Королевская опера: более двухсот «Богем», полторы сотни «Травиат»…

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Джозеф Каллейя как Рудольф и Анна Нетребко как Мими — что может быть лучше! Анна – была несомненной звездой вечера. Она играет естественно и просто, ее соло были великолепными – она безупречна в верхних нотах и интригующе сильна в среднем регистре. Она умело формирует звук, предлагая хрупкость, взволнованность, тревогу, не нарушая ритма исполнения. Конечно, эти артисты не впервые поют вместе, и эта слаженность чувствуется, прекрасно ощущается в игре двух звезд, им комфортно вместе, в последние трагические минуты Джозеф прощается не с героиней, так прощаются с очень близким человеком.

В «Ковент-Гардене» сыграли последний спектакль «Богемы» Пуччини в легендарной постановке Джона Копли, властвовавшей в Королевской опере более сорока лет, возвращавшейся на сцену двадцать шесть раз. Более двухсот аншлаговых спектаклей! Тысячи зрителей!

Каждый великий тенор и сопрано последних четырех десятилетий отметились здесь либо как нищий поэт Рудольф, либо как его обреченная на смерть от чахотки многострадальная Мими – Паваротти и Доминго, Каррерас и Аланья, Френи и Те Канава, Котрубас и Георгиу. И вот теперь – еще один звездный состав: Анна Нетребко и Джозеф Каллейя.

Забегая вперед скажу, что все мои усилия стоили того, чтобы услышать Анну Нетребко вживую: славный праздник вокала – состоялся, хотя… Но об этом чуть позже, после «Травиаты».

Виолетта соперничает на сцене Ковент-Гардена с Мими. В нынешнем театральном сезоне это уже двенадцатое возрождение классической и популярной постановки «Травиаты» Ричарда Эйра, премьера которой состоялась в 1994 году. Как и в предыдущие годы – шестнадцать спектаклей поделят между собой два состава. Начавшись в мае, опера будет идти до начала июля.

В «Травиате», которую мне только что довелось услышать, задействованы в главных ролях латышское сопрано Марина Ребека, украинский тенор Дмитрий Попов и Джордже Петян - баритон из Румынии. И поскольку обе постановки – почтенного возраста, и мы не по одному разу писали о них, остановимся только на исполнении.

Марина Ребека дебютировала в роли Виолетты еще в 2010 году, Она делит эту роль с болгарской сопрано Соней Йочевой, к нее в общей сложности десять своих представлений, однако она уже взяла на себя и первый спектакль болгарской сопрано, не вышедшей на сцену по болезни.

Латвийская певица впечатляет, ее отличает отличная техника, она была достаточно убедительной во втором акте – в сценах с Альфредом Жермоном, страстна в финальной сцене. Тем не менее, в целом, ее интерпретации Виолетты не хватило эмоциональности, мягкости и целостной продуманности образа. Не знаю, сказалась ли усталость Ребеки – я была на восьмом спектакле, а она выходила на сцену каждые три дня, – но в тот вечер, казалось, в верхних нотах скользила резкость, режущая слух.

Как никакая другая оперная героиня, Виолетта дает возможность актрисе раскрыть все возможности ее певческого таланта, показать всю прелесть, все оттенки голоса, удивить техникой исполнения. Но эта также большая партия, продолжительное пение, и попросту – тяжелая работа. Зритель был благодарен, и самые громкие аплодисменты достались именно ей, Виолетте в исполнении Марины!

Мне понравился тенор – украинский певец Дмитро Попов. Альфред в его интерпретации – типичный молодой отпрыск из богатой семьи, хорошо воспитанный, прекрасно одетый, положительный во всех отношениях. Но ему трудно противостоять напористости и даже агрессии своего отца. Однако, как радикально герой изменился после путешествия по Европе – он полон решимости и веры в счастье, но – увы – поздно! Дмитрий впервые дебютировал в Королевской опере в 2011 году в роли Ивана Лыкова в «Царской невесте», а в следующем сезоне пел Рудольфа в «Богеме».

К сожалению, ничто не может затмить в моей памяти картинку, где Дмитрий Хворостовский блистал как Жермон. Песочного цвета удлиненное пальто с воротником – нынче было то же самое. Но образ, созданный Петяном, малосимпатичен. Пение – правильное, но не запоминающееся.

Нельзя сказать, что постановка Эйра и декорации «Травиаты» устарели, нет, постановка по-прежнему эффектна, но спектаклю, на которой мне удалось попасть, не хватило целостности, не было ощущения взаимодействия всех и вся, и в какой-то степени ощущался недостаток эмоциональности, подъема. То же самое относится и к игре оркестра под управлением Марка Минковского. Была пара моментов, когда музыканты раскрылись, и музыка зазвучала иначе, но потом произошел спад, после чего неровность исполнения особенно стала заметна.

И в заключение – возвращаюсь к «Богеме». Героиня одного из моих интервью, Елена Панкратова, сказала мне однажды, что постановки рождаются, взрослеют, стареют, как люди. И хотя я обожаю эту постановку Джона Копли, видела ее четыре или пять раз, я понимаю – ее время прошло. Ей пора освободить место для новых интерпретаций, и лучше это сделать тогда, когда она по-прежнему собирает полные залы. Кстати, новая версия Ричарда Джонса уже находится в стадии производства. А «Богема» Копли, как образец антиквариата, займет, как я понимаю, достойное место в каталоге лучших мировых постановок. Ведь аншлаги были не только в театрах, но и в лондонских кинотеатрах, когда этот спектакль транслировали вживую.

Джозеф Каллейя как Рудольф и Анна Нетребко как Мими — что может быть лучше! Анна – была несомненной звездой вечера. Она играет естественно и просто, ее соло были великолепными – она безупречна в верхних нотах и интригующе сильна в среднем регистре. Она умело формирует звук, предлагая хрупкость, взволнованность, тревогу, не нарушая ритма исполнения. Конечно, эти артисты не впервые поют вместе, и эта слаженность чувствуется, прекрасно ощущается в игре двух звезд, им комфортно вместе, в последние трагические минуты Джозеф прощается не с героиней, так прощаются с очень близким человеком.

Беззаботно артистический Рудольф выглядит вокально расслабленным, полностью, однако, оставаясь в образе. Его голос тембрально экспансивен, он чувствует себя совершенно комфортно в среднем регистре, точен - в верхнем диапазоне.

Сцены в кафе Момю сияют ярко, как никогда, благодаря дебютантке Дженнифер Роули (Мюзета), великолепно вжившейся в роль, она - непосредственна на сцене, ее полное округлое сопрано покоряет.

Однако после второго перерыва – что было полной неожиданностью – что-то произошло на сцене: то ли этот антракт замедлил темп спектакля, то ли стала ощущаться какая-то общая усталость, то ли еще какие-то нюансы, о которых мы не знаем, но последний акт в этот вечер прозвучал менее выразительно, менее эмоционально. Несмотря на присутствие таких звезд, зрителю не оставили времени для долгих аплодисментов – занавес опустился практически сразу. Но и аудитория тут же разошлась. Я же сказала себе, что лучшая моя «Богема» прозвучала в Ковент-Гардене, увы, – не сегодня!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Анна Нетребко

Персоналии

Богема, Травиата

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ