«Вокальная рана» Амфортаса открылась в Москве

Вагнеровский баритон Детлеф Рот выступил в Доме музыки

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Абонемент «Оперные звезды вагнеровского Байройта», в нынешнем сезоне предложенный вниманию публики Московским международным Домом музыки, просто не мог не привлечь внимание благодаря своему «магическому» названию. Несмотря даже на то, что концертов в нем – всего два, а в сознании среднестатистического меломана имена заявленных певцов безусловных ассоциаций с их обладателями явно не вызывают. В сопровождении Оркестра «Новой Оперы» под управлением Яна Латама-Кёнига в апреле нам предстоит встреча с тенором Клеменсом Бибером. А совсем недавно, в феврале, мы услышали баритона Детлефа Рота. На состоявшемся в Доме музыки концерте место за дирижерским пультом Национального филармонического оркестра России занял Константин Хватынец.

Оба певца – представители немецкой национальной исполнительской школы, и в послужных списках обоих байройтские ангажементы действительно значатся, так что всё честно и без обмана.

Тогда почему же после концерта одного из них, Детлефа Рота, осталось весьма смешанное чувство – ощущение явной неудовлетворенности и неоправдавшихся надежд? Честно говоря, глубинные причины этого мне и самому не ясны. Можно констатировать лишь то, что в этот вечер на сцене Светлановского зала Дома музыки певец был далеко не в лучшей вокальной форме. И говорю это лишь только потому, что два сезона подряд, в 2009 и 2010 годах, именно в Байройте мне выпадало стать свидетелем потрясающей интерпретации этим певцом партии Амфортаса в «Парсифале».

В первом отделении московского концерта были исполнены монолог Ганса Закса из «Нюрнбергских мейстерзингеров», а также песня и известнейший мелодичный романс Вольфрама из «Тангейзера». От некоторых шероховатостей вокальной линии, уже с самого начала досадно проявившихся в виде характéрных «микроподхрипываний», хотя на них и нельзя было не обратить внимания, всё же хотелось отмахнуться, как от чего-то случайного, явно не носящего систематического характера. Однако два монолога Амфортаса, прозвучавшие во втором отделении и потребовавшие от исполнителя уже существенно бóльшей драматической отдачи, предстали настоящим вокальным испытанием не только для слушателей, но и для самого певца. Это испытание оказалось куда более трудным и болезненным, чем сами муки Амфортаса от его незаживающей раны: связки упорно не желали смыкаться, а голос упорно не хотел звучать, то и дело выдавая провалы на forte и угрожая срывами на хрип.

Под занавес вечера прозвучал финальный монолог Ганса Закса всё из тех же «Нюрнбергских мейстерзингеров». Программа концерта, открывшаяся увертюрой к этой опере, завершилась ее финалом, причем, финальный монолог Ганса Сакса даже в условиях концерта не обошелся без заключительного хора. И хотя хоровых страниц за весь вечер было востребовано немного, своим действенным творческим присутствием обсуждаемую вагнеровскую программу Академический большой хор «Мастера хорового пения (художественный руководитель – Лев Конторович) однозначно украсил. Не считая вспомогательных хоровых эпизодов, не менее впечатляюще прозвучали также грандиозный хор из второго акта «Тангейзера» и хор рыцарей из третьего акта «Парсифаля».

Возвращаясь к солисту-певцу Детлефу Роту, необходимо еще раз подчеркнуть, что разочарование в отношении него было связано именно с двумя монологами Амфортаса. Представленные вокальные зарисовки двух других вагнеровских персонажей – Ганса Закса и Вольфрама – оказались интонационно выразительными и стилистически выверенными: характéрный нерв и психологизм вагнеровской вокальной звукописи проявился в них достаточно уверенно и убедительно. Исполнение же певцом нескольких тактов сцены Гурнеманца перед хором рыцарей и монологом Амфортаса в третьем акте «Парсифаля» стало всего лишь бонусом, как говорится, за те же самые деньги. Правда, несмотря на то, что слышно певца было очень хорошо, его голос в акустических условиях Светлановского зала Дома музыки выявил всего лишь «точечный», хотя и достаточно акцентированный посыл. В условиях же акустики уникального Байройтского музыкального дома голос певца воспринимался гораздо более масштабно и драматически экстатично, хотя и три с половиной года назад никаких иллюзий относительно реально небольшого масштаба его звучания не возникало.

Исполнение фрагментов вокальных партий, выхваченных из контекста огромных сценических произведений Вагнера, в условиях концерта уже само по себе предстает неким компромиссом. В этом смысле развернутым хорам и увертюрам «везет» несравненно больше. Свое действенное подтверждение это нашло и на обсуждаемом вечере. Правда, на первых тактах увертюры к «Нюрнбергским мейстерзингерам» оркестр поначалу явно «раскачивался», прилаживаясь к весьма сложной, инструментально насыщенной многосоставной партитуре, но ситуация очень быстро выправилась к лучшему. Увертюра же к «Тангейзеру» была сыграна настолько аппетитно сочно, настолько стилистически прочувствованно с точки зрения высокого романтического стиля этой музыки, что именно она и стала главным «лейтмотивом» всей программы.

Вагнеровский дебют молодого дирижера с Национальным филармоническим оркестром России можно назвать обнадеживающе успешным. Выпускник Московской консерватории по классу Геннадия Рождественского и участник дирижерско-стажерской группы НФОР, в настоящее время Константин Хватынец является главным дирижером театра «Московская оперетта». Между развлекательной демократичностью оперетты и несусветной чопорностью байройтского музыкального канона, понятно, пролегает целая пропасть. Тем более приятно осознавать, что под взмахом рук молодого маэстро вагнеровский репертуар не рассыпался на части, а сложился в единое, стилистически осмысленное целое.

Но жизнь есть жизнь, и певческий голос, хотим мы этого или нет, остается в ее стихии инструментом тонким и сиюминутно прихотливым. В силу этого к непредвиденным вокальным проблемам Детлефа Рота, пожалуй, следует отнестись скорее философски, нежели с праведным негодованием. Что и говорить: впечатления от романса о вечерней звезде, вложенного Вагнером в уста Вольфрама, на сей раз в исполнении звезды Байройта омрачились неожиданно открывшейся «вокальной раной» другого его персонажа – Амфортаса. А ведь по иронии судьбы присутствие певца на главном вагнеровском фестивале связано именно с этой партией: в ней он выходил к публике на протяжении пяти сезонов подряд – с 2008-го по 2012 год. Московская неудача очень похожа на творческую амортизацию, но как же не хочется в это верить по-настоящему!

На фото: Детлеф Рот

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ