Ещё раз «Ариадна»

«Ариадна на Наксосе» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Здесь и сегодня была сыграна Опера — с такой огромной силой, страстностью, с такими открытыми все поглощающими эмоциями, перед которыми зрителю было не устоять. Зритель пал! Зритель был взвинчен! Зал захлебнулся аплодисментами, когда оркестр играл. Невероятно! Непростительно! И великолепно.

Как удивительно: я видела эту оперу всего год назад, но запомнила только одно – как если бы я побывала на мастер-классе, где прима и ее коллеги, показавшие безукоризненную технику, виртуозно владея колоратурой, безупречно исполнив монологи – вот так надо! - лишь отработали свой показательный урок.

И вот «Ариадна» сегодня – уже четвертое возрождение все той же постановки Кристофа Лоя от 2002 года. Главные роли исполнили все те же певцы, а именно - финское сопрано Карита Маттила как Примадонна, канадское сопрано Джейн Арчибальд как Цербинетта и румынское меццо-сопрано Руксандра Донозе как Композитор. Но «Ариадна» вернулась, доставив зрителю невероятное театральное удовольствие. В этот раз оперу забыть было невозможно!

Эта «Ариадна» напомнила мне, почему и ради чего я влюбилась в оперу: пение, игра, даже постановка, все это оказалось в этот раз настолько великолепным, возвышенным, настолько эмоциональным, чувственным, проникновенным, что зрители в ночь премьеры – позор нам! – стали аплодировать, хотя в зале еще звучали последние звуки оркетра.

И вот это очарование играется в нынешнем сезоне всего только три спектакля, вместо привычных шести-девяти!

«Ариадна на Наксосе» — это всего два акта — два момента разных спектаклей. Первый акт- предисловие. Здесь в обширном подвале богатого мецената, чьи гости уже собираются наверху на ужин, а затем на оперу (для возвышенных душой) или примитивное шоу (кому не дано понять высоких материй), актеры и композитор оперы обсуждают детали. Но им даже в самом страшном сне не надо предугадать, какая блажь уже пришла в голову их покровителю. А он повелел: вместо того, чтобы давать оба представления один за другим, их нужно соединить.

И во втором акте они «сошлись», вода и пламень! И вся ирония, весь юмор, наличие которого абсолютно не было замечено ранее, заискрились, заиграли в этот раз, всплыли на поверхность, превратив этот высоко образцовый «урок» великолепного вокала еще и в зажигательную комедию (постановщик возрожденной версии – Юлия Бурбах). Ей удалось – в этот раз – соединить и психологическое богатство текста, и юмор, и пение воедино, проявив как детали, так и общую целостность оперы. Этот спектакль – единое действо, первого нет без второго и наоборот. И вечный спор на тему возвышенного и низменного искусства продолжается.

Уж на что, а на визуальную память я пожаловаться не могу. Я запоминаю картинки, и они навсегда складываются в моей памяти в какой-то ненужный файл. Зато потом, оказавшись в этом месте, память услужливо подсказывает – ты точно уже была здесь. Или ты точно видела это. Но в первый раз я не запомнила второго акта вообще!

Я уже сказала - как и в прошлый раз здесь занят превосходный состав. Карита Маттила дает полную комическую картинку своей роли, ее голосу сложнее нынче достичь высоких нот, но она по-прежнему величественна.

У американца Роберта Дина Смита в роли Тенора и Вакха, может быть, не самое захватывающее присутствие на сцене, но безупречный твердый вокал.

Джейн Арчибальд весела, игрива, как и положено ветреной Цербинетте, она внесла много личностных характеристик в свою роль и мастерски исполнила свои сложные арии. Руксандра Донозе незабываема в роли страстного Композитора.

Во второстепенных ролях хотелось бы отметить Томаса Аллена как Учителя музыки, Николая Борщева – Арлекина, Норберта Эрнста – Учителя танцев, София Фомину – Наяду.

Музыкальный руководитель Уэльской Национальной Оперы Лотар Кёнигс дебютировал в Ковент-Гардене, и вместе со своим оркестром они представили - с веселой беззаботностью, с серьезной и вдумчивой эмоциональной глубиной - лучшую и незабываемую версию возвышенной прекрасной музыки Штрауса.

Здесь и сегодня была сыграна Опера — с такой огромной силой, страстностью, с такими открытыми все поглощающими эмоциями, перед которыми зрителю было не устоять. Зритель пал! Зритель был взвинчен! Зал захлебнулся аплодисментами, когда оркестр играл. Невероятно! Непростительно! И великолепно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Ариадна на Наксосе

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ