишневого сада»: унылые конструкции из лестниц на сцене, постоянное присутствие всех персонажей, которые вынуждены на заднем плане уныло повторять какие-то условные монотонные действия, даже, видимо, обязательные для «русской действительности» возлияния и пошлые сцены с порнографическим уклоном, - в данном случае садо-мазо-развлечения Кабанихи и Дикого), с широким диапазоном от натурализма (блевание в стоящий на сцене унитаз) то слюняво-слащавой душещипательности (влюбленные на лестнице, ведущей прямиком к рождественского вида звездочкам на ночном небе).

Когда на поклоны вышли режиссер и сценограф (Георг Кёль и Кристиан Флёрен соответственно), я изо всех сил кричал «бу», - так тут, на Западе, принято выражать протест, но люди вокруг честно хлопали, как и всем певцам до этого, как и халтурщикам-хористам, кое-как промычавшим свой унисон...

На фото (Jacqueline Krause-Burberg): сцена из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Катя Кабанова

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ