Этот гениальный композитор, не написавший ни одной оперы, тем не менее, практически, всю свою жизнь работал оперным дирижером, а позднее и театральным руководителем. Вынужденный постоянно бороться с нуждой, он встал на этот путь рано. И добился здесь замечательных результатов, которые даже некоторое время заслоняли его достижения на ниве сочинительства. Разумеется, время расставило все по своим местам, воздав должное Малеру-композитору. Однако его деятельность в опере навсегда осталась ярчайшей страницей в истории музыкального театра. Именно о ней мы и хотим рассказать "устами" самого маэстро и его современников, оставивших потомкам многочисленные свидетельства и воспоминания. Но сначала коротко об основных вехах жизненного пути Малера-дирижера.
После окончания консерватории в Вене (1878) и двухгодичной учебы в университете молодой двадцатилетний музыкант оказался перед выбором: либо влачить жалкое существование в австрийской столице, перебиваясь уроками и другими случайными заработками, либо отправиться в провинцию, где представилась возможность получить ангажемент в небольшом оперном театре, что давало какую-то материальную стабильность. Он не хотел зависеть от большой семьи, более того, довольно рано стал помогать своим многочисленным братьям и сестрам.
Так или иначе, но в 1880 году в маленьком Бад-Холле Малер начинает свою карьеру оперного дирижера. Об этом крайне неудачном сезоне, когда наряду с работой капельмейстера, Густаву приходилось выполнять чуть ли не обязанности разнорабочего, он не любил вспоминать. В 1881 году Малер получает свой первый мало-мальски серьезный ангажемент в Лайбахе (ныне Любляна). После двух сезонов в театре этого города и кратковременного пребывания в должности капельмейстера в Ольмюце (ныне чешский Оломоуц), Малер в 1883 году становится вторым дирижером оперного театра в Касселе. Среди произведений, которые ему пришлось исполнять здесь, были "Вольный стрелок" Вебера, "Оружейник" и "Царь и плотник" Лорцинга, "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Роберт-дьявол" Мейербера.
Важным этапом для композитора становится его деятельность в Немецком театре Праги, где он работал в 1885-86 гг., дебютировав оперой "Водовоз" Керубини. Здесь он вплотную сталкивается с вагнеровским репертуаром, который активно пропагандировал директор театра Анжело Нойман (оставивший свои воспоминания о приходе Малера в театр). Кстати, именно немецкая труппа Ноймана позднее впервые представила полный цикл "Кольца нибелунга" русскому слушателю в 1889 году. Наряду с сочинениями Вагнера ("Золото Рейна", "Валькирия", "Нюрнбергские мейстерзингеры"), в репертуаре Малера были такие шедевры, как "Дон Жуан" Моцарта, "Фиделио" Бетховена".
Надо сказать, что еще до поступления в театр Ноймана, не будучи уверенным в успехе (см. ниже письмо Малера А.Нойману), Густав заключил контракт на сезон 1886/87 года с лейпцигским Городским театром, где должен был стать 2-м дирижером (1-м был знаменитый Артур Никиш). После того, как в Праге дела у него пошли прекрасно, Малер попытался было освободиться от своих обязательств в Лейпциге, но из этого ничего не вышло. Он писал по этому поводу своему другу Ф.Лёру: "Здесь у меня дела идут очень хорошо, и я, так сказать, играю первую скрипку, а Лейпциге у меня будет ревнивый и могущественный соперник. Поэтому я пустил в ход все пружины, чтобы освободиться оттуда, но, к сожалению, мои попытки остались бесплодными..."
Лейпцигский период творчества Малера (1886-88 гг.), тем не менее, оказался также весьма плодотворным. Так случилось, что как раз в это время А.Никиш надолго заболел, и Малеру пришлось, по сути, выполнять обязанности 1-го дирижера. Здесь он впервые исполнил "Зигфрида". Но, возможно, наиболее важным свершением этого периода явилось завершение неоконченной оперы К.М.фон Вебера "Три Пинто". В Лейпциге Малер познакомился с внуком Вебера, который и предложил ему по наброскам деда подготовить оперу к премьере. Представление веберовского сочинения прошло превосходно и вызвало большой резонанс.
Несмотря на ряд значительных успехов в карьере оперного дирижера, положение Малера нельзя было назвать прочным. В одном из писем музыковеду М.Штейницеру он сетовал: "Никаких перспектив получить новый ангажемент не предвидится, и, признаюсь Вам откровенно, меня это очень беспокоит".
Однако судьба вдруг повернулась к Густаву лицом. Спустя короткое время последовало неожиданное предложение из Будапешта занять должность руководителя Королевской оперы. В это время там директорствовал сын Ф.Эркеля Александр. Он был больным человеком и мало занимался делами театра, находившегося в кризисе. Ему срочно искали замену. Кандидатура преемника возникла неожиданно. Так уж распорядился случай, но сыграла роль рекомендация известного виолончелиста Д.Поппера. И Малер безо всяких интриг и протекций был назначен в 1888 году на этот ответственный пост.
За исключением совершенно уникальных условий десятилетнего контракта с весьма значительным денежным содержанием, пребывание в венгерской столице было для маэстро трудным. У него оказалось много противников, к тому же здесь царил местечковый национализм. С Малера было взято обязательство выучить венгерский язык, которое он так и не выполнил. Однако ему удалось другое - добиться качественного исполнения ряда опер на венгерском языке. Среди них "Золото Рейна", "Валькирия", "Дон Жуан". Поставил он также и знаковую для венгров оперу Ф.Эркеля "Банк Бан".
Атмосфера в Будапеште не способствовала, к сожалению, возможности применения всех талантов маэстро. К тому же ушел в отставку один из высших чинов местной администрации Франц фон Беницки, единственный покровитель Малера, принимавший в свое время решение о его назначении. И как только представилась возможность получить другое место, композитор не преминул ею воспользоваться. Он провел тайные переговоры с директором Гамбургского оперного театра Бернгардом Поллини (одно время руководившим Итальянской оперой в Петербурге и Москве) и, заручившись контрактом на шесть лет, решил уйти из Королевской оперы. Надо отдать должное маэстро. Весьма далекий от всяческого рода политических интриг, здесь он умело воспользовался активным нежеланием властей "терпеть" далее его на посту директора оперы, но скованных обязательством по десятилетнему контракту. И Малер сам "освобождает" чиновников от их обязательств, соглашаясь добровольно уйти из театра при условии выплаты значительной неустойки. Предложение было с готовностью принято, и он покинул Венгрию.
Шестилетнее пребывание в Гамбурге на посту 1-го дирижера ознаменовалось для Малера рядом выдающихся свершений. Так, уже летом 1892 года он с труппой гамбургской оперы триумфально гастролирует в Лондоне, исполнив полный цикл "Кольца", "Фиделио" и ряд других опер. Именно в Гамбурге происходит "встреча" композитора с русской оперой, которую он уже успел оценить ранее, прослушав в свое время в Праге "Руслана". В 1892 году на гамбургской сцене появляется "Евгений Онегин". Хорошо известны знаменитые слова Чайковского, посетившего город в связи с предстоящей премьерой его сочинения. В одном из писем великий русский композитор, пораженный мастерством Малера, восклицает: "Здесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный ...> Вчера я слышал под его управлением удивительнейшее исполнение "Тангейзера". Кроме "Онегина" в Гамбурге были также поставлены "Иоланта" и "Демон" Рубинштейна. Репертуар Малера-дирижера значительно расширяется. Он пристально следит за новыми процессами в оперном мире. В театре звучат "Сельская честь" и "Друг Фриц" Масканьи, ставится ранняя опера Пуччини "Виллисы" и последний шедевр Верди "Фальстаф". Особо ценил и любил исполнять Малер также "Кармен" (см. об этом во 2-й части нашей публикации). Разумеется, важнейшее место продолжают занимать сочинения Вебера, Бетховена, Вагнера.
В 1895 году в театре появляется молодая певица Анна Мильденбург (впоследствии Бар-Мильденбург). Малер сумел разглядеть в ней замечательный талант и много сделал для его развития (позднее в 1898 году он пригласил ее в Венскую оперу). Между ними возникли сердечные отношения, артистка стала даже невестой композитора. Впоследствии, однако, эти отношения не нашли продолжения.
Во время пребывания в Гамбурге происходит еще одна знаменательная встреча. С 1894 года в театре начинает свою деятельность Бруно Вальтер, до этого короткое время работавший в Кёльне. Между двумя дирижерами завязывается творческая дружба, не прошедшая бесследно для карьеры последнего. В 1901 году Малер приглашает Вальтера в Вену, где тот успешно работает до 1912 года.
Трудный характер Малера, его чрезмерная требовательность, бескомпромиссность, отсутствие светского "лоска" всегда рано или поздно приводили дирижера к конфликту с власть предержащими. Вот и тут, в Гамбурге, над маэстро стали постепенно сгущаться тучи. Он это ощущал и предпринял попытку использовать все свои связи и возросшую славу композитора для очередной перемены судьбы. Малер стремился в Вену, город своей музыкальной юности, музыкальную столицу мира, готов был даже отказаться от своей религии и обратиться в католичество, ибо знал антисемитские настроения австрийской столицы. И ему удалось, в конце концов, получить приглашение на должность главного дирижера Венской оперы. Он чувствовал, что ему там будет нелегко. В частности, в Венской опере уже много лет работал знаменитый Ганс Рихтер. Малер понимал, что тот будет его соперником, но ничто не могло его остановить. В мае 1897 года он становится 1-м дирижером оперы. Его первое появление за дирижерским пультом 11 мая в "Лоэнгрине" вылилось в триумф. А уже 8 октября его назначают директором Придворной оперы.
Десятилетие творческой деятельности Малера в Вене хорошо известно. Малеру удалось поднять театр не прежде недосягаемую высоту. Здесь во всем своем величии развернулся талант Малера не только как дирижера, но и как оперного режиссера. А после прихода в театр в 1903 году знаменитого художника и сценографа Альфреда Роллера*, выдающегося представителя венского "Сецессиона"**, можно было говорить уже о подлинной революции в синтетическом оперном искусстве.
Созданные в соавторстве с художником постановки - "Тристан и Изольда" (1903) и "Фиделио" (1904); цикл моцартовских шедевров, приуроченных к 150-летию со дня рождения зальцбургского гения, среди которых "Дон Жуан" (1905), "Похищение из сераля", "Волшебная флейта" и "Свальба Фигаро" (все в 1906); вагнеровская "Валькирия" и "Ифигения в Авлиде" Глюка (обе в 1907), а также ряд других, навсегда войдут в историю оперного искусства. Современники поражались небывалому ранее единству музыкального, драматургического, цветового и светового решения спектаклей, хотя и не всегда понимали и принимали новаторство новых постановок. Особенности нового стиля Малера-Роллера хорошо описывает Э.Секкерсон, автор одной из монографий о Малере:
"Художественным принципом, которого придерживался Роллер, было создание "пространства, а не картин". Используя яркое взаимодействие символики света и условных и отвлеченных сценических форм, обращенное к достижению заново открытой простоты, он рассчитывал зажечь зрителей, пробудить их фантазию, не ставя целью что-либо навязывать им".
Далее автор книги приводит фрагмент одной из рецензий тех лет, где в довольно ироничных тонах описывается выдержанная в принципах "визуальной абстрактности" постановка "Тристана и Изольды":
"Тем, кому не удалось попасть в театр, но интересно было бы узнать о спектакле, на который все билеты были распроданы, мы можем выдать секрет: первый акт был выдержан в желто-коричневых, второй - в розовато-лиловых, а третий - в болезненно-бледных тонах. Поклонники "Сецессиона" будут довольны, увидев, как Тристан и Изольда блуждают среди странных импрессионистичных пейзажей".
Наряду с Б.Вальтером, которого, как уже указывалось выше, дирижер пригласил в Вену, именно в малеровский период раскрылось дарование ряда блестящих певцов, которые также начали выступать в Вене по приглашению маэстро. Среди них Лео Слезак и Зельма Курц.
В Вене ярко проявился не только художественный, но и организационный талант Малера. Он своей жесткой рукой начал "наводить порядок" в театре - приструнил "клаку", запретил вход в зрительный зал во время действия. Многие из его "мероприятий" вызвали крайнее неудовольствие вельмож, о них было доложено императору, который, надо отдать ему должное, не стал вмешиваться в эти дрязги.
Мы сейчас не станем подробнее останавливаться на этом этапе малеровской карьеры, ибо ниже опубликуем ряд высказываний самого маэстро и его современников об этом периоде.
Наступил 1907 год. Десять лет - это слишком много для Малера на одном месте. Надвигался кризис. Но в этот раз он был вызван не только околотеатральными интригами. Малер устал от администрирования и театра. Да и сама театральная деятельность становилась все более и более коммерческой. Слишком много сил приходилось отдавать этому. Это шло в разрез с творческими устремлениями уже ставшего знаменитым композитора.
Вот его слова в одном из газетных интервью: "Приходится давать спектакли каждый день. Это значит, что директор должен решить, согласен ли он поступиться всеми своими высшими художественными целями и заклеймить руководимый им театр печатью коммерческого предприятия. Я сложил с себя должность, когда нашел, что она несовместима с моею совестью художника. Может быть и другие обстоятельства сыграли свою роль, ускорив мое решение".
Последней новой постановкой Малера в Вене стала "Мадам Баттерфляй". В последний раз он встал за пульт 15 октября 1907 года, продирижировав своей любимой оперой "Фиделио".
9 декабря композитор покинул Вену и направился в Америку. Он получил приглашение в нью-йоркский "Метрополитен". Проводить великого маэстро на вокзал пришло более двухсот человек...
Малер возлагал на Америку большие надежды. Ему казалось, что в этой энергичной стране он найдет понимание своим помыслам и надеждам. Правда, от руководства театром он решительно отказался, согласившись только на роль дирижера. 1 января 1908 года Малер дебютировал в Метрополитен-опера, исполнив "Тристана и Изольду" (в заглавных ролях Г.Кнот и О.Фремстад). 23 января он дирижирует "Дон Жуаном". В этом спектакле собрался звездный состав: Дон Жуан - А.Скотти, Донна Анна - Э.Имс, Донна Эльвира - И.Гадски, Дон Оттавио - А.Бончи, Церлина - М.Зембрих, и, наконец, Лепорелло - Ф.Шаляпин. В своих воспоминаниях "Страницы из моей жизни" Федор Иванович вспоминал об этой постановке: "Приехал знаменитый венский дирижер Малер, начали репетировать "Дон Жуана"! Он на первой же репетиции пришел в полное отчаяние, не встретив ни в ком той любви, которую он сам неизменно влагал в дело. Все и всё делали наспех, как-нибудь, ибо все понимали, что публике решительно безразлично, как идет спектакль, она приходила "слушать голоса - и только". Уже по этой цитате из Шаляпина ясно, что ожидало Малера в Америке. Он быстро это понял и сам. Его регулярная деятельность в театре продлилась недолго (среди исполненных им опер "Валькирия", "Зигфрид", "Фиделио"). И вскоре он принимает предложение возглавить реорганизованный оркестр Нью-Йоркской филармонии, в чем ему помогли американские меценаты. Эпизодические выступления в опере продолжались, но очень редко. Так, в одном из писем Роллеру весной 1909 года маэстро пишет: "Я неплохо поставил "Фигаро"... и роскошную "Проданную невесту" (1-я постановка оперы Б.Сметаны в Америке - прим. авт.). В 1910 году он исполнил впервые в Америке "Пиковую даму", о предстоящей премьере которой сообщает в письме Б.Вальтеру: "Я как раз должен дирижировать этой оперой ("Пиковой дамой" - прим. авт.) в Метрополитен: они платят столько денег, что я, вероятно, не устою".
Так завершилась карьера Малера - оперного дирижера. В следующей статье цикла мы опубликуем отдельные высказывания маэстро и фрагменты воспоминаний его друзей и современников. Они дадут более полное представление о театрально-музыкальной стезе этого гениального музыканта.
В списке указываются только первые постановки в Венской опере (ПП) и новые постановки (возобновления) оперных спектаклей, осуществленные Малером (НП). Ряд второстепенных опер и многочисленные спектакли текущего репертуара, в которых Малер также ярко проявил себя, не указываются.
1897 г.
"Далибор" Б.Сметаны (ПП)
"Евгений Онегин" П.Чайковского (ПП)
"Царь и плотник" А.Лорцинга (НП)
1898 г.
"Джамиле" Ж.Бизе (ПП)
"Богема" Р.Леонкавалло (ПП)
"Белая дама" А.Буальдьё (ПП)
1899 г.
"Аптекарь" Й.Гайдна (ПП)
"Демон" А.Рубинштейна (ПП)
1900 г.
"Иоланта" П.Чайковского (ПП)
"Так поступают все" В.А.Моцарта (НП)
1901 г.
"Риенци" Р.Вагнера (НП)
"Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха (ПП)
1902 г.
"Гугеноты" Д.Мейербера (НП)
"Пиковая дама" П.Чайковского (ПП)
1903 г.
"Эврианта" К.М.фон Вебера (НП)
"Тристан и Изольда" Р.Вагнера (НП)
"Луиза" Г.Шарпантье (ПП)
"Жидовка" Ф.Галеви (НП)
"Богема" Дж.Пуччини (ПП)
1904 г.
"Коррехидор" Х.Вольфа (ПП)
"Фиделио" Л.ван Бетховена (НП)
"Лакме" Л.Делиба (ПП)
1905 г.
"Золото Рейна" Р.Вагнера (НП)
"Валькирия" Р,Вагнера (НП)
"Вильгельм Телль" Дж.Россини (НП)
"Дон Жуан" В.А.Моцарта (НП)
1906 г.
"Похищение из сераля" В.А.Моцарта (НП)
"Волшебная флейта" В.А.Моцарта (НП)
"Лоэнгрин" Р.Вагнера (НП)
"Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта (НП)
1907 г.
"Валькирия" Р.Вагнера (НП)
"Ифигения в Авлиде" К.В.Глюка (НП)
"Самсон и Далила" К.Сен-Санса (ПП)
"Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини (ПП)
* А.Роллер (1864-1935) и после отъезда Малера из Вены продолжал
свою плодотворную деятельность в музыкальном театре. До 1909 года
он работал в Венской опере, в дальнейшем сотрудничал с различными
театрами. Среди его работ в области оперной сценографии мировые
премьеры сочинений Р.Штрауса "Кавалер розы" (1911, Дрезден) и
"Женщина без тени" (1919, Вена), постановка "Парсифаля" в Байрейте
(1934). С 1922 года неоднократно принимал участие в постановках
Зальцбургского фестиваля.
** Венский "Сецессион" - общество художников и архитекторов,
объединявших представителей австрийского стиля "модерн". Образовано
в 1897 г. Среди наиболее ярких представителей живописцы Густав
Климт и Эгон Шиле. Центром "Сецессиона" был символистский
литературный журнал "Вер Сакрум", в котором ведущее место занимали
Райнер Мария Рильке и Гуго фон Гофмансталь.
На фото:
Густав Малер
А.Бар-Мильденбург в партии Брунгильды.
А.Роллер. Эмблема 14-й ("Бетховенской") выставки "Сецессиона". 1902
г.