Фонд Ирины Архиповой начал осуществление интереснейшего проекта "Российские певцы в мировой опере". Тема проекта - русские оперные звезды на зарубежной оперной сцене. Как справедливо отмечается в буклете к первому концерту: "Такие имена, как Владимир Чернов и Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский и Мария Гулегина, Аскар Абдразаков и Людмила Магомедова, Галина Калинина и Нина Раутио украшают мировые оперные сцены, умножая славу России, как оперной державы". Этот список можно было бы продолжить: Сергей Ларин и Галина Горчакова, Сергей Лейферкус и Елена Заремба и многие другие... Открывал проект концерт Людмилы Магомедовой, который состоялся 13 сентября в Большом зале консерватории.
Надо сразу сказать, что первый концерт цикла удался. Во-первых, исключительно хороша была программа. Такой изысканной и качественной программы я не видел уже давно, ведь наши оперные и концертные афиши не отличаются большим разнообразием. Право, такие шедевры, как "Весталка" Спонтини, "Анна Болейн" Доницетти, "Турандот" Пуччини (поистине "калласовский" репертуар) достойны лучшей судьбы в России (краткие сведения о русских постановках см. в конце статьи).
Но репертуар репертуаром, а главное все-таки - исполнение. И тут
можно сказать, что в целом оно было на высоком уровне, хотя и не
все было одинаково ровно. Людмилу Магомедову я уже слышал в начале
года во время юбилейных торжеств Ирины Архиповой. В вердиевском и
пуччиниевском репертуаре она производила крепкое, профессиональное
впечатление, а напор и страсть даже увлекали. Иногда, впрочем, не
хватало меры, а также чуть-чуть присутствовала прямолинейность, но
это ведь почти неизбежно для такого типа драматических и мощных
голосов (даже Г. Димитровой или Ф. Корелли свойственны эти черты).
Пожалуй, лишь уникальной (и универсальной) Каллас нельзя было
бросить этот упрек. Именно сравнения с Каллас (декларируемого в
буклете) не выдержало начало программы - большая ария Джулии (или
Юлии в старой русской традиции) из второго акта "Весталки" Toi que
j'empore avec effroi (Tu che invoco con orrore в итальянском
варианте). Форсированная и тяжеловесная манера исполнения
Магомедовой (возможно от волнения) никак не отвечала стилю
сочинения. Трудности в интерпретации этой оперы заключаются в
переходном характере творчества композитора, стоящего посредине
пути от непринужденной моцартовской легкости к аффектации,
сочетающейся с итальянской кантиленностью, свойственной сочинениям
расцвета bel canto (Доницетти, Беллини). Необходима широта и
многогранность палитры, свойственная Каллас (способной даже самые
драматические места исполнять с завораживающей сдержанностью),
чтобы эта музыка зазвучала. Понятно, что форсированность (да к тому
же еще в типично русском надрывном-грудном стиле) была нужна певице
для преодоления многочисленных трудностей, особенно в финальной
части арии, требующей большой подвижности голоса в сочетании с
накалом страстей. И это очень чувствовалось.
Однако следующие номера программы Магомедовой удавались все лучше и
лучше. Маленькое и очень красивое (предвосхищающее лучшие
беллиниевские мелодии) ариозо Джулии (из финала 2-го действия, а не
всей оперы, как указано в буклете) было исполнено с чувством и
вкусом. Заключала первое отделение финальная сцена из "Анны Болейн"
со знаменитой арией Al dolce guidami (к слову сказать, эта
прекрасная опера никогда не исполнялась в России). В амплитуде
страстей (от отчаяния до всепрощения) певица показала себя ярко.
Кульминацией вечера бесспорно стало исполнение 2-й картины ("сцена загадок") из 2-го акта "Турандот" (а не всего акта - опять неточность буклета). Традиций исполнения этого труднейшего шедевра Пуччини у нас, практически, нет. Насыщенный импрессионистической звукописью и большими контрастами оркестр в сочетании с масштабными хорами и труднейшими сольными партиями - вот те препятствия, которые вставали и будут вставать перед храбрецом, задумавшим поставить эту оперу в России в наши дни. Поэтому я с большим сомнением ждал этого номера программы. Но действительность оказалась лучше (что в наши дни редкость). Здесь уместно сказать несколько слов об оркестре В. Федосеева и молдавском дирижере Александре Самоилэ. Со своей задачей они справились. Оркестр звучал чисто и продуманно, возможно только некоторые темпы были слишком медленными (как в известной записи 1972 года у Р. Мути с Д. Сазерленд в заглавной партии). Не подкачал и хор под управлением А. Рыбнова. Центральное место в сцене занимает, безусловно, партия Турандот. Все остальные солисты, включая Калафа (партию очень неплохо исполнил вышедший на замену заболевшего Олега Кулько солист "Геликон-оперы" Вадим Заплечный), хотя у него и есть тут верхнее "до", здесь на вторых ролях. Разумеется, поэтому именно эта сцена и была выбрана для концерта. Две арии Турандот, обрамляющие собственно "сцену загадок", дают возможность исполнительнице проявить себя во всей красе. In questa Reggia была спета Магомедовой хорошо, с большой экзальтацией, вполне уместной в партии сумасбродной принцессы. Да и ариозо Figlio del Cielo было убедительным, можно слегка придраться только к внешней манере исполнения - бесконечному прикладыванию рук к разным частям тела. Сами загадки, где Пуччини широко использует повторы, были исполнены несколько однообразно, возможно необходима была бы более тонкая нюансировка. Но, повторю, эта сцена еще раз убедила меня в том, что я почувствовал на зимнем концерте, когда певица вместе с Олегом Кулько доставили удовольствие публике в сценах из "Манон Леско": Магомедова - поистине пуччиниевская певица, и хвалебные цитаты из английской прессы не являются пустым звуком.
В заключении несколько штрихов к биографии Людмилы Магомедовой: училась в Донецке, затем в ГИТИСе в 1979-84 гг. у В. Пьявко. В 1987 дебютировала в Куйбышеве (партия Леоноры в "Трубадуре"). С 1989 в Немецкой государственной опере (среди партий Тоска, Леонора и др.). Гастролировала в Италии, Венгрии, в 1992 пела в Граце. В 1996 исполнила партию Ирис в одноименной опере Масканьи в Мюнхене (концертное исполнение). Неоднократно выступала в Англии, где в 1998 была признана одной из лучших исполнительниц партии Турандот.