Очередной шедевр оперного фестиваля Aix-en-Provence – реконструкция, или, скорее, повторная мировая премьера оперы «Елены» венецианского композитора, ученика и последователя Клаудио Монтеверди, Франческо Кавалли. Написанная и поставленная в 1659 году для первого в мире публичного театра «Сан-Кассиано» (возник в 1637 году в Венеции), посвящённая открытию Венецианского же карнавала, опера содержала множество «спецэффектов» и даже провоцировала немного скандальности – главную роль прекрасной Елены исполняла знаменитая венецианская куртизанка Лючьетта Гамба. Танец с медведями (не сохранилось информации о том, были ли это живые звери или только маски), запутанная интрига, остроумные технические изощрения декораций и, конечно, искусство кастратов были предназначены для привлечения публики (театр должен окупаться).
Однако опера не стала пустым нагромождением эффектов, Кавалли смог изящно и не нарушая единой линии оперы, включить в неё всё требуемое для развлечения публики и создать партитуру редкой красоты и свежести, приближающуюся к стилю Монтеверди (например, дуэты Елены и Менелая из третьего акта вызывают прямую ассоциацию с дуэтом Поппеи и Нерона из финала «Коронации Поппеи», при этом без намёка на копирование или использование сходного тематического материала). «Елена» - также один из первых примеров комической оперы. Драма и комедия в ней тесно переплетены, но комедия всё-таки берёт вверх. Эта опера Кавалли - пример барочной оперы, ещё живой и не приобретшей черт соревновательной гонки за виртуозностью «серьёзных» опер (opera-seria) конца 17 – 18 веков (А. Скарлатти, А. Вивальди, Н. Пиччини, Н. Порпора и др). По сути, её можно отнести к жанру оперы-семисериа (opera semiseria – итал., полусерьёзная опера), хотя она и создана до появления этого термина.
Так или иначе, поразителен тот факт, что после своей постановки в 1659 году в «Сан-Кассиано», эта восхитительная музыка была забыта и это литературоведу Жану-Франсуа Латтарико (специалисту по итальянской литературе и по итальянским оперным либретто), дирижёру Гарсии Аларкону, постановщику Жану-Иву Руфу и, разумеется, фестивалю Экс-ан-Прованс мир обязан первому за 350 лет исполнению шедевра. По словам Гарсии Аларкона (интервью с которым приводится в буклете к спектаклю), всему виной отсутствие интереса издателей к персоне Кавалли: «Если бы Кавалли это (публикация произведений – М. К.) удалось, он бы был столь же известен, что и Монтеверди».
Для постановки оперы фестивалем Экса был предоставлен маленький, совсем молодой (начало 2000-х) театр «Для игры в мяч» (Théatre Jeu de poumme), расположенный в историческом центре города. Современный и уютный, хорошо и со вкусом оформленный, весь красно-золочёный и стилизованно-старинный, он прекрасно подошёл для камерного состава барочной оперы. Гигантскую работу пришлось провести всем членам «команды Елены», поскольку не так просто создавать с нуля оперу, не имея под рукой музыкальных записей (это сложнее, чем работать с творениями современных композиторов, так как в их случае есть хотя бы полная напечатанная партитура и чаще всего – живой автор). К началу работы над «Еленой», Гарсия Аларкон и Жан-Ив Руф располагали лишь тремя документами – манускриптом партитуры (переписанной женой Ф. Кавалли), полным либретто, изданным к первой постановке в декабре 1659 года и приложением к либретто, изданным позже. По инициативе Аларкона было организовано издание клавира для певцов в современном изложении, инструменталистов же он оставил играть по копиям рукописных версий, в старинных ключах (так как, по словам дирижёра, «даже простая дистанция между нотами, оставляемая переписчиком может пролить свет на замысел автора», тем более, что переписчик современник исполнения, да ещё и не посторонний автору человек).
По концепции постановщика Ж.-И. Руфа, основа оперы – желание, вернее его сила, не роковая любовь эпохи романтиков, но страсть и любовное влечение, делающее людей игрушками и марионетками. Исходя из этого, основная декорация представляет собой подобие арены, окружённой деревянными ширмами (те, что напротив зрителя – раздвижные, что позволяет быстро варьировать пространство), где страсти играют с персонажами, а зрители наблюдают этот спектакль. Всё в том же буклете режиссёр говорит о своей ассоциации с ареной для боя быков. Только в данном случае всё обходится без насилия, даже наоборот, красно-коричневые тёплые тона дают всей постановке свою теплоту и интимность. Лишь один раз декорации меняются – когда перед зрителем возникает что-то вроде леса из вишнёво-красных нитей, свисающих с потолка, прозрачного и невесомого, и в то же время осязаемо присутствующего, «вкусного» для глаза, леса, в котором блуждают певцы (вполне психологическая иллюстрация запутавшихся в себе, в своих желания и интригах персонажей).
Для либретто Николо Минато по сценарию Джованни Фаустини взято начало истории о прекрасной Елене, до её похищения Парисом и Троянской войны. Здесь Елену из отцовского дворца похищает Тезей, вместе с Менелаем (запутанность барочных сюжетов!), который, переодевшись в женское платье, под видом рабыни-амазонки Элизы проникает к Елене и, естественно тут же влюбляется. В результате сложных перипетий Менелай, открывшись, завоёвывает любовь Елены, а Тезей возвращается к своей брошенной невесте Ипполите. Действие осложняется тем, что все встречаемые Еленой и «Элизой» мужские персонажи (шут Иро, Перифий, друг Тезея, Тиндарей, отец Елены и др.) влюбляются либо в Елену, либо в «Элизу». Однако к финалу третьего акта счастливый конец всё-таки достигается (счастливый финал – отличительная черта многих барочных, особенно венецианских опер). Трём актам интриг предшествует пролог, где разыгрывается знаменитый миф о золотом яблоке – причине раздора и Троянской войны, а в данном случае, сложности сюжета последующей оперы.
Возможно, сложность воплощения «Елены» ещё и в том, что для неё требуются три контратенора, из которых один – сопранист (Менелай), виртуозная партия, рассчитанная на исполнение певцом-кастратом, чья тесситура поднимается порой выше партии Елены! Сегодня для исполнения этой роли был найден Валер Барна-Сабадус, блестяще справившийся с задачей. Елена, она же Афродита в прологе, исполнена Эмокой Барат – хорошее светлое барочное сопрано, а Тезей – Фернандо Гимараэсом – не менее хорошим барочным тенором. Из остальных, второстепенных ролей блестящ буфонный тенор Эмилиано Гонсалес Торо, исполняющий шута Иро. В целом вокальный состав ровный и очень-очень на высоте. Практически каждый певец, кроме Елены, Тезея и Менелая исполняет несколько ролей (ещё одна характерная деталь барочной венецианской оперы).
Действие помещено во вневременье, костюмы вызывают мысли о конце эпохи Ренессанса, начале эпохи барокко, но конкретики нет (об этом, как о желаемом эффекте говорит и сам Жан-Ив Руф в буклете к спектаклю).
Оркестр, вернее ансамбль «Cappella Mediterranea» («Капелла Средиземноморья»), виртуозен, исполнение и постановка вызывают восхищение и оставляют впечатление глубочайшего профессионализма и продуманности.
Опера «Елена», как и опера «Электра», также фигурирующая в программе фестиваля, своей тематикой рифмуются с титулом европейской столицы Марселя, расположенного неподалёку (Марсель – Средиземноморье – Аттика – Греция): практически все города, фестивали и менее крупные культурные события отдают ему дань уважения в этом году.
Фото: Pascal Victor / ArtComArt