Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Планы Большого театра. Полвека Бородиной. «Геликон-опера» справит новоселье в 2014 году. Презентация «Кронштадт-оперы». Конец эры Нагано.

Планы Большого театра

Большой театр России, сменивший директора в конце нынешнего сезона, весь последний месяц, то бишь июль, активно играл спектакли на обеих сценах: в этот раз театральный сезон на главной сцене страны продлился необычайно долго – до конца июля. Серией спектаклей «Кавалер розы» - одного из самых своих удачных спектаклей прошлого сезона – Большой закрыл сезон до сентября, напомнив на своем официальном сайте всем любителям музыкального театра свои планы на будущий сезон 2013-14 годов.

Новый сезон откроется 5 сентября гастролями на Новой сцене гостей из Петербурга: детский музыкальный театр «Зазеркалье» представит шесть спектаклей, в том числе оперы «Золушка», «Волшебная флейта» и «Так поступают все». К сожалению это единственные оперные гастроли на сцене Большого в предстоящем сезоне.

В октябре на Новой сцене театра будет возобновлён «Летучий голландец» - спектакль образца 2004 года в постановке Петера Конвичного. Единственный вагнеровский опус в репертуаре сегодняшнего Большого уже несколько лет отсутствовал в афише и его восстанавливают к юбилею Рихарда Вагнера. К сожалению лишь такой скромный подарок приберег театр к 200-летию байройтского гения: на новую постановку Большой не расщедрился, что вполне вписывается в антивагнерианскую традицию, которая в Большом культивируется все послевоенные годы.

Зато вердиевскому юбилею театр преподнёс несколько подарков. В прошлом сезоне это была премьера «Травиаты» в постановке Франчески Замбелло. В декабре этого года ожидается новая постановка оперы «Дон Карлос» - это произведение отсутствует в репертуаре театра с 1988 года. Премьеру выпустят режиссёр Эдриан Ноубл и дирижёр Василий Синайский. Главные партии споют Андреа Каре, Дмитрий Белосельский, Рафал Шивек, Вероника Джиоева, Гектор Сандоваль, Анна Нечаева, Елена Бочарова, Игорь Головатенко, Эльчин Азизов, Михаил Казаков и Петр Мигунов.

На февраль анонсировано сразу две оперные премьеры. В середине месяца на Новой сцене появится двойчатка «Иоланта» - «Мавра» в постановке режиссёра Ирины Браун и дирижёра Кирилла Карабица. В главных партиях заняты артисты Екатерина Щербаченко, Анна Нечаева, Георгий Васильев, Михаил Казаков, Андрей Жилиховский, Константин Шушаков, Елена Новак, Кристина Мхитарян, Александра Кадурина, Борис Рудак, Евгения Сегенюк, Татьяна Ерастова, Александра Саульская-Шулятьева, Алексей Пашиев.

В конце месяца на основную сцену театра возвращается шедевр Римского-Корсакова «Царская невеста» в знаменитой постановке 1966 года Олега Моралёва и декорациях Фёдора Федоровского. После закрытия исторической сцены на реконструкцию в 2005-м этот спектакль был перенесён на Новую сцену и игрался там до самого последнего времени, являясь одним из самых востребованных в афише и всегда собирающим полный зал. Теперь решено вернуть «Царскую» на основную сцену, чем займётся режиссёр восстановления Юлия Певзнер и дирижёр Василий Синайский. В главных партиях заняты артисты Анна Аглатова, Венера Гимадиева, Оксана Волкова, Светлана Шилова, Эльчин Азизов, Максим Аниськин, Борис Рудак, Сергей Радченко, Петр Мигунов, Алексей Тихомиров, Олег Цыбулько, Ирина Удалова.

В конце сезона на Новой сцене появится шедевр Моцарта «Так поступают все». Его поставит голландский режиссёр Флорис Виссер. В главных партиях заняты артисты Анна Крайникова, Александра Кадурина, Екатерина Морозова, Юлия Мазурова, Алина Яровая, Нина Минасян, Юрий Городецкий, Андрей Жилиховский, Константин Шушаков, Александр Миминошвили, Николай Казанский, Олег Цыбулько.

В течение следующего сезона оперная труппа будет трижды гастролировать – в Петербурге, Вене и Нью-Йорке – везде с отечественным репертуаром (оперы Римского-Корсакова и др.)

Полвека Бородиной

29 июля исполнилось 50 лет выдающейся русской певице Ольге Бородиной. Свой первый юбилей знаменитая меццо-сопрано встретила в полном блеске своего дарования: ее неувядающая вокальная форма впечатляет – как и четверть века назад, когда Бородина стала впервые широко известной, ее голос звучит превосходно – свежо, ярко, чарующе. Певица по-прежнему выступает на самых престижных сценах мира в своём коронном репертуаре. К сожалению лишь в одном театре мира – из числа значительных мировых сцен – Бородина до сих пор не выступала: в московском Большом театре. О знаменательных творческих вехах артистки нашим читателям напомнит Оперный словарь Е. Цодокова.

«Геликон-опера» справит новоселье в 2014 году

Реконструированное здание «Геликон-оперы» откроют в начале 2014 года. Об этом сообщается на сайте департамента строительства Москвы. Ранее глава столичного департамента культуры Сергей Капков говорил, что театр Дмитрия Бертмана отремонтируют уже в 2012-м.

В департаменте строительства сообщили о том, как усовершенствована сцена «Геликон-оперы». Планшет сцены оснастили подъемно-опускными платформами, которые могут синхронно подниматься и опускаться на глазах у зрителя. Это позволит быстро менять декорации или поднимать исполнителей с нижнего уровня на сцену.

«В системе освещения сцены применены самые современные светодиодные прожектора с плавным синтезом цвета, позволяющие получить уникальные оттенки цветовой палитры. При разработке системы звукоусиления акцент сделан на возможности использования живых оперных голосов в естественной акустике зала» — говорится в заявлении департамента.

В «Геликон-опере» не только реставрируют существующее трехэтажное здание с подвалом и техническим этажом, но и строят новое, также трехэтажное, с двумя подземными уровнями.

Реконструкция здания оперы на Большой Никитской началась в 2007 году. Ремонт сопровождался многократными скандалами. Так, движение «Архнадзор» протестовало против уничтожения исторического облика усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских, в которой размещался театр Дмитрия Бертмана. Работы замедлялись и из-за жалоб градозащитников, и из-за смены подрядчика строительства. Осенью 2012 года худрук оперы Бертман обещал даже сыграть концерт в котловане недостроенного здания, чтобы привлечь внимание к затянувшейся реконструкции.

Открытие 24-го театрального сезона в театре состоится 4 сентября. В связи с решением вопросов переезда и даты открытия исторической сцены в настоящее время театром анонсируется репертуар до конца 2013 года. В поддержку идеи Департамента культуры города Москвы с 10 января 2014 года все вечерние спектакли на сцене театра по четвергам будут начинаться в 20.00.

«Геликон-опера» открывает сезон 4 сентября премьерой оперы Дж. Верди «Бал-маскарад». Режиссёр-постановщик – Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель постановки – Владимир Понькин. Сценография и костюмы - Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой. Хореограф-поставщик – Эдвальд Смирнов. Хормейстер-постановщик – Евгений Ильин. Премьера оперы Верди «Бал-маскарад» откроет фестиваль «WAGNER/VERDI», посвященный юбилеям двух великих оперных композиторов – Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди, который будет проходить в «Геликоне» с 4 сентября по 27 октября 2013 года и завершится гала-концертом на сцене Светлановского зала Международного дома музыки.

В ночь на 15 сентября после последнего премьерного представления «Бала-маскарада» почти 150 артистов театра отправятся в г. Бангкок (Таиланд), где на крупнейшем XV Международном фестивале танца и музыки представят «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Севильского цирюльника» Дж. Россини и большой симфонический концерт, а так же примут участие в концерте знаменитых «10 теноров» из Австралии.

11 ноября на сцене театра “Новая опера» будет показан спектакль «Московских окон негасимый свет…» посвященный 100-летию Т. Н. Хренникова - совместный проект Департамента культуры города Москвы, «Геликона» и «Новой оперы».

Со 2 по 8 марта – Бейрут, где на ежегодном фестивале «Аль-Бустан» театр представит оперу И. Стравинского «Соловей», «Мнимую садовницу» В. А. Моцарта и концерт хоровой музыки П. И. Чайковского.

Презентация «Кронштадт-Оперы»

3 августа 2013 года в Кронштадте прошел концерт, посвященный памяти Галины Вишневской. Великая русская оперная певица, мировая звезда Галина Павловна Вишневская провела детство в Кронштадте. Концерт в ее честь стал предвестником ежегодного Международного музыкального фестиваля «Кронштадт-Опера», который впервые состоится в 2014 году.

Выступление известных исполнителей, солистов Мариинского и Большого театров, прошел в Петровском парке на берегу Финского залива. Прозвучали произведения русской и зарубежной оперной классики. Исполнители: Даниэла Скиллачи (Италия), сопрано; Евгений Наговицын (Большой театр, Россия), тенор; Алина Шакирова (Центр оперного пения им. Г. Вишневской, Россия), меццо-сопрано; Альдо Капуто (Италия), тенор; Борис Пинхасович (Михайловский театр, Россия), баритон, а также Оркестр Государственного Эрмитажа (Россия), дирижер Фабио Мастранжело (Россия-Италия).

Целью создания нового международного музыкального фестиваля в Кронштадте стало стремление организаторов укрепить и развить новые течения современной культуры вне привычного пространства культурной столицы. Это поиск нетрадиционных путей выхода «за черту» всемирно известных архитектурных стилей и общепринятых музыкальных течений, которые веками развивались в Петербурге. Фестиваль развивает мировой опыт мероприятий под открытым небом, в том числе аналогичного фестиваля в Брегенце, расположенном на Боденском озере на границе со Швейцарией, где сцена с оригинальными масштабными декорациями устанавливается непосредственно на воде где выступление органично включено в природный пейзаж суши и моря. Открытая площадка позволяет совмещать классику с актуальным искусством. Фестиваль предполагает показы оперных спектаклей в июне и балетных постановок в июле, совмещенных с выставками и перфомансами.

Благодаря своей богатой истории город-крепость Кронштадт станет одной из самых интересных открытых площадок. Его когда-то неприступные форты, живописные каналы и грандиозный морской собор способны сегодня придать фестивалю поистине неповторимую атмосферу и сделать это место привлекательным для множества посетителей и туристов.

Конец эры Нагано

Эра Кента Нагано в Баварской государственной опере завершилась вечером 31 июля представлением оперы Рихарда Вагнера "Парсифаль". Когда прозвучали звуки последних аккордов и Нагано опустил дирижерскую палочку, переполненный зал тут же утонул в бурных аплодисментах, которые не смолкали более десяти минут.

На протяжении семи лет Нагано занимал должность музыкального руководителя Баварской государственной оперы прославленный американский дирижер. О решении покинуть ее в 2013 году фаворит публики объявил три года назад, после размолвки с генеральным директором Николаусом Бахлером.

Впрочем, уезжать из Германии Кент Нагано не собирается. С 2015 года он будет музыкальным руководителем Гамбургского государственного оперного театра.

А его преемником в Мюнхене становится известный российский дирижер Кирилл Петренко, в очередной раз покоривший публику и музыкальных критиков во время представления новой постановки "Кольца нибелунга" на нынешнем Байройтском фестивале.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ