Всегда актуальное возобновление

«Саломея» в «Ковент-Гардене»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Возобновленная постановка штраусовской «Саломеи» Дэвида Мак-Викара 2008 года вернулась на сцену Королевской оперы. И вновь оказалась востребована. Интерес к одноактному опусу Рихарда Штрауса по пьесе Оскара Уайльда непреходящ.

Неотразимое сочетание мельчайших деталей и идеально контролируемый драматический размах – это то, что привнес в обновленную версию латышский дирижёр и музыкальный руководитель Бирмингемского симфонического оркестра Андрис Нельсонс, которому предстоит продирижировать всеми спектаклями «Саломеи». Маэстро, обладающий способностью привнести обновление в уже знакомую музыку, и его оркестр, сумевший передать многочисленные нюансы музыки Штрауса, были великолепны в тот вечер.

Действие происходит в неузнаваемой, может быть средиземноморской стране, где-то в тридцатых годах прошлого века. Богатые и сильные собрались в огромном дворце, разделенном на сцене на два уровня…

Сценограф спектакля – Эс Девлин. Кстати, этот год – триумфальный для нее. В конце июня в «Ковент-Гардене» состоится премьера новой постановки Мак-Викара «Троянцев» Берлиоза, и публике предстоит вновь оценить их совместную работу. А чуть позже весь мир увидит ее церемонию закрытия Олимпиады-2012.

Однако вернемся к спектаклю. На сцене, на верхнем уровне зритель видит только спины богато одетых гостей, сидящих за огромным пиршественным столом, и может только домыслить, что же там происходит. На нижний уровень ведет широкая лестница – и далее не то в казарменные, не то в подсобные помещения, где заточен в подземелье пророк Иоканаан. Туда же спускается заскучавшая (или сбежавшая от пристального внимания своего отчима) Саломея, а затем и вся компания… Там, собственно, и происходят все последующие трагические события.

Нарработ (английский тенор Уилл Хартман), также как Ирод (датский тенор Стиг Андерсен) и его жена Иродиада (знаменитая британская меццо-сопрано Розалинд Плоурайт) – наилучшие в составе солистов. Царственно-карикатурная Плоурайт, сдержанный Андерсен, убедительное исполнение Хартмана!

Латышский бас-баритон Эгилс Силиньш в роли пророка, так же как и в роли Летучего голландца, которым он дебютировал на сцене Королевской оперы в прошлом сезоне, был… не очень выразителен. Ему не хватает харизмы, шарма – это проявлялось и во время дебюта, и сейчас.

Саломея – немецкое сопрано Ангела Деноке – ярко проявила себя только в конце. Хорош был ее Танец семи покрывал (хореограф – Андре Джордж), проходящий на фоне видеоряда (Лео Вагнер и Марк Гриммер), передающего путь ее становления, проявления зарождающейся сексуальности… Но, к сожалению, актрисе не удалось с самого начала последовательно и впечатляюще показать «ломку» ее психики, приведшую в итоге героиню к безумию.

Удивительное ощущение оставила эта постановка. С первого момента, как открылся занавес, возникла какая-то удушающая, напряженная, даже, пожалуй, отталкивающая атмосфера. Мне кажется, это исходило от музыки – столь неординарной, экзальтированно-декадентской, такой разной – и так великолепно исполненной оркестром Королевской оперы. А может быть, от охваченного необъяснимым страхом юного пажа, которого прекрасно исполнила британское меццо-сопрано Сара Кастл, предчувствующего страшную развязку.

Фотограф — Alastair Muir

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Саломея

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ