«Макбет» на тель-авивской сцене

«Макбет» на тель-авивской сцене
Оперный обозреватель

Сегодня мы публикуем первый материал Юлии Цодыкс, живущей и работающей в Тель-Авиве. Интерес представляет не только постановка "Макбета" в Израиле (состоявшаяся в конце прошлого года), о которой рассказывает критик, но и участие в ней хорошо знакомых нам певцов (П.Бурчуладзе, Е.Зеленской). Статья написана в декабре 2000 года.

В музыкальном мире существует странная традиция приурочивать широкое исполнение произведений тех или иных композиторов к годовщинам их рождения или смерти. Поэтому, если в программу большинства концертов, которые вы посетите в ближайшие дни, включена музыка великого Джузеппе Верди, не удивляйтесь - в начале 2001 года исполняется 100 лет со дня его смерти. Новая Израильская опера, разумеется, не исключение. В программе нынешнего сезона сразу две оперы Верди - "Макбет" и "Отелло".

1/2

Премьера "Макбета" состоялась 14 марта 1847 года во флорентийском театре La Pergola. Опере сопутствовал успех, хотя и не такой ошеломляющий, как предшествующей "Аттиле". Но в результате именно "Макбет" оказалась самой исполняемой из всех ранних опер Верди. Правда, много позже, в период творческой зрелости, композитор переработал сочинение, но все наиболее ценное в первом варианте сохранилось и во второй редакции.

Верди с детства увлекался Шекспиром, и поэтому работал над "Макбетом" с особым увлечением. Главным действующим лицом у него становится не Макбет, а его злой гений - женщина, толкающая на вероломные убийства своего мужа, леди, лишенная всякой женственности.

Опера "Макбет" совершенно нетипична для итальянской оперы того времени. В ней нет обычной любовной интриги, что и по сей день встречается крайне редко. Верди настаивал, чтобы при постановке оперы особое внимание было обращено на две главные сцены: рождение заговора с целью убийства короля Дункана (первое действие) и ночные блуждания спящей леди, терзаемой угрызениями совести (четвертое действие). "Если эти места пропадут, - писал Верди, - опера провалилась. И эти места ни под каким видом не следует петь: их необходимо исполнять и декламировать очень мрачным и приглушенным голосом; без этого не может быть достигнуто впечатление. Оркестр с сурдинами - на сцене чрезвычайно темно".

imageРежиссер Жан-Клод Оврей не стал придерживаться буквального соблюдения предписаний Верди. Самой сильным моментом оперы стало второе действие - сцена пира, во время которого Макбету является призрак только что убитого Банко, и он теряет рассудок. Желаемый эффект достигается цветовым контрастом - на сцене присутствует огромная красно-желтая корона. "Действие оперы происходит в неопределенном месте, - говорит режиссер. - Время также не определено, и вместе с тем этот сюжет может повторяться везде и всегда, в том числе здесь и сейчас". Декорации почти полностью отсутствуют, и пустынная сцена напоминает место, пережившее какую-то страшную катастрофу.

Ключевое слово художника-постановщика Келли Маклеллана о "Макбете" - "власть". "Это драма о земле, о власти на земле и об определении границ властвования, о борьбе за власть, которая происходит в разных странах, в том числе здесь, в Израиле. Эта драма должна стать предостережением для всех нас", - говорит он. Не зря убийц Банко Маклеллан одевает в костюмы современных спезназовцев, известные нам по кадрам, снятым в горячих точках планеты. Хотя именно этот прием воспринимается как достаточно вульгарный, в остальном же костюмы героев заслуживают самой высокой оценки.

Раздражающая поначалу аскетичность оформления начинает нравиться к середине действия, и после окончания спектакля оценивается однозначно: блестяще.

А теперь - к актерам. Исполнитель заглавной партии в опере - знаменитый "вердиевский" певец Брент Эллис. Превосходный артист, обладающий приятным баритоном, прекрасный ансамблист. В роли кровожадной леди Макбет - российская певица Елена Зеленская, частый гость в нью-йоркской "Метрополитен" и лондонском "Ковент-Гардене". Чистое сопрано делает Зеленскую главной героиней спектакля, хотя ее голосу порой не хватает силы. Партию Банко поет знаменитый грузинский бас Паата Бурчуладзе, чье пение в комментариях не нуждается. Прекрасно исполняет роль Малькольма Феликс Лившиц. Этот лирический тенор, в прошлом солист Донецкой оперы, с недавних пор живет в Израиле, и на его счету уже немало весьма успешных выступлений в Новой Израильской опере. Для сопрано Юлии Плахиной, исполняющей партию придворной дамы, это первая роль на "большой" сцене. Ранее Плахина пела в постановке "Маленькой волшебной флейты" - облегченной версии оперы Моцарта для детей. У Юлии большой потенциал - сильный и красивый голос, выигрышная внешность. По всей видимости, вы услышите это имя еще много раз.

Опера "Макбет" включена также в программу концертов для юношества. В течение одного часа ведущий концерта будет рассказывать о сюжете и истории создания "Макбета", а участники постановки, выступающие в костюмах на фоне оригинальных декораций спектакля, продемонстрируют основные фрагменты оперы в фортепианном сопровождении.

Юлия Цодыкс. Журнал "МИГnews", Тель-Авив

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ