«Метрополитен-опера находится на краю пропасти»

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
Как так случилось, что самый большой, обеспеченный и возможно самый успешный оперный театр мира близок к тому, что Питер Гелб называет «край пропасти»? Обеспокоенность профсоюзов — это вина Гелба. Алан Гордон, исполнительный директор Американской гильдии музыкантов, одного из самых влиятельных союзов в Мете, представляющий интересы артистов хора и работников художественно-постановочной части, говорит в письме к генеральному менеджеру, что расходы Гелба, «особенно на новые постановки, которые малоинтересны зрителям и на прямые трансляции, которые разобщают зрителей в кинотеатрах», сделали Мет финансово неустойчивым.

Это высказывание Питера Гелба сегодня обсуждают в США. Угроза банкротства в самом большом и богатом оперном театре ярко контрастирует с «успешным сезоном» в Великобритании. Об этом идет речь в статье, опубликованной в газете «The Guardian», перевод который мы предлагаем читателям.

По словам Питера Гелба, генерального менеджера одной из крупнейших оперных кампаний в мире Метрополитен-опера в Нью-Йорке, великий жанр оперы гибнет вместе со своей многочисленной пожилой аудиторией. Знаменитый оперный театр проигрывает сражение сразу по нескольким фронтам и за три года может обанкротиться, говорит Гелб, такой кризис может стать предостережением и для многих других театров.

Затянувшаяся дискуссия с профсоюзами, которые угрожают театру забастовкой, только одна из многих его проблем. Кассовые сборы падают, заполняемость зала снизилась до 80% в завершившемся сезоне, в то время как расходы только увеличиваются: театр недавно потратил 169 000$ на впечатляющее маковое поле для новой постановки оперы Бородина «Князь Игорь».

Идея прямых трансляций в кинотеатрах – новшество, придуманное и восхваляемое Гелбом и заимствованное другими театрами, включая Ковент-Гарден в Лондоне, только развлекает уже имеющуюся, но постепенно редеющую публику, а не привлекает новую, говорит он. «В основном то, чего мы добились, так это увеличили продолжительность жизни любителей оперы. В США 75% аудитории в кинотеатрах старше 65 лет и более. А 30% — старше 75. Это те люди, которые больше не могут ходить в театр Метрополитен в силу своего возраста».

Его прогноз мог бы быть неутешительным, но с его анализом категорически не согласен Алекс Берд, исполнительный директор Королевского театра Ковент-Гарден. «Я не хочу вступать в соревнование с Метом, но это совершенно не соответствует нашей действительности. Опера сейчас на подъеме. Пока любовь, смерть, страсть и отчаяние существуют в нашей жизни, и пока люди хотят слышать великие истории, рассказанные посредством музыки, у оперы прекрасное будущее», — заявил он.

Берд говорит, что постановки распродаются, билеты на сеансы в кинотеатрах разлетаются очень быстро. Он добавил, что состав покупателей билетов в Ковент-Гардене заметно меняется. Он убежден, что показы в кинотеатрах, на которые будут выделяться дополнительные билеты для студентов в следующем сезоне, помогают привлекать новую аудиторию, а также проводить такие инициативы, как амбассадоры театра в университетах и проект «юные друзья», который от ноля человек возрос до тысячи участников за несколько месяцев.

«В первую очередь, мы должны приветствовать молодых любителей оперы, а также не забывать и о пенсионерах», — отметил Берд. «Такая тенденция существует не только в Ковент-Гардене. В Английской национальной опере состоялся успешный сезон, другие оперные театры и фестивали процветают. Если мы заглянем в прошлое, то увидим, что сейчас ставится намного больше постановок для большего количества людей на многочисленных площадках».

Джон Берри, художественный руководитель Английской национальной оперы, тоже не согласен с печальной статистикой: «У нас складывается замечательный сезон, и наша аудитория не умирает, а наоборот молодеет».

Однако, проблемы Мета являются вполне реальными. До конца июля Гелбу необходимо прийти к соглашению с 16 профсоюзами, которые представляют работников театра, и избежать забастовок. Напряженная атмосфера вокруг этих переговоров, возникшая еще до первой официальной встречи 5 мая, вполне может привести к такому результату. Гелб заявил, что он «сомневается, что вопрос разрешится раньше полуночи 31 июля, а все может даже и затянуться».

«Эта очень важная битва, и ее нужно выиграть. Если сейчас мы не сможем создать более жизнеспособную бизнес-модель, то мы станем банкротами в следующие два-три года».

Как так случилось, что самый большой, обеспеченный и возможно самый успешный оперный театр мира близок к тому, что Питер Гелб называет «край пропасти»? Обеспокоенность профсоюзов – это вина Гелба. Алан Гордон, исполнительный директор Американской гильдии музыкантов, одного из самых влиятельных союзов в Мете, представляющий интересы артистов хора и работников художественно-постановочной части, говорит в письме к генеральному менеджеру, что расходы Гелба, «особенно на новые постановки, которые малоинтересны зрителям и на прямые трансляции, которые разобщают зрителей в кинотеатрах», сделали Мет финансово неустойчивым.

Как ни удивительно, но эта позиция противоречит цифрам в отчетности Мета, где видно, что 200 млн $ из 300 млн $ с учетом годовых операционных издержек направляются в профсоюзы вместе с оплатами и пособиями. «Даже если бы я был самым плохим менеджером в мире», — сказал Питер Гелб в интервью изданию «Guardian», — «безусловно, мы должны накапливать сбережения».

Он также подчеркнул, с какой «предельной осторожностью» распределял денежные средства Мета, выделенные на постановки и аргументировал свои затраты в 169 000 $ на маковое поле тем, что оно является прекрасным акцентом в сцене и производит потрясающий эффект во всей постановке.

Музыканты Мета зарабатывают намного больше своих коллег в Великобритании. По словам Гелба, в их контрактах прописано, что им платят, даже когда они не работают. Поступление финансов из других источников тоже снижается. Основная часть денежных средств театра формируется за счет пожертвований, так как фактически американское правительство не оказывает поддержку оперным театрам в своей стране.

Прямые трансляции спектаклей, которые проходят в 2000 кинотеатрах, в 66 странах мира, «на каждом континенте, кроме Антарктики» — самое известное нововведение менеджера Гелба. Этот опыт вдохновил каждый уважающий себя оперный театр на создание подобного проекта. Эти показы, позволяющие людям в режиме реального времени присутствовать на оперном спектакле и создающие возможно новый вид искусства в виде синтеза оперы и кино, едва ли в дальнейшем станут еще более успешными.

Вместо того, чтобы радоваться новой аудитории по всему миру, Питер Гелб заявляет, что трансляции «привлекают в основном любителей оперы со стажем. А значит, в мире есть сотни тысяч, может даже миллионы людей, которые любят оперу. Но их число постепенно уменьшается».

Результаты недавнего исследования дополняют его слова: в отчете, выполненном для Английской гастрольной оперы, видно, что публика на оперных трансляциях в кинотеатрах в основной массе состоит из людей, которые уже знают и любят этот вид искусства. И тот факт, что посещаемость спектаклей Мета составила меньше 80% за прошедший сезон, только подтверждает слова Гелба о том, что «в театре существует потребность в новых зрителях, которые смогли бы заменить постаревшую публику Мета. Не секрет, что посещаемость оперных театров в США падает». Несмотря на миссию Питера Гелба, которая включает в себя обновление постановок театра, установление контакта с молодой аудиторией, изменение отношения людей к оперному жанру, с тех пор как он вступил в должность в 2006 году, все эти планы не привели к существенным изменениям в кассовых сборах. Даже закрытие Нью-Йорк Сити Опера – катастрофа для любителей этого театра, но хорошая возможность для Мета привлечь дополнительных зрителей, – не помогло поднять посещаемость.

Критики спорят о том, что Гелб мог сделать намного больше, чтобы привлечь в Мет новую и молодую публику, которая так необходима театру. Но он видит корень проблемы в другом: «Где в общеобразовательных школах рассказывают об опере? Я не знаю таких, уж точно не в Америке. Я думаю, что такая же ситуация обстоит и в других странах. Из детей выращивают компьютерных гениев, ловко обращающихся с мышкой. Кто их научит любить оперу, которая длится три или четыре часа и поется на иностранном языке? Пока правительство не заинтересованно в музыкальном образовании, мы будем находиться в этой неразрешимой ситуации. Как мы надеемся привлечь новую аудиторию к этому жанру, если мы не знакомим с ним детей или не учим их этому?».

Как преуспевают другие оперные театры:

Венская государственная опера
Касса: заполненность зала - 98,8 %; доход - 33,1 млн евро; 599 724 билетов продано.
Годовые операционные издержки: 109 млн евро.
Правительственный грант: 58,7 млн евро.
Частные пожертвования: 2 млн евро.

Баварская государственная опера
Касса: заполненность зала - 95,2 %; доход - 34,7 млн евро; 539 827 билетов продано.
Годовые операционные издержки: 99,3 млн евро.
Правительственный грант: 61,8 млн евро.
Частные пожертвования: 4,1 млн евро.

Ла Скала
Касса: заполненность зала - 95 %; доход - 32 млн евро; 425 000 билетов продано.
Годовые операционные издержки: 115 млн евро.
Правительственный грант: 43 млн евро.
Частные пожертвования: 34 млн евро.

Королевский театр Ковент-Гарден
Касса: заполненность зала - 95 %; доход – 37,1 млн фунтов.
Годовые операционные издержки: 114,6 млн фунтов.
Правительственный грант: 27,4 млн фунтов.
Частные пожертвования: 24 млн фунтов.

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Оригинал статьи

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ