Дебюсси — созерцание и чувство

«Пеллеас и Мелизанда» в Опера Комик

«Пеллеас и Мелизанда» в Опера Комик
Оперный обозреватель

С 17-го по 25-е февраля оперу Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» дают в том самом зале Фавар парижской Комической оперы, в котором она впервые увидела свет 30-го апреля 1903 года.

Сто одиннадцать лет спустя эта опера звучит всё так же свежо и новаторски.

Все стилистические поиски и творческие чаяния парижских художников поколения начала 20-го века воплотились в произведении, которое возникло и благодаря энтузиазму Альбера Карре - французского актёра, режиссёра, драматурга и либреттиста, дважды возглавлявшего Комическую Оперу: с 1898 по 1913 и с 1918 по 1925.

1/3

Карре старался дать возможность творчески реализоваться максимальному количеству молодых композиторов, испробовать все возможные новаторские направления своего времени.

Период его первого директорствования считается «Золотым веком» Комической оперы, поскольку там ежегодно ставилось в среднем десять совершенно новых опер французских композиторов.

Но, пожалуй, самой запоминающейся и, в то же время скандальной, оказалась постановка «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси.

Сюжет либретто можно изложить одной фразой: двойное убийство на почве ревности.

Голо убивает своего младшего брата Пеллеаса из ревности к своей беременной жене Мелизанде. А Мелизанда, потерявшая сознание при виде убийства, рожает в бессознательном состоянии дочь и умирает то ли родами, то ли от горя.

Как можно написать оперу на такой сюжет? Можно было бы работать в итальянской традиции, но на тот момент итальянских опер на подобные сюжеты уже было написано огромное количество. Нужен был принципиально новый подход.

Вся суть сложности и новаторства этого произведения связана с текстом франкоязычного фламандского драматурга-символиста Мориса Метерлинка и соотношением текста и музыки.

В отличие от диалогов в итальянских оперных либретто, герои Метерлинка вообще не говорят ни о каких страстях. Все диалоги происходят, как сейчас принято говорить «ни о чём».

Персонажи обсуждают, чей свет отразился в водной ряби - луны или далёкого маяка. Свет ли восходящего или заходящего солнца отражается в море.

Литературный и музыкальный языки этой оперы выдержаны в эстетике импрессионизма: игре света и теней в природе и ощущений, которые испытывает человек от созерцания этого.

Страсти прорываются только в двух сценах: ревность Голо, заставляющего своего маленького сына подглядывать за Пеллеасом и Мелизандой, которые в этот момент... любуются на свет огня в камине и признание главных героев в любви за секунду до убийства.

Всё остальное время музыка отражает импрессионистские картины и озвучивает зарождающиеся, развивающиеся и достигающие своего апогея чувства и страсти.

В вокальных партиях нет ни арий, ни ансамблей, ни речитативов в их классическом понимании, а только сквозной омузыкаленный диалог.

«Забудьте о том, как вы пели раньше» потребовал от певцов Дебюсси в работе над постановкой.

Для вокалистов партии в этой опере исключительно сложны именно по этой причине. После «Пеллеаса и Мелизанды» следующей ступенью усложнения вокального языка стал уже, пожалуй, «Воццек» Берга.

Премьера нынешней постановки состоялась в 2010 году.

Декорации и костюмы решены в минималистском стиле. Кроме овальной платформы с то возникающим то исчезающим маяком и инвалидной коляски короля, на сцене нет никаких других предметов. Одеты певцы в стиле кэжуал. Главным оказывается пение, актёрская игра и сценическое движение.

Театральный режиссёр Стефан Брауншвейг создал очень пластичное, изобретательное и выразительное действо, благо места на сцене было предостаточно.

Партию Мелизанды исполнила красавица сопрано Kарен Вурш, решившая посвятить себя оперному пению после защиты кандидатской диссертации по физике. Наличие интеллекта в исполнении этой сложнейшей партии играет решающую роль. Карен феноменальная певица и актриса, в чей арсенал входит наравне с классическими, огромное количество партий в операх современных композиторов от Кайи Саариахо до Петера Этвёша. Для этого требуется абсолютнейший слух, идеально точная интонация, интеллект, творческое любопытство и открытость новым экспериментам.

Не менее интересен исполнитель партии Голо, баритон – бас Лоран Альваро. Он тоже не прост. Прежде, чем выбрать для себя оперное пение, он получил широкое музыкальное образование в качестве пианиста, фаготиста, гамбиста, композитора и симфонического дирижёра. Вот такой обширный профессиональный багаж потребовался от исполнителя оперы Дебюсси. Изумительный глубокий тембр, душераздирающая актёрская игра, мастерская пластика: Лоран Альваро произвёл сильнейшее впечатление.

Партию Пеллеаса исполнил квебекский баритон Филипп Аддис. Так же как и Вурш, он наравне с классическим репертуаром поёт много современной музыки и не боится экспериментировать с партиями, предусмотренными для других голосов. Например, недавно он исполнил в Монреале партию Вертера в редко исполняемой баритоновой версии. Всё было гармонично и безупречно в его исполнении и вокал и актёрская игра и пластика тела.

Очень удачны были бас Жером Варнье в партии Аркеля, меццо-сопрано Сильви Брюне-Группозо в партии Женевьевы, сопрано Дима Баваб в роли мальчика Иньольда и бас-баритон Люк Бертен-Юго в партиях Доктора и Пастуха.

Изумительному хору Акчентюс к сожалению негде было развернуться, кроме крошечной песенки спетой с галёрки.

Удивительно удачно подобранный состав.

Оркестр Елисейских Полей под управлением Луи Лангрэ показал всю тонкость оттенков и богатство красок импрессионистского симфонического языка Дебюсси, который французские музыканты так естественно и глубоко понимают и умеют исполнять. Особенно многочисленные симфонические картины без пения при закрытом занавесе звучали завораживающе.

У французов стоит поучиться искусству исполнения Дебюсси.

Автор фото — E. Carecchio

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Опера комик

Театры и фестивали

Клод Дебюсси

Персоналии

Пеллеас и Мелизанда

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ