Обновление венской «Валькирии»: приближение к идеалу

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

С новым «Кольцом» Свена-Эрика Бехтольфа в Венской государственной опере мои отношения с самого начала как-то не складывались, но, зная удивительную особенность главного оперного театра Европы корректировать свои постановки, я решил рискнуть. Честно говоря, основной причиной моего отчаянного решения стало участие в спектакле польского баса-баритона Томаша Конечного и известного «уже байройтского» тенора Кристофера Вентриса. При сохранении общей режиссёрской концепции в этот раз «Валькирия» Бехтольфа показалась мне более рассудочной и разумной, чем в первой версии: из спектакля убрали беспричинные падения исполнительниц женских ролей, тушку мёртвого волка приносит из-за камня сам Вотан (ранее она выносилась в момент драматического диалога со Фриккой из-за кулис непонятной «тётей»), да и замена бледных одеяний на чёрные смокинги, в которые облачены теперь павшие герои, собираемые валькириями на защиту интересов обреченных богов, более символичны и менее потешны. Вообще несуразностей в «картинке» стало меньше, а строгости и цельности больше, что не могло не порадовать.

1/2

Особенно в связи с удивительным перевоплощением оркестра под управлением Франца Вельзера-Мёста, всё более прочно завоёвывающего позиции уже не только одного из сильнейших вагнеровских дирижёров, но и любопытнейших вагнеровских интерпретаторов.

Экспрессивное вступление оркестра с приглушенным надрывом и томительным надломом сразу поражает сочной яркостью и чеканной завершенностью каждой фразы. Если премьерные спектакли «Валькирии» у Вельзера-Мёста отличались академической сухостью и сдержанностью, то сегодня оркестр Венской оперы звучит с неожиданной дерзостью и восхитительной оригинальностью. Общее впечатление от первого акта – форменное сумасшествие! Специальное подчеркивание «контрапунктных» лейтмотивов прорывается сквозь привычные, устоявшиеся в памяти звуковые блоки, расцвечивая давно знакомые мелодии свежестью и новизной. Пару раз безупречность звукоряда неожиданно нарушает медь, соскальзывающая с нот, но струнные группы феноменально роскошны! Необычно дикими показались темпы, отчего обычно тягучий первый акт пролетел на одном дыхании. Мощнейшим космическим драйвом начинается инструментальная вакханалия второго акта: ни малейшего намёка на былой академический лоск! Тягучая медитативность диалога Вотана и Брунгильды зеркально утяжеляется необычной эмоциональной пронзительностью нарративного по темпу и психологически взрывного по сути разговора божественной девы с Зигмундом. Полёт валькирий музыканты озвучивают в своем фирменном стиле дискретно-скульптурной репрезентации каждого пассажа, а «заклинание огня» становится мощнейшим апофеозом инструментального волшебства, подаренного сегодня слушателям!..

Вокальное исполнение не было, к сожалению, столь же однозначным, но как минимум мужские партии все были сделаны на высочайшем уровне.

В первой части, как обычно, порадовал эстонец Айн Ангер, исполнивший Хундинга: плотное звучание по всему диапазону и органичная сценическая пластика создавали строгий и цельный образ статичного злодея, судьба которого – лишь инструмент в большой игре заоблачных сил.

После неудачного выступления Рикарды Мербет в «Саломее», я с некоторым скепсисом относился к её способности достойно исполнить роль Зиглинды (особенно на фоне воспоминаний об одной из выдающихся исполнительниц этой партии на венской сцене – уникальной Нины Стемме). Но, несмотря на фоновый «песочек» в звукоизвлечении и «металлическую пыльцу» в тембре, в первой части Мербет выглядела и звучала ровно и выразительно.

Кристофер Вентрис, качественно исполнивший Парсифаля в прошлом году в Байройте, сегодня в партии Зигмунда был просто восхитителен! Первый монолог прозвучал мощно и броско, с вызовом судьбе и её бесконечным и бессмысленным испытаниям. Исключительно культурный звук исполнителя мешал своей академичностью в кульминационно истеричных моментах («козырные» выкрики «Вёльзе!» и «Нотунг!» у Вентриса практически не прозвучали), но эта сдержанность создавала необходимый эффект усталого внутреннего напряжения, взрывающегося в финальной сцене первого акта грандиозным буйством.

Моя любимая исполнительница партии Брунгильды – Эва Йохансон – сегодня расстроила невероятным ором за гранью хорошего вкуса: орать, конечно, тоже можно красиво, но от этого ор не перестает быть ором... В диалоге с Зигмундом певице явно не хватает голоса, особенно режет слух выхолощенная середина. В общем, исполнение было грустным, несмотря на убедительную драматическую игру.

Михаэла Шустер в моей системе координат никогда не претендовала на место серьёзной вагнеровской певицы, но венская публика её почему-то жалует. Сегодня исполнительница партии Фрикки перманентно «вываливалась» за пределы музыкального рисунка, ведя какую-то свою игру, а тембр с узнаваемым шорохом хоть и служил грамотным обрамлением незаурядным актерским находкам, но лишь усугублял моё недоумение по поводу общего качества её работы.

Главным героем последних в этом сезоне показов вагнеровской «Валькирии» стал Томаш Конечный: его исключительно благородное звучание, жирная полнозвучность всего диапазона и непередаваемая энергетика глубокого тембра наполнили партию Вотана тем бессильным благородством в осознании собственной беспомощности, которого так не хватало многим его предшественникам, в исполнении которых Вотан выглядел скорее мелкопоместным дворянином, спутавшимся с крепостной девкой, чем богом, от воли которого зависит мироустройство и который разрушает все вокруг себя посредством собственной эмоциональной неосмотрительности… У Конечного Вотан – божество, утомленное осознанием непоправимости своих деяний… В этой утомленности – покорность судьбе и мудрая обреченность. Именно в исполнении Конечного Вотан становится тем символом Власти, которая не может быть безукоризненно последовательной, разрушая миф о самой себе, как о безусловной ценности и самодостаточности; той Власти, которая не может быть равной самой себе без предательства тех, кто ей же и служит; той Власти, которая есть высшая форма рабства…

Вена — Москва

На фото (© Axel Zeilingher / Wiener Staatsoper):
сцена из спектакля

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ