Настоящий праздник

«Вольный стрелок» в Берлинской Штаатсопер

«Вольный стрелок» в Берлинской Штаатсопер
Оперный обозреватель
Интересно, что известная в нашей стране как «Волшебный стрелок» (что на самом деле более соответствует смыслу легенды), эта опера исполняется в России исключительно редко, а широкому кругу отечественных любителей оперы более-менее знакома лишь увертюра. В Германии же ставят ее часто, и почти в каждом оперном доме. Но, проблема в том, что «Вольный стрелок» требует нетривиального вокала, причем не от одного-двух солистов, а от всего ансамбля. В недавней серии спектаклей в Штаатсопере была предпринята попытка подбора подходящих солистов. Попытка эта, по моему мнению, была довольно удачной.

В Берлинской Штаатопер в мае прошла серия спектаклей «Вольного стрелка» Вебера. Эта постановка 2015 года предстала перед публикой в частично обновленном составе, что и привлекло внимание нашего автора Анатолия Руднева.

1/3

«Вольный стрелок» К.-М. фон Вебера. Любите ли вы эту оперу так, как я люблю ее, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом?.. Если любите, тo обязательно должны были бы присутствовать на одном из четырех спектаклей блока или на всех спектаклях, как это сделал я в Штаатсопере Берлина.

Сам опус занимает особое место не только в немецкой, но и в мировой музыке. Это с одной стороны – первая немецкая национальная опера, предтеча "вагнерианства", с другой – произведение, давшее толчок оперному ренессансу ХIX века... Не секрет, что во многих операх присутствуют музыкальные ассоциативные связи с "Вольным стрелком" К сожалению, увертюра и "Сцена с венком" немного опошлены в Германии частым исполнением полупрофессиональными музыкантами на различных местных праздниках, так же как в свое время "Полет Валькирии" сигналами вызова мобильных телефонов.

Говоря о Вебере, хочется также вспомнить две другие его великие оперы «Оберон» и «Эврианту», которые практически забыты, исполняются очень редко, находясь в тени «Вольного стрелка».

Интересно, что известная в нашей стране как «Волшебный стрелок» (что на самом деле более соответствует смыслу легенды), эта опера исполняется в России исключительно редко, а широкому кругу отечественных любителей оперы более-менее знакома лишь увертюра. В Германии же ставят ее часто, и почти в каждом оперном доме. Но, проблема в том, что «Вольный стрелок» требует нетривиального вокала, причем не от одного-двух солистов, а от всего ансамбля. В недавней серии спектаклей в Штаатсопере была предпринята попытка подбора подходящих солистов. Попытка эта, по моему мнению, была довольно удачной.

Итак, вокал... Исполнитель партии Макса, австрийский тенор Андреас Шагер, известный уже московской, питерской и новосибирской публике, – обладатель сильного и светлого по тембру голоса с идеальной кантиленой и выразительнейшей фразировкой. Он с легкостью перекрывал оркестр, а в дуэтах и ансамблях иногда и партнеров (что, конечно не есть хорошо), временами казалось, что это не Макс, а настоящий Зигфрид. Первое представление я слушал из первого ряда партера, все последующие – на балконе, где звучание было оптимальным. Шагер был идеален в верхнем и среднем регистре, чуть глуховат в нижнем. Его звукоизвлечение необыкновенно легкое, даже когда он поет форте – впечатление что он поет на мецца воче.

Партия Макса, в отличие от той же партии Зигфрида имеет два полюса - лирический и героический (даже в речитативе-арии «Nein, länger trage...Durch die Wälder»). Начинается она с героическим надрывом, a la Зигфрид, в середине включается лирическая компонента, возвращаясь в финале к героике. Надо признать – на первых трех спектаклях лиризма не всегда хватало, но на последнем, четвертом, он проявился сполна!

Доротея Рёшман (Агата) – в последнее время эталонная моцартовская Графиня и Донна Эльвира. Удивительная техника проекции эмоций в вокал, что очень важно в партии Агаты. И, конечно, ее филигранное владение динамическим mezzо piano с сохранением всех качеств опертого смешанного звукообразования. Справедливости ради отмечу, что подвижность ее голоса уже не та, что была 10 лет назад, и, тем не менее, это лучшая Агата, которую я слышал за последнее время. К слову, Рёшман была удостоена титула "Berliner Kammersängerin" (сенат Берлина единогласно утвердил представление Штаатсоперы).

Замечательно проявила себя молодая хорватская певица Эвелин Новак (Энхен), которая уже четвертый сезон входит в берлинскую труппу. Обладательница звонкого и подвижного лирического сопрано, она вокально и актерски справилась с партией на отлично, технически звучала безупречно, местами пафос сопровождался иронией, как например в арии "Ungeheuer! Mit Augen wie Feuer!"...

Немного разочаровал исполнитель партии Каспара – Тобиас Шабель. Партия – непростая, идеальный исполнитель должен обладать "темным", густым и глубоким басом, и голос должен быть очень "подвижным". Ну и само собой брутальность и демонический окрас. Ни того, ни другого, ни третьего у Шабеля нет, арию "Scweig, schweig! Damit dich niemand warnt" он спел бесцветно и плоско. Правда, куплеты "Hier im irdischen Jammertal..." были исполнены неплохо, хотя и без "огонька".

Исполнители вторых ролей вполне достойны: Тимоти Шарп (Килиан), легендарный бас Виктор фон Халем (Куно), Роман Трекель (Оттокар), Ян Мартиник (Отшельник-Эремит). Прекрасно был исполненa сцена с подвенечным венком, безупречно слаженными голосами (Верена Аллерц, Катарина Больдинг, Регина Эмерслебен-Мотц, Констанция Лёве и Клаудиа Тух).

Оркестр под управлением молодого британского дирижера, выпускника Оксфорда, Александра Содди звучал отточенно и сбалансировано, темпы – адекватные, но чуть более медленные, чем это принято. Очень порадовало звучание медных, особенно в увертюре. Минимальное субъективное замечание по оркестру – в Wolfsschluchtszene я бы добавил динамики и темпа. В остальном – практически идеально. Хор был динамически разнообразен, пел слаженно, что чрезвычайно важно для "Вольного стрелка", где у него доминирующая роль – действие в опере развивается от хоровой сцены к хоровой сцене.

Теперь негативные впечатления. Опера была представлена в сокращенном варианте, практически все речитативы были купированы. Таким образом, логика повествования нарушилась, рассказ Куно «Probeschütz», диалоги Макса и Каспара, монологи Замиэля, "обсуждение венка" - все это отсутствовало. Люди, которые впервые слушали оперу, не понимали смысла.

Замиэль – собственно, черный охотник - представлен полукомическим персонажем, издающим странные звуки и выплясывающим на сцене. Хотя по либретто он – представитель потусторонних сил и произносит довольно серьезные монологи, которые в данной постановке опять-таки полностью отсутствуют.

Сам по себе спектакль (режиссер Михаэль Тальхаймер) – довольно статичный и мною воспринимался как своеобразное концертное исполнение. На всем протяжении оперы главным сценическим атрибутом (сценограф Олаф Альтман) – было гигантское дуло ружья, на самом деле сильно напоминающее "туннель времени" из «Кольца нибелунга» в ставшей уже классической постановке Гётца Фридриха.

Лично для меня - "Вольный стрелок" такого высокого музыкального уровня, несмотря на некоторые оговорки, – праздник. Таким образом, за прошедшую неделю праздник состоялся четыре раза, что, согласитесь, бывает нечасто... Также я открыл для себя новое имя – Эвелин Новак, не сомневаюсь, что у певицы большое будущее.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Вольный стрелок

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ