Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: «Травиата» вновь в Большом. У «Новой оперы» новый директор. Открытие сезона в Самаре. Опергруппа продолжает свой проект. Казанская Опера снова в пути. Награда Василия Петренко. Успех Надежды Кучер. Мировая премьера оперы Майкла Наймана в Перми. Пермская Золушка запоёт по-французски. Львовский международный оперный фестиваль Крушельницкой. Опера об Абае в Майнингене. «Война и мир» в Лондоне. Новое назначение Кента Нагано

«Травиата» вновь в Большом

Сегодня, спустя 12 лет в репертуар Большого театра России возвращается одна из наиболее популярных опер мирового репертуара, бессмертная вердиевская «Травиата».

Перерыв должен был быть более коротким – в середине 2000-х уже планировалась постановка новой версии в интерпретации немецкого режиссёра Ахима Фрайера, но по разным причинам она не состоялась.

Впервые в Большом театре «Травиата» была исполнена в 1858 г. — это была первая русская постановка шедевра Верди.  С тех пор опера была показана свыше полутора тысяч раз. Всего в Большом было осуществлено десять постановок — из репертуара опера надолго не исчезала никогда (к примеру, в 1943 г. новая постановка пришла на смену старой всего через 3 дня). Интересно, что в годы войны существовало даже целых две «Травиаты»: в эвакуации (в Куйбышеве) и в Москве. 



«Травиату» в Большом ставили режиссеры Н.Савицкий (дважды), А.Петровский, В.Нардов, М. Квалиашвили, Н.Домбровский, Б.Иванов, Е.Соковнин, Б.Покровский. К этой опере и как режиссер, и как хореограф обращался Владимир Васильев, осуществивший предшествующую постановку, которая увидела свет рампы в 1996 г. Среди дирижеров-постановщиков: С.Штуцман, Э.Бевиньяни, Н.Федоров, В.Небольсин, А.Мелик-Пашаев (дважды), С.Сахаров (дважды), П.Феранец.



На этот раз над спектаклем работает иностранная команда постановщиков. Режиссер — знаменитая Франческа Замбелло, для которой эта работа в Большом театре уже третья. (В 2002 г. она поставила «Турандот» Дж. Пуччини, а в 2004 г. осуществила первую в Большом постановку оперы «Огненный ангел» С. Прокофьева).

У «Новой оперы» новый директор

Директором московского театра "Новая опера" по итогам проведенного конкурса назначен Дмитрий Сибирцев. Об этом сообщается в пресс-релизе Департамента культуры столицы.

Как отметили в департаменте, всего на проходивший с 29 августа конкурс поступило шесть заявок. Большинство из них предполагали превращение театра из оперного в театр оперы и балета, однако здание "Новой оперы" для балетных постановок не предназначено. Однако широко известно, что в театре уже многие годы выступают различные балетные труппы – Имперский балет Гедиминаса Таранды, Театр классического балета Касаткиной и Василёва и др.

Д. Сибирцев окончил фортепианный факультет Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского, сценическую карьеру начал в качестве пианиста. Автор идеи, организатор и художественный руководитель оперного фестиваля "Басы XXI века", в 2002-2006 гг. - музыкальный руководитель проектов Фонда Ирины Архиповой. С 2006 г. является художественным руководителем и продюсером арт-проекта "Тенора XXI века", в программах которого выступает как вокалист и пианист. За вклад в развитие искусства и успешную продюсерскую деятельность удостоен премии "Национальное достояние" и награжден золотым орденом "Служение искусству".

Открытие сезона в Самаре

На российских просторах открыт очередной оперный сезон – на этот раз в Самарском академическом театре оперы и балета, где 1 октября состоялась премьера новой постановки вердиевской «Травиаты». Ее осуществил итальянский режиссер Антонио де Лючия. За дирижерским пультом – художественный руководитель Александр Анисимов. В следующем выпуске нашего журнала мы познакомим читателей с рецензией на этот спектакль.

Опергруппа продолжает свой проект

Предлагаем читателям ознакомиться с пресс-релизом второго проекта Опергруппы (публикуется в сокращении).

«Опергруппа» представляет совместную акцию «Лаборатории современной оперы» и Фестиваля современного искусства «Территория» — премьеру work-in-progress Ольги Раевой «Сны Минотавра».

«Сны Минотавра» — вторая по счету оперная партитура, написанная на либретто Владимира Сорокина. На оперную сцену Сорокин возвращается в тандеме с одним из наиболее заметных российских композиторов современности Ольгой Раевой — выпускницей Московской консерватории, прочно обосновавшейся в европейском культурном контексте. Сочинения Раевой заказываются ведущими музыкантами мира («Arditti-Quartett», Ensemble Modern, Ensemble Recherche) и исполняются на авторитетных западных фестивалях — от «Gaudeamus Music Week» и «ISCM World Music Days» до «Musikprotokoll» и «Klangspuren».

Работа над оперой будет завершена к 2014 году. Пока же столичной публике предлагается совершить визит в творческую мастерскую композитора и стать свидетелем рождения произведения: на сцене Государственного Театра Наций будут поставлены три законченные к сегодняшнему дню сцены из будущей партитуры («Квест», «Дочь Носорогопаса», «Семь снов»), через год «Опергруппа» планирует представить сценическую версию трех новых фрагментов «Снов Минотавра», а в 2014 году осуществить постановку оперы целиком.

Экспериментальная идея проекта подчеркивается избранным «Опергруппой» театральным форматом — над оперным work-in-progress работают сразу три молодых режиссера: недавняя выпускница факультета музыкального театра РАТИ-ГИТИС Екатерина Василёва и ее дебютирующие на музыкальной сцене коллеги из драматического цеха — выпускник РАТИ-ГИТИС, ученик Олега Кудряшова Кирилл Вытоптов и выпускник Школы-студии МХТ, ученик Кирилла Серебренникова Илья Шагалов.

Исполнители: Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Дирижер Федор Леднев.

Казанская Опера снова в пути

Начинаются традиционные осенние зарубежные гастроли оперной труппы Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. В октябре и ноябре Государственная опера Татарстана представит зрителям Голландии и Бельгии спектакли «Турандот» (премьера) и «Травиата». Спектакли пройдут в крупнейших городах Нидерландов: Амстердаме, Гааге, Гауде, Апельдорне, Алкмаре, Амстелвене, Бреде, Рурмонде и др. За полтора месяца артисты дадут 34 спектакля. 



В гастролях принимают участие  солисты, артисты оркестра и  хора ТАГТОиБ им. М. Джалиля, а также приглашенные исполнители: Ахмед Агади (Мариинский театр), Оксана Крамарева, Сергей Ковнир, Лилия Гревцова, Алла Родина, Дмитрий Кузьмин (Национальная опера Украины им.Т.Шевченко), Гульзат Даурбаева, Жаннат Бактай, Нуржан Бажекенов (Казахский академический театр оперы и балета им. Абая), Дмитрий Полкопин, Чингис Аюшеев (Московский музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко), Татьяна Гаврилова, Станислав Трифонов, Владимир Громов (Национальный Большой театр оперы и балета Белоруссии) и др. За дирижерским пультом выступят главный дирижер театра Ренат Салаватов и Алла Москаленко (Украина). 

 Татарский театр оперы и балета является одним из самых "выездных" коллективов России: с 1993 года  театр ежегодно гастролирует в странах Западной Европы (Голландия, Бельгия, Франция, Дания, Португалия, Германия, Австрия, Норвегия, Дания, Швейцария), давая за сезон до 150 спектаклей за рубежом. По количеству гастролей среди российский театров казанскую труппу опережает лишь Мариинский театр Санкт-Петербурга.

Награда Василия Петренко

Василий Петренко, главный приглашенный дирижер Михайловского театра, стал лауреатом премии «Classic BRIT Awards 2012» в номинации «артист года». Торжественная церемония награждения прошла в лондонском «Альберт-холле» 2 октября.

Престижная премия, являющаяся классическим эквивалентом «Грэмми», была учреждена Британской ассоциацией производителей фонограмм в 2000 году в знак признания достижений классических исполнителей и роста популярности классической музыки в мире. Награда вручается ежегодно по результатам голосования коллегии экспертов, в которую входят представители индустрии звукозаписи, специализированных изданий, члены Британского союза музыкантов, продюсеры и руководители оркестров. Исключение – победитель в номинации «Альбом года», которого определяет голосование слушателей радиостанции Classic FM.

Маэстро Петренко уже второй раз стал обладателем «Classic BRIT Awards»: в 2010 году он был признан лучшим исполнителем за записи симфоний Шостаковича. В этом году дирижер состязался в номинации «артист года» с такими звездами, как певец Андреа Бочелли и пианист Ланг Ланг. Успех ему принесли альбомы, записанные с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля на лейблах Naxos, AVIE и EMI Classics. На дисках представлены произведения Шостаковича и Рахманинова.

Успех Надежды Кучер

В голландском городе Хертогенбосе 30 сентября солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, сопрано Надежда Кучер получила высшую награду Международного конкурса вокалистов. Победа на престижном конкурсе стала очередным крупным успехом певицы, прославившейся исполнением партии Медеи в российской премьере оперы «Medeamaterial» Дюсапена в рамках Дягилевского фестиваля-2012. В Пермском театре оперы и балета она также участвует в спектаклях «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Свадебка» Стравинского.

Выступление на конкурсе в Хертогенбосе завершилось триумфом Кучер. Певица завоевала три награды: Гран-при, приз зрительских симпатий и почетный приз имени Иеронима Босха (уроженца этого города – прим. ред.), который она разделила с тенором из Нидерландов Петером Гийзбертсеном.

Международный конкурс вокалистов в Хертогенбосе принадлежит к числу старейших в мире. Он проводится с 1954 года, раз в два года. По ходу своей долголетней истории конкурс не раз становился стартовой площадкой в карьере многих знаменитых певцов.

Мировая премьера оперы Майкла Наймана в Перми

6 октября в Пермской филармонии в рамках культурного проекта творческих синтез-экспериментов «Сделано в Перми» состоялась мировая премьера оперы Майкла Наймана «Пролог» (на стихи российской поэтессы Веры Павловой), посвященной созданию гениальным Г.Пёрселлом оперы «Дидона и Эней», которая также исполнялась в этот вечер. В представлении участвовали оркестр и хор MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса и оркестр Государственной академической капеллы России под управлением Филиппа Чижевского.

Майкл Лоуренс Найман (р. 1944) известный английский композитор-минималист. Он прославился благодаря своей музыке к фильмам знаменитого кинорежиссера и художника Питера Гринуэя.

Пермская Золушка запоет по-французски

18 октября впервые в Перми опера Жюля Массне «Золушка», идущая в репертуаре Пермского театра оперы и балета с 2006 года, будет исполнена на французском языке с русскими титрами. Таким образом, театр продолжает начатую в прошлом сезоне тенденцию исполнения опер на языке оригинала при полном сохранении сценографии и режиссерского почерка постановщиков. Ранее к языку оригинала в пермском театре были возвращены оперы «Кармен» Бизе и «Клеопатра» Массне.

Еще одна новость предстоящего спектакля: в партии Пандольфа, отца Золушки, выступит артист Парижской национальной оперы, уроженец Перми, а ныне гражданин Израиля бас-баритон Юрий Кисин. Накануне личной премьеры в Перми певец признался, что, волнуется, ожидая выхода на пермскую сцену.   «Несмотря на то, что я выступал на крупнейших сценах Европы, - говорит певец, - где-то в душе я остался маленьким мальчиком из Мотовилихи, учеником 127-й школы и Хоровой капеллы мальчиков, для которого сцена Пермского театра оперы и балета была пределом мечтаний. Когда после победы на фестивале в Чайковском я играл на этой сцене на флейте, да еще в сопровождении оркестра Оперного театра, я был абсолютно счастлив. Так случилось, что я не был в Перми 22 года, у меня до сих пор тут живут родные, в оркестре играют мои однокашники. Так что бури эмоций никак не избежать».

Львовский международный оперный фестиваль Крушельницкой

С 14 по 18 ноября во Львовском национальном академическом театре оперы и балета имени Соломии Крушельницкой состоится традиционный 12-й международный фестиваль оперного искусства. Он пройдет в рамках 140-летия со дня рождения выдающейся украинской оперной певицы конца 19 – начала 20 века.

В программе фестиваля – три спектакля, в которых в свое время блистала оперная дива: "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Аида" и "Бал-маскарад" Верди. Также 15 ноября зрители смогут ознакомиться с балетом "Возвращение Баттерфляй" украинского композитора М. Скорика, вдохновленного музыкой Пуччини, в частности тех опер, в которых на престижных сценах Европы выступала С. Крушельницкая. Либретто балета базируется на творческой биографии певицы, которая посвятила свою жизнь музыкальному театру. Этот балет был написан специально для Львовской Оперы к 135-летию со дня ее рождения.

 На фестиваль приглашены ведущие солисты оперных театров Украины, Молдавии, Белоруссии и других стран. Он завершится гала-концертом с участием львовских и зарубежных певцов и дирижеров.

Опера об Абае в Майнингене

Новый сезон  Майнингенского  Государственного театра (Южная Тюрингия, Германия) открылся 21 сентября 2012 года в Гросс-Хауз   премьерой  казахской оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди. Первая немецкая постановка оперы "Абай" - результат творческого  сотрудничества  дирижера Алана Бурибаева (Казахстан), режиссера-постановщика Анзгара Хаага (Германия) и оперной труппы Майнингенского театра, продолжившая контакты между оперными театрами Казахстана и Германии,  которое началось с первой постановки оперы Р. Вагнера «Тангейзер» в в Алма-Атинском театре оперы и балета им. Абая  в 2010 году, стала своеобразным культурологическим мостом между двумя странами.  
В проекте принимает участие интернациональный состав исполнителей: Абай - Дэ-Хе Шин, Айдар - Родриго Поррасе Гаруло, Азим - Ксу Ханг, Ажар – Камила Риберо-Соуза, Карлыгаш - Каролина Крогиус, Кокбай – Франсис Бойер, Сырттан – Эрнст Гарстенойер, Жиренше – Стефанос Шыракоглы, а также хор и оркестр – Майнингенского государственного театра. Исполнена опера на немецком языке – перевод был сделан специально для Майнингенского театра Альвиной Мейсснер и Игорем Бекетовым.

«Война и мир» в Лондоне

Лондонский филармонический оркестр под управлением российского маэстро Владимира Юровского в среду представил столичной публике фрагменты из оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева. Прошедшее с большим успехом в Королевском фестивальном зале выступление – первое из трех в рамках сезона, посвященного 200-летию войны 1812 года.

В первый день фестиваля ЛФО под управлением маэстро Юровского представил местной публике фрагменты из оперы "Война и мир" Прокофьева, "оптимизм и живость" которой, по словам местных критиков, успешно оттеняла "Реквием" Бриттена. Это "одновременно устрашающее и величественное произведение" напомнило всем собравшимся об ужасах и лишениях войны, выступив своеобразным "призывом к миру" на фоне воинственных мелодий Прокофьева.

Концерту ЛФО предшествовало выступление Розамунды Бартлетт – известного как в Великобритании, так и в России биографа Льва Толстого. Она рассказала любителям симфонической музыки о классических адаптациях работ выдающегося русского писателя. Особое внимание в этот вечер Бартлетт уделила опере "Война и мир", подробно рассказав всем желающим об истории ее написания Сергеем Прокофьевым.

Новое назначение Кента Нагано

Знаменитый американский дирижер японского происхождения Кент Нагано с 2015 года станет Музыкальным директором Гамбургской оперы, старейшего музыкального театра Германии. Нагано имеет большой опыт музыкального руководства оперными коллективами. В 1988-98 он работал в Лионе, а с 2006 в Баварской опере, контракт с которой заканчивается в следующем году.

Наш журнал два года назад опубликовал большое эксклюзивное интервью с маэстро, которое он дал во время своего визита в российскую столицу.

По материалам Рунета и пресс-релизам
Подготовили Евгений Цодоков и Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ