Понятия не имею почему, но я люблю Глазго и часто в мыслях возвращаюсь туда. Я всегда бывала там осенью или зимой, и погода каждый раз была дьявольская - туман и постоянный масляный, липкий мелкий дождь. Но от этого город только казался мне еще роднее, и многие воспоминания о нем очень забавны.
Когда я выступала в Глазго в "Красавчике Принце Чарли", я увидела два нововведения: появление кондукторш в городских трамваях и приток чиновников из Министерства Иностранных Дел, которых отправили из Лондона в Глазго, подальше от фронта. Часто можно было видеть эти городские гибриды, прогуливающихся по Сочихолл-Стрит в своей великолепной униформе, состоявшей из черного жакета, полосатых штанов, котелка, зонтика в правой руке, портфеля и экземпляра "Таймс" в левой.
Однажды один такой господин вскочил в трамвай, весело улыбаясь, и,
вежливо приподняв шляпу, спросил, есть ли места наверху.
Кондукторша оглядела его с головы до ног, медленно и
неодобрительно, и ответила с отчетливым шотландским акцентом:
- Да, тридцать шесть, и задница в каждом!
После этого столичный господин потащил ее в суд за наглость.
Во время моих гастролей в Глазго с "Сорочинской ярмаркой"
Мусоргского некоторые члены труппы, включая нашего второго дирижера
Малинюка (он был румын), остановились в коммерческом отеле.
Однажды, прежде чем отправиться в ресторан обедать, он повесил свое
пальто на вешалку, а после обеда обнаружил, что пальто исчезло. Он
ворвался обратно в зал и горько пожаловался нам всем, утверждая,
что, если ему не дадут пальто взамен, он уедет на следующем поезде
в Лондон. Мы видели, что он так и сделает, и немедленно поняли, что
в результате гастроли будут сорваны.)
Мы быстро посоветовались, и оба наших характерных тенора, Герман
Симберг и Пол Андре, предложили свое собственное пальто взамен -
пока Малинюк не купит себе новое. По-видимому, у них было по два
пальто, так что они могли позволить себе быть великодушными. Они
побежали и принесли свои пальто, и Малинюк очень высокомерно
померил их. Пальто Симберга, тяжелое морское, было отвергнуто, как
слишком короткое и вообще недостойное, чтобы его носил маэстро; но
пальто Пола было прекрасным, бледно-голубое, с густым овечьим
мехом, большими лацканами и поясом. Хотя Малинюк выглядел в нем
смешно, качество и красота одеяния его явно покорили, и он принял
пальто с таким видом, будто оказал Полу большую честь.
Естественно, Пол был уверен, что одолжил пальто ненадолго, и через
несколько дней рассчитывал получить свое любимое пальто обратно. Но
это было не так. Малинюк не собирался возвращать пальто и так и
носил его до конца гастролей. Незадолго до того выдачу одежды
ограничили, и он, видимо, не считал нужным тратить свои талоны на
пальто, пока он свободно пользоваться этой красивой вещью.!
Но погода в том году была особенно плоха, и скоро пальто потеряло и
свой изначальный овечий ворс, и свой бледно-голубой цвет. С каждым
днем оно все больше изнашивалось, а бедный Пол все больше
расстраивался. Я ясно помню, как он ходил за Малинюком (одетый
гораздо хуже) в слабой надежде как-нибудь защитить свое любимое
пальто от стихий. Нечего и говорить, что агрессивный и
самоуверенный характер Малинюка не давал Полу никакой возможности
установить дружеские отношения! Когда в конце гастролей пальто в
конце концов вернулось к Полу, оно было совершенно неузнаваемым; и
я сомневаюсь, что чистка смогла вернуть ему хотя бы часть его
прежнего великолепия.
Вскоре после нашего возвращения в Лондон мы с Симбергом однажды в
воскресенье отправились выпить кофе. Идя по Пиккадилли, мы
встретили Малинюка собственной персоной, одетого в элегантное и
великолепно сшитое темно-синее пальто. Он поприветствовал нас своим
обычным покровительственным тоном, и мы с Симбергом поздравили его
с его новым приобретением.
- Это не новое пальто, - ответил он. - Это мое лучшее воскресное
пальто. Я никогда не надеваю его в будни.
Единственное, о чем я жалею по поводу Глазго - что во время моего пребывания там имя Чарльза Ренни Макинтоша (1868-1928) было практически неизвестно, как и его чудесная архитектура и мебель. Хотя я часто заходила в чайные комнаты, оформленные им в стиле "art nouveau", я ничего не знала про их происхождение. Насколько богаче и роднее показалось бы мне Глазго, если бы я в то время знала про его существование? Несколько лет тому назад я съездила на паломничество в город, чтобы насладиться его искусством, и опять удивилась, как же он мог столько лет оставаться в безвестности.
продолжение ->