Записки из Экс-ан-Прованса. Часть 2: «Елена»

Записки из Экс-ан-Прованса. Часть 2: «Елена»
Оперный обозреватель

Очередной шедевр оперного фестиваля Aix-en-Provence – реконструкция, или, скорее, повторная мировая премьера оперы «Елены» венецианского композитора, ученика и последователя Клаудио Монтеверди, Франческо Кавалли. Написанная и поставленная в 1659 году для первого в мире публичного театра «Сан-Кассиано» (возник в 1637 году в Венеции), посвящённая открытию Венецианского же карнавала, опера содержала множество «спецэффектов» и даже провоцировала немного скандальности – главную роль прекрасной Елены исполняла знаменитая венецианская куртизанка Лючьетта Гамба. Танец с медведями (не сохранилось информации о том, были ли это живые звери или только маски), запутанная интрига, остроумные технические изощрения декораций и, конечно, искусство кастратов были предназначены для привлечения публики (театр должен окупаться).

1/4

Однако опера не стала пустым нагромождением эффектов, Кавалли смог изящно и не нарушая единой линии оперы, включить в неё всё требуемое для развлечения публики и создать партитуру редкой красоты и свежести, приближающуюся к стилю Монтеверди (например, дуэты Елены и Менелая из третьего акта вызывают прямую ассоциацию с дуэтом Поппеи и Нерона из финала «Коронации Поппеи», при этом без намёка на копирование или использование сходного тематического материала). «Елена» - также один из первых примеров комической оперы. Драма и комедия в ней тесно переплетены, но комедия всё-таки берёт вверх. Эта опера Кавалли - пример барочной оперы, ещё живой и не приобретшей черт соревновательной гонки за виртуозностью «серьёзных» опер (opera-seria) конца 17 – 18 веков (А. Скарлатти, А. Вивальди, Н. Пиччини, Н. Порпора и др). По сути, её можно отнести к жанру оперы-семисериа (opera semiseria – итал., полусерьёзная опера), хотя она и создана до появления этого термина.

Так или иначе, поразителен тот факт, что после своей постановки в 1659 году в «Сан-Кассиано», эта восхитительная музыка была забыта и это литературоведу Жану-Франсуа Латтарико (специалисту по итальянской литературе и по итальянским оперным либретто), дирижёру Гарсии Аларкону, постановщику Жану-Иву Руфу и, разумеется, фестивалю Экс-ан-Прованс мир обязан первому за 350 лет исполнению шедевра. По словам Гарсии Аларкона (интервью с которым приводится в буклете к спектаклю), всему виной отсутствие интереса издателей к персоне Кавалли: «Если бы Кавалли это (публикация произведений – М. К.) удалось, он бы был столь же известен, что и Монтеверди».

Для постановки оперы фестивалем Экса был предоставлен маленький, совсем молодой (начало 2000-х) театр «Для игры в мяч» (Théatre Jeu de poumme), расположенный в историческом центре города. Современный и уютный, хорошо и со вкусом оформленный, весь красно-золочёный и стилизованно-старинный, он прекрасно подошёл для камерного состава барочной оперы. Гигантскую работу пришлось провести всем членам «команды Елены», поскольку не так просто создавать с нуля оперу, не имея под рукой музыкальных записей (это сложнее, чем работать с творениями современных композиторов, так как в их случае есть хотя бы полная напечатанная партитура и чаще всего – живой автор). К началу работы над «Еленой», Гарсия Аларкон и Жан-Ив Руф располагали лишь тремя документами – манускриптом партитуры (переписанной женой Ф. Кавалли), полным либретто, изданным к первой постановке в декабре 1659 года и приложением к либретто, изданным позже. По инициативе Аларкона было организовано издание клавира для певцов в современном изложении, инструменталистов же он оставил играть по копиям рукописных версий, в старинных ключах (так как, по словам дирижёра, «даже простая дистанция между нотами, оставляемая переписчиком может пролить свет на замысел автора», тем более, что переписчик современник исполнения, да ещё и не посторонний автору человек).

По концепции постановщика Ж.-И. Руфа, основа оперы – желание, вернее его сила, не роковая любовь эпохи романтиков, но страсть и любовное влечение, делающее людей игрушками и марионетками. Исходя из этого, основная декорация представляет собой подобие арены, окружённой деревянными ширмами (те, что напротив зрителя – раздвижные, что позволяет быстро варьировать пространство), где страсти играют с персонажами, а зрители наблюдают этот спектакль. Всё в том же буклете режиссёр говорит о своей ассоциации с ареной для боя быков. Только в данном случае всё обходится без насилия, даже наоборот, красно-коричневые тёплые тона дают всей постановке свою теплоту и интимность. Лишь один раз декорации меняются – когда перед зрителем возникает что-то вроде леса из вишнёво-красных нитей, свисающих с потолка, прозрачного и невесомого, и в то же время осязаемо присутствующего, «вкусного» для глаза, леса, в котором блуждают певцы (вполне психологическая иллюстрация запутавшихся в себе, в своих желания и интригах персонажей).

Для либретто Николо Минато по сценарию Джованни Фаустини взято начало истории о прекрасной Елене, до её похищения Парисом и Троянской войны. Здесь Елену из отцовского дворца похищает Тезей, вместе с Менелаем (запутанность барочных сюжетов!), который, переодевшись в женское платье, под видом рабыни-амазонки Элизы проникает к Елене и, естественно тут же влюбляется. В результате сложных перипетий Менелай, открывшись, завоёвывает любовь Елены, а Тезей возвращается к своей брошенной невесте Ипполите. Действие осложняется тем, что все встречаемые Еленой и «Элизой» мужские персонажи (шут Иро, Перифий, друг Тезея, Тиндарей, отец Елены и др.) влюбляются либо в Елену, либо в «Элизу». Однако к финалу третьего акта счастливый конец всё-таки достигается (счастливый финал – отличительная черта многих барочных, особенно венецианских опер). Трём актам интриг предшествует пролог, где разыгрывается знаменитый миф о золотом яблоке – причине раздора и Троянской войны, а в данном случае, сложности сюжета последующей оперы.

Возможно, сложность воплощения «Елены» ещё и в том, что для неё требуются три контратенора, из которых один – сопранист (Менелай), виртуозная партия, рассчитанная на исполнение певцом-кастратом, чья тесситура поднимается порой выше партии Елены! Сегодня для исполнения этой роли был найден Валер Барна-Сабадус, блестяще справившийся с задачей. Елена, она же Афродита в прологе, исполнена Эмокой Барат – хорошее светлое барочное сопрано, а Тезей – Фернандо Гимараэсом – не менее хорошим барочным тенором. Из остальных, второстепенных ролей блестящ буфонный тенор Эмилиано Гонсалес Торо, исполняющий шута Иро. В целом вокальный состав ровный и очень-очень на высоте. Практически каждый певец, кроме Елены, Тезея и Менелая исполняет несколько ролей (ещё одна характерная деталь барочной венецианской оперы).

Действие помещено во вневременье, костюмы вызывают мысли о конце эпохи Ренессанса, начале эпохи барокко, но конкретики нет (об этом, как о желаемом эффекте говорит и сам Жан-Ив Руф в буклете к спектаклю).

Оркестр, вернее ансамбль «Cappella Mediterranea» («Капелла Средиземноморья»), виртуозен, исполнение и постановка вызывают восхищение и оставляют впечатление глубочайшего профессионализма и продуманности.

Опера «Елена», как и опера «Электра», также фигурирующая в программе фестиваля, своей тематикой рифмуются с титулом европейской столицы Марселя, расположенного неподалёку (Марсель – Средиземноморье – Аттика – Греция): практически все города, фестивали и менее крупные культурные события отдают ему дань уважения в этом году.

Фото: Pascal Victor / ArtComArt

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Франческо Кавалли

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ