«Манон» Массне в Мет — про пение, лаконично и ясно

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
Диану Дамрау по праву можно считать самой смелой певицей в Мете. В то время как другие звезды стараются спеть новые партии в нескольких театрах прежде, чем выступить с ними в Нью-Йорке, то у Дамрау последние два дебюта прошли именно здесь – это Виолетта в «Травиате» и Амина в «Сомнамбуле». Что касается оперы Массне, то она давно не обращалась к этой противоречивой героине, со времен ее дебюта с этой ролью в Вене пять лет назад. В некотором смысле, Манон – не самая подходящая партия для такого типа сопрано. Хотя голос Дамрау с годами стал более крепким и насыщенным, все же в среднем и нижнем регистрах ему не хватает той полноты звучания, которая требуется для партитуры Массне.

Эта «Манон» в Метрополитен-опера не премьерная. Привлекла она наше внимание своим составом – Диана Дамрау и Витторио Григоло. Это имена у всех на слуху. Мы предлагаем читателям сразу две рецензии на этот спектакль. Написанные лаконично, они не распыляют наше внимание, а дают представление о самом главном в оперном жанре – искусстве пения, которым одарили солисты публику.

«Манон» снова в Нью-Йорке

Автор: Захари Вульф

Когда она вошла в просторную и мрачную церковь Сен Сюльпис, ее охватила дрожь. Манон поет: «Как здесь мрачно, уныло, как веет холодом от стен...».

В понедельник 9 марта в театре Метрополитен-опера холод совсем не ощущался. Скорее атмосфера еще больше накалялась каждый раз, когда Диана Дамрау и Витторио Григоло появлялись вместе на сцене, исполняя главные партии в возобновленной постановке оперы «Манон».

Диану Дамрау по праву можно считать самой смелой певицей в Мете. В то время как другие звезды стараются спеть новые партии в нескольких театрах прежде, чем выступить с ними в Нью-Йорке, то у Дамрау последние два дебюта прошли именно здесь – это Виолетта в «Травиате» и Амина в «Сомнамбуле». Что касается оперы Массне, то она давно не обращалась к этой противоречивой героине, со времен ее дебюта с этой ролью в Вене пять лет назад.

В некотором смысле, Манон – не самая подходящая партия для такого типа сопрано. Хотя голос Дамрау с годами стал более крепким и насыщенным, все же в среднем и нижнем регистрах ему не хватает той полноты звучания, которая требуется для партитуры Массне.

Но также как это было с героинями опер Верди и Беллини, на сцене она проживает жизнь Манон во всех ее проявлениях. Дамрау не могла бы, наверное, справится со своей задачей лучше – она детально прорисовывает стремительный путь ее персонажа от невинной первой сцены до трагического финала. Скромное и нежное звучание ее голоса в начале оперы постепенно, по мере взросления Манон, сменяется на более решительное и объемное. В напряженном последнем акте в ее пении слышно отчаяние на грани истерики, но звук при этом ни на секунду не теряет свою позицию.

Григоло, наверное, самый разрекламированный тенор современности, ворвался на международную оперную сцену с партией страдающего любовника Де Грие в популярной постановке «Манон» режиссера Лорана Пелли 2010 года в Лондоне. После нескольких разочаровывающих выступлений в Нью-Йорке за прошедшие годы, в этот раз он уверенно демонстрирует публике Мета – почему возник весь этот ажиотаж вокруг его персоны. В январе этого года в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» его исполнение было энергичным, но в то же время сдержанным, а в «Манон» оно стало ярче: он обладает сочным богатым тембром, заряжает публику своей энергией, будь то нежная ария «En fermant les yeux» (так называемые «Грёзы Де Грие» – прим. ред.) или страстное исполнение «Ah! Fuyez, douce image».

Спектакль с учетом двух антрактов длится четыре часа. Но дирижер Эммануэль Вийом придает партитуре движение и оживленность даже в моменты размышлений героев или во время исполнения самых трогательных пассажей, поэтому воспринимается она очень легко. При этом оркестр в полном мере передает чувственный лиризм, свойственный перу французского композитора.

Что касается артистов второго плана, бас-баритон Николя Тесте убедительно исполнил партию отца Де Грие, поразив зрителей своим мягким и богатым звуком. Тенор Кристоф Мортань замечательно вжился в образ распутного и мстительного Гильо де Морфонтена, а баритон Рассел Браун интересно сыграл на сцене деятельного Леско, кузена Манон.

Для оперы, которую я долгое время склонен был недооценивать, постановка с этим составом стала для меня своего рода открытием. Это самая яркая и волнующая трактовка «Манон» в Мете за многие годы, которая задала высокую планку для других спектаклей этой весны.

Оригинал статьи

Волнующая «Манон» на сцене Метрополитен-опера

Автор: Эрик С. Симпсон

Мелодичная опера Массне «Манон» не относится к числу тех произведений, от которых обязательно ожидаешь испытать какое-то волнение, напряжение или тревогу. В Метрополитен-опера спектакль с участием дуэта Дианы Дамрау и Витторио Григоло от первого до последнего звука держал зрителей в напряжении, став одним из самых ярких вечеров нынешнего сезона.

Дамрау сложно назвать исполнительницей, о которой подумаешь в первую очередь как об идеальной кандидатуре на роль Манон. Однако, она является одной из лучших в мире сопрано, и возможность услышать ее в совершенно ином для ее типа голоса репертуаре, позволяет нам, во всяком случае, оценить эту знаменитую партию под другим углом. Присущая ее тембру острота звучания привнесла молодую энергию и задор в игривый гавот в третьем акте. В этом номере, как и на протяжении всей оперы, она получала удовольствие от игры на сцене, от любого изменения в динамике, от каждого пассажа в этой партитуре.

Выступление Дамрау отличало не только обаяние и шарм – в нежных сценах с Де Грие, как например, в знаковом дуэте «N’est-ce plus ma main» в финале третьего акта, она пела еле слышно, трепетным шепотом, так как слова ее героини предназначались только ему одному. Дамрау как будто приглашала зрителей вместе с ней разделить самые интимные, самые трогательные моменты этой истории, которыми славятся оперы Массне: неудивительно, что мы знаем этого французского композитора, прежде всего, за его дуэты, нежели за ансамблевые номера.

В отличие от немецкой исполнительницы, проникновенно-интимное звучание не входит в число главных достоинств пения Витторио Григоло. Кажется, будто он всегда поет только в одном режиме турбо и часто превращает свои «романы» на сцене в «Шоу Витторио Григоло». Например, сцене знакомства с Манон он вдруг начал столь активно таскать ее по всей сцене, что хотелось встряхнуть артиста и напомнить, что впереди у него еще четыре акта.

Всё же, безудержная энергия Григоло идеально подошла для создания образа Де Грие, одержимого своей Манон. Итальянский тенор обладает большим голосом и яркой индивидуальностью. Та сила и самоотдача, с которой он звучал, казались почти невероятными, и, при этом, качество этого звучания было на высоте – интенсивное и мощное выступление. А вот нюансировка была довольно однообразна – почти весь спектакль он пел не тише forte (а редкие попытки спеть на piano не всегда удавались), но в целом его выступление было интересным.

Весь вечер Дамрау и Григоло заряжали друга друга сильными эмоциями, между их персонажами безусловно была «химия», которой проникся весь зал. Начиная со сцены знакомства главных героев, каждый дуэт сопровождался бурными овациями. Даже в последнем акте, где по большому счету не очень много эффектных запоминающихся моментов, выступление то и дело прерывали громкие аплодисменты. Трагический финал, в котором происходит примирение и печальное расставание героев, получился очень трогательным и завораживающим.

Безусловно, своя доля успеха принадлежит и дирижеру Эммануэлю Вийому, который поддерживал «горячую» атмосферу на протяжении всего спектакля. Оркестр под управлением Вийома великолепно сопровождал исполнителей своим богатым, красивым звучанием.

Постановка Лорана Пелли 2012 года – небезупречна. Некоторые идеи выглядят чересчур заумными: декорации в первом акте, представляющие собой дома на улице в отдалении, выполнены хорошо, но возникает вопрос, почему они должны выглядеть так, будто сделаны из обычного картона.

Тем не менее, режиссер очень эффективно использовал пространство на сцене, хорошо продумав моменты внезапного появления или ухода артистов хора (которые как всегда были великолепны). Возможно, постановка не заслуживает наивысших похвал, но свою главную задачу она выполняет – «Манон» - простая человеческая история, и Пелли в своей работе нигде не препятствует ее развитию.

Кристоф Мортань создал запоминающийся образ Гильо, распутного старого арендатора, придав ему некоторую долю комичности. Исполнение Рассела Брауна поначалу выглядело сомнительным, но потом он исправился и продемонстрировал свой темный тембр в партии Леско. Николя Тесте, выступающий на сцене Мета всего лишь во второй раз, впечатлил зрителей своим густым голосом в роли Графа де Грие; его внезапное появление в игорном доме произвело столь же пугающий эффект, как появление Командора в «Дон Жуане».

Оригинал статьи

Перевод с английского Дарьи Денисовой

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

Манон

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ