Удар со знаком плюс

«Дон Карлос» в «Ковент-Гардене»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Не далее как несколько дней назад меня в очередной раз спросили о моей любимой опере, и, как ни удивительно, в этот раз ответ нашелся сразу - «Дон Карлос». И ведь это правда – в «Дон Карлоса» легко влюбиться после первого прослушивания, также легко возвращаться к этой опере снова и снова, всякий раз находя новые глубины и открытия.

В этой опере есть все – политические интриги, мужская дружба, ради которой один жертвует жизнью ради другого, здесь присутствует деликатный любовный треугольник, включающий отца и сына, борьба государства и церкви, женская подлость, сдобренная ревностью, а также бескомпромиссность инквизиции – в полной ее «красе».

Вот эту изумительную драму в комбинации с музыкой Верди под дирижерством несравненного Антонио Паппано и смогли увидеть зрители Королевской оперы, судя по бесконечным аплодисментам зала, испытавшие глубокую благодарность за так великолепно исполненную музыку.

Королевскому оперному театру понадобилось только пять лет, чтобы добиться почти великолепного результата, восстановив «Дон Карлоса» в третий раз (это известная постановка Николаса Хитнера, впервые показанная в «Ковент-Гардене» в 2008 году), и режиссер этого последнего возрождения – Пол Хиггинс.

Почему «почти»? Потому что сценография (Боб Кромли) явно не соответствовала материалу, самой постановке, исполнителям. Она была безликой, неприметной, но это совершенно не раздражало, и разговора бы об этих декорациях не было бы, если бы начало второго акта – перед монастырем – не явило нам нечто. Ничего более убогого мне видеть на этой сцене не приходилось, и непонятно, как Николас Хитнер мог дать согласие на такие декорации. Это были отвратительные пластиковые конструкции «Лего» пронзительно красного цвета, сиденье (это трудно назвать скамьей) с глубоким отверстием, предназначение которого вряд ли сможет объяснить и сам Боб Кроули. К счастью, эта безвкусица не смогла затмить увиденное и услышанное в этот вечер.

Два из семи представлений было отдано на откуп второму составу, и в основном - дебютантам Королевской оперы.

Итальянский тенор Роберто Ароника, поющий впервые Дона Карлоса, однако уже не впервые был задействован Королевской оперой, где он пел Рудольфа в «Богеме» и Альфреда в «Травиате».

Певец обладает великолепным тенором с мощным, но мягким голосом, и это как раз то, что нужно, чтобы изобразить бесконечные страдания своего героя. Превосходное армянское сопрано Лианна Арутюнян на роль благородной Елизаветы подошла как нельзя лучше. Она пела последние четыре спектакля из семи. Ее голос обладает силой и выразительными оттенками, она не боится добавить «красок», когда драма требует этого от нее.

Сильный польский баритон Мариуш Квечень пел очень красиво и ровно, а в четвертом акте свою заключительную арию в момент смерти своего героя Родриго смог провести абсолютно потрясающе, чем и заслужил, пожалуй, самые мощные овации за весь вечер.

Я ловлю себя сейчас на мысли, что овации после арии итальянского баса Ферруччо Фурланетто, который выступил в роли Филиппа Второго, были ничуть не меньше. Фурланетто излучал такие отчаянные звуки человека, оказавшегося в ловушке, что его деспотические замашки тут же были прощены, а безупречно исполненное легато - плач от неразделенной любви и одиночества - трогали до слез. Эта было душераздирающее пение.

Также как запоминающимся оказался дуэт двух басов – Ферруччо Фурланетто и Эрика Халфарсона, исполнившего небольшую, но выразительную роль Великого инквизитора.

Французское меццо-сопрано Беатрис Урья-Монсон, дебютантка на сцене «Ковент-Гардена», достойно исполнила роль принцессы Эболи, ревнивой, мстительной, позже – раскаявшейся, во что верится с трудом: «О, женщины, вам имя – вероломство!».

В тот вечер я была в Опере! Это был один из тех редких и блаженных вечеров в оперном театре, когда благородство зрелого гения Верди было донесено до зрителя адекватными голосами – со всеми их красотами, глубинами, оттенками, силой! Это был тот вечер, в который вдруг - однозначно и четко - понимаешь, какое это счастье и какая огромная привилегия – находиться в этом театре, слушать эту музыку и эти голоса, осознавать свою крошечную причастность к происходящему. Я до сих пор не оправилась от удара.

Автор фото — Catherine Ashmore

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Дон Карлос

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ