Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Столетие Екатеринбургской Оперы. Юбилей «Зазеркалья». Челябинцы в Таиланде. Стефан Лисснер: Париж, Милан и снова Париж. Вокальный конкурс Перотти. Скандальная реклама «Дон-Жуана». «Мортье, ты не прав!»

Столетие Екатеринбургской Оперы

Екатеринбургский театр оперы и балета отмечает свой вековой юбилей. Ровно 100 лет назад 12 октября 1912 года он открыл свой первый сезон оперой М.Глинки «Жизнь за царя».

Десятки почетных гостей съехались на юбилейные торжества. Среди них руководители многих российских театров и постановщики, в разные годы ставившие в Екатеринбурге свои спектакли.

Гала-концерт, который стал апофеозом праздника, прошел с участием артистов театра-юбиляра и приглашенных солистов Большого и Мариинского театров, Новой оперы, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Геликон-оперы и других коллективов. В их числе Народные артисты России Диана Вишнева и Владимир Маторин, Заслуженные артисты России Роман Муравицкий и Георги Смилевски, Народная артистка Башкортостана Татьяна Никанорова, солисты театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Зуев, «Геликон-оперы» Станислав Швец, Новой оперы Елена Поповская и Дмитрий Трунов и другие. В концерте принимала участие и уроженка Екатеринбурга певица Елена Панкратова, сделавшая успешную карьеру на Западе. Вел концерт Святослав Бэлза.

Все театры и художественные коллективы города поздравили Екатеринбургский театр оперы и балета со 100-летием. 8-го октября на его сцене прошёл уникальный концерт – со своими «подарками» выступили представители 11-ти городских учреждений культуры. Поздравления для театра оперы и балета приготовили «Коляда-театр», Театр музыкальной комедии, Екатеринбургский театр кукол, ТЮЗ, Свердловский академический театр драмы, Свердловская государственная филармония, Муниципальный театр балета «Щелкунчик», а также Уральская государственная консерватория, Екатеринбургский театральный институт, Свердловское отделение союза театральных деятелей и Детская филармония.

Юбилей «Зазеркалья»

27 декабря 2012 года Санкт-Петербургскому государственному детскому музыкальному театру «Зазеркалье» исполняется 25 лет. В юбилейный сезон театр привозит в Москву для показа на Новой сцене Большого театра с 27 ноября по 2 декабря свои лучшие спектакли.

В программе гастролей – недавняя премьера, опера В.А. Моцарта «Так поступают все». Взрослой публике адресованы и два шедевра Дж. Россини – «Золушка» и «Итальянка в Алжире». «Золушка» удостоена двух «Золотых масок» («Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижёра»), а «Итальянка в Алжире» – двух «Золотых софитов» («Лучший музыкальный спектакль» и «Лучшая женская роль»).

Московским детям адресован спектакль, на котором выросло не одно поколение петербуржцев – «Детский альбом» на музыку П.И. Чайковского в оркестровке Леонида Десятникова по прозе В. Набокова, Л. Толстого, Н. Гарина-Михайловского. В детскую афишу гастролей войдут также экзотичная и стильная, мудрая и тонкая «Сказка о Соловье, Императоре и Смерти» по сказке Х.К. Андерсена, а также современный мюзикл С. Важова «Робинзон Крузо», оригинально трактующий знаменитый роман Д. Дефо.

Предыдущие гастроли театра «Зазеркалье» в Москве (почти двадцать лет назад) прошли с огромным успехом и вызвали восторженные отклики не только у публики, но и среди театральной общественности, у выдающихся деятелей театра.

Созданный в 1987 году режиссером Александром Петровым и дирижером Павлом Бубельниковым (они по сей день стоят во главе «Зазеркалья»), театр сразу занял совершенно особое место на театральной карте города и в культуре Петербурга. Первоклассная музыка и высокая литература здесь протягивают друг другу руки, чтобы, слившись, отворить в зрителе богатство и безграничность его души. Сегодня сюда приходят со своими детьми те, кто когда-то, более двадцати лет назад, начали посещать «Зазеркалье» в самом юном возрасте. О «Зазеркалье» можно смело говорить как о театре, формирующем духовный облик горожан. Но и сам город Санкт-Петербург – неотъемлемая от спектаклей «Зазеркалья» культурная «почва», живой источник образности, который так или иначе одушевляет едва ли не все постановки в «Зазеркалье».

Оперная программа гастролей: «Так поступают все» - 27 и 30 ноября, «Золушка» - 28 ноября и 2 декабря, «Итальянка в Алжире» - 29 ноября.

Челябинцы в Таиланде

Труппа Челябинского театра оперы и балета выступила на Международном фестивале танца и музыки в Таиланде. 148 артистов вышли на сцену самого престижного зала Бангкока – Таиландского культурного центра.

На фестиваль артисты привезли две постановки – оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и «Кармен» Бизе. Последний спектакль уже давно в репертуаре челябинского театра. Но специально для гастролей артистам пришлось выучить партии на французском языке. В главных ролях – приглашённые певцы: солистка красноярского театра Анастасия Лепешинская и Дмитрий Полкопин – ведущий солист Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко.

Стефан Лисснер: Париж, Милан и снова Париж

Крупнейшие оперные театры мира соревнуются не только в творческом плане, но и по части кадровых решений. Совсем недавно мы узнали о новом назначении дирижера Кента Нагано (см. предыдущий выпуск Оперной панорамы) и вот новая сенсационная перестановка.

Генеральный директор и художественный руководитель миланского театра «Ла Скала» Стефан Лисснер в 2015 году возглавит Парижскую национальную оперу, сообщает министерство культуры Франции. Полномочия Лисснера продлятся вплоть до 2021 года.

На этом посту Лисснер сменит Николя Жоэля, который отказался избираться на следующий срок из-за резкого сокращения финансирования Оперы на 2013-2015 годы. Оставшееся время до прихода Лисснера нынешний руководитель будет заниматься формированием репертуара театра.

Стефан Лисснер возглавлял известный парижский театр «Шатле». Под его руководством фестиваль оперы в Экс-ан-Провансе поднялся на новый уровень и занял почетное место среди крупнейших оперных фестивалей Европы. В 2005 году он был назначен на должность директора итальянского театра «Ла Скала», став первым иностранцем, возглавившим его с момента открытия в 1778 году.

Вокальный конкурс Перотти

С 28 сентября по 4 октября в Германии в Юкермюнде проходил II Международный вокальный конкурс имени Джулио Перотти, в котором первое место в своей возрастной группе (певцы в возрасте 18-20 лет) заняла молодая певица из России Ксения Белолипецкая. В конкурсе принимали участие 80 молодых певцов из 16 стран мира. По итогам выступления жюри (певцы, педагоги и музыкальные деятели из Германии, Италии, Польши, России, США) единогласно приняли решение вручить Ксении первую премию, отметив удачные интерпретации произведений, ее яркую внешность, темперамент, музыкальность и выразительность исполнения.

Третье место получил тенор из Уфы Айдар Хайруллин, который восхитил искренностью и прекрасной краской голоса. Ксения и Айдар получили также специальные призы для лучших финалистов – ноты издательства Universal Edition в Вене.

Конкурс имени Джулио Перотти посвящен памяти выдающегося тенора 19 века, выступавшего на известнейших сценах мира, в том числе в Милане, Будапеште, Нью-Йорке, Москве и др.

Скандальная реклама «Дон-Жуана»

Оперу "Дон Жуан" в постановке Английской национальной оперы разрекламировали в Великобритании при помощи билбордов, которые многие назвали неприличными или по меньшей мере двусмысленными, сообщает газета The Evening Standard.

На постерах надпись "Don Giovanni. Coming soon" соседствует с изображением открытой упаковки презервативов: игра слов предполагает замену "премьеры" на "оргазм". Как отмечает издание, руководство театра подверглось критике, а в микроблоге  Twitter разразился скандал, поскольку многие сочли рекламный слоган вульгарным и оскорбительным. Однако, несмотря на недовольство части публики, премьера спектакля в постановке Руфуса Норриса состоится, как и было заявлено, 17 октября в лондонском Колизее.

Английская национальная опера, известная авангардными постановками, уже провоцировала скандал своей версией "Дон Жуана" в 2010 году. Тогда многие сочли некоторые эротические сцены (в том числе группового изнасилования женщины) слишком откровенными. Нынешняя премьера спектакля является новой версией скандальной постановки двухлетней давности.

«Мортье, ты неправ!»

С разницей в один день прозвучали два «Бориса Годунова» на открытии сезона в Екатеринбурге и Мадриде. Об уральской премьере мы уже писали (см. рецензию в предыдущем выпуске журнала), а об очередной продукции мадридского театра, возможно, не стоило бы и говорить, да Жерар Мортье, под чутким художественным руководством которого театр нынче находится, этого не «допустит».

Однако судите сами, в какой «обстановке» разворачивается действие этого «Бориса» (режиссер Й. Симонс из Голландии). Благодаря Дмитрию Ульянову, спевшему в спектакле партию Пимена, мы можем это себе немного представить:

«Удалось отстоять свой "нерушимый" образ, добившись-таки изъятия моего персонажа из сцены в Корчме прямо на предгенеральной репетиции, как до этого, еще будучи на репетициях в этой самой Корчме, удалось отбрыкаться и от iPada c просмотром записей неприличных дам в разноцветных шапках».

Круто – Пимен в корчме! Так и хочется воскликнуть: «Борис… тьфу, Мортье, ты неправ!»

Впрочем, есть одно обстоятельство, которое может все-таки привлечь внимание к этому спектаклю – в нем занято много российских певцов: Александра Кадурина (Федор), Алина Яровая (Ксения), Маргарита Некрасова (мамка Ксении), Юрий Нечаев (Щелкалов), Юлия Герцева (Марина), Евгений Никитин (Рангони), Андрей Попов (Юродивый). Правда две главные роли отданы австрийскому басу Гюнтеру Гройсбёку (Борис) и немецкому тенору Михаэлю Кёнигу (Самозванец). Дирижер Хартмут Хенхен.

По материалам Рунета и пресс-релизам
Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ