Белый жемчуг по чёрному бархату

«Мария Стюарт» Доницетти в Бергамо

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Читатель догадается, что речь пойдет о хорошем спектакле, скользнув взглядом по названию статьи, но, возможно, не догадается, что в красивом выражении сконцентрированы как намек на два цвета, в которые «одета» «Мария Стюарт» в Бергамо, так и ассоциация, на которую наводит пение великой мастерицы Мариэллы Девиа. В сущности, речь пойдет о бельканто и его выдающейся современной представительнице, все остальное является делом второстепенной важности.

За плечами Мариэллы Девиа сорок (!) лет карьеры. Только Паваротти удалось пропеть на сцене почти сорок лет. Мариэлла Девиа, вне сомнения, пропоет еще, но, в отличие от Паваротти, ей не грозит даже малейшая caduta di stile (в приблизительном переводе, утрата приличного стиля поведения). Славная, безупречная карьера таковой и останется. Потому что Мариэлла – пример серьезности, достоинства, вкуса, терпения и постоянства.

1/9

Роль Марии Стюарт – ее роль, хотя можно утверждать, что для партии шотландской королевы в опере Доницетти требуется голос более плотный, чем у Девиа. Она появляется в бергамской постановке в простом белом платье, с собственной короткой прической, в заключительной сцене – без обуви. Минимум грима или нормальный каждодневный грим. Певица из Лигурии не нуждается ни в чем внешнем, в аксессуарах. Ее игра крайне сдержанна. Всего очень мало, и это малое – крайне утонченно и скупо дозировано. Мариэлла Девиа – воплощение бельканто, она создает образ средствами бельканто. Если кто-то забыл, что этот термин по-итальянски означает «прекрасное пение», певица напомнит об этом.

Ее тембр никогда не отличался особенной красотой, и адресовать ему упрек в некоторой сухости естественно. Зато Девиа исключительная мастерица кантилены, звук, столь чистый, столь рафинированный, стелется, лаская уши того, кто ей внимает. Так спела она выходную арию «O nube che lieve». Вот вам черный бархат. Что сказать о ее колоратурной технике? Вот вам белый жемчуг. Огромная по продолжительности партия, Мария Стюарт почти все время на сцене, а в заключительной сцене и в особенно в красивейшей и проникновеннейшей арии «Ah! Se un giorno da queste ritorte», Девиа «выдала» все, на что она способна, а это весь арсенал «прекрасного пения», - поразительное владение дыханием, безупречная интонация, тончайшее филирование звука, превосходный верхний регистр, и все это на службе смысла и эмоциональной наполненности.

Девиа предстала в крайне достойной «оправе», начиная с Хосе Марии Ло Монако в партии Елизаветы. Ее голос не слишком красив, но тепло и темновато окрашен, узнаваем. Его недостатки – терпкость, оборачивающаяся жесткостью, и несвободный верхний регистр. Ло Монако хороша и как актриса, ее Елизавета – гораздо моложе Марии, не слишком уверенная в себе, создала отличный контраст шотландской королеве в интерпретации Девиа.

Тенор Дарио Шмунк в трудной и не слишком выигрышной партии Лестера довольно лихо вышел из положения, имея в распоряжении отнюдь не идеальный и часто звучащий скучновато «инструмент». Как всегда был превосходен Мирко Палацци в роли Тальбота, в то время как не слишком заметен оказался Марцио Джосси в роли Сесила.

Дирижер Себастьяно Ролли также не слишком выделился, неустанно и корректно тактируя (без партитуры на пульте; по этому поводу автору вспомнилось выражение Тосканини: «У хорошего дирижера партитура в голове, а не голова в партитуре»). Хор (подготовленный Фабио Тартари) произвел неизгладимое впечатление проникновенным и полным настоящего драматизма исполнением фрагмента «O truce apparato!» в заключительной сцене оперы.

А что же спектакль (режиссер Федерико Бертолани, сценография Джулио Маньетто, художник по костюмам Мануэль Педретти, по свету Клаудио Шмид)? Как справедливо выразился один итальянский коллега, «не беспокоит». Черный пол. Некая кубическая структура посреди сцены – фантазия дорисует замок, где томися царственная пленница, или зал, где она взойдет на плаху. Сверху структуры – трон Елизаветы. Простота, гармония, любовь в геометрии, два цвета, белый и черный. Минимальная и разумная оправа для бельканто, «прекрасного пения».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мария Стюарт

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ